Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности. В этот самый краткий период подросток проходит в своём развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения вступает на порог юности.
В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки. Часто в отрочестве подросток обретает чувство возрастной неполноценности (Мухина В.С.).
Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятие, речь, память и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качество личности так же становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и так же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознаёт себя как личность.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Подросток проходит через дружбу, общение в группе. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Именно в отрочестве ребёнок нацелен на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Подростки открывают в отрочестве глубины своего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Субъективно - это тяжёлые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудную школу идентификации и отстоять своё право быть личностью.
Проблемы и трудности этого возраста многообразны. На их основе возможны серьёзные затруднения, связанные со спецификой учения подростков:
- неумение выполнять действия по образцу, инструкции;
- затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);
- инертность мыслительной деятельности;
- несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;
- неосознанность учебной деятельности (целеполагание0;
- дисгармония мотивов учения.
Кроме того, личностные качества и свойства подростков так же имеют значение для процесса их обучения.
Воспитание и обучение подростков является одной из многочисленных проблем. Без целенаправленного педагогического воздействия результат стихийного формирования личности и поведения подростков непредсказуем. Поэтому учитель сегодня должен по-новому взглянуть на свои задачи и возможности. Я - учитель биологии с психологическим образованием - решила провести небольшое исследование и выяснить:
- существует ли зависимость качества обучения подростков от уровня их дисгармоний развития;
- возможна ли положительная динамика качества обучения благодаря коррекции педагогической деятельности с ориентиром на эти дисгармонии.
Эмпирическое исследование осуществлялось на протяжении трёх этапов.
Первый этап предполагал выявление тревожных и агрессивных детей, выявление типа восприятия индивидом группы. Выбор для исследования именно этих характеристик был не случаен. Они показались наиболее значимыми в результате наблюдения за классом. Для диагностики была использована методика Т.А.Немчина "Личностная шкала проявлений тревоги", опросник Басса - Дарки, специальная анкета. Данные констатирующего эксперимента говорят о наличии в классе детей с заявленными ранее проблемами. Эта работа может быть проведена и школьным психологом.
Показатели проявлений тревоги по личностной шкале Т.А.Немчина (в процентах)
Показатели уровня агрессии по опроснику Басса - Дарки (в процентах)
Распределение по типу восприятия индивидом группы (в процентах)
1. На втором этапе воспитательно - образовательный процесс был направлен на возможное внедрение и реализацию следующих методов:
Стимулирование и мотивация учебно - воспитательной деятельности:
- познавательные игры;
- создание ситуаций эмоционального переживания;
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
- создание ситуаций успеха.
2. Организация жизни и деятельности коллектива:
- создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
- коллективные игры;
- выработка коллективно - единых требований;
- коллективные соревнования;
- коллективное самообслуживание.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
- уважение;
- педагогическая требовательность;
- убеждение;
- осуждение;
- понимание;
- доверие;
- побуждение;
- сочувствие;
- педагогическое предостережение;
- анализ поступка;
- решение конфликтной ситуации.
4. Психолого - педагогическое воздействие и стимулирование активности ребёнка:
- пример, разъяснение;
- ожидание радости;
- снятие напряжения;
- обращение к самолюбию, самоуважению;
- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
- требование;
- внушение.
При этом целью не является понижение уровня тревоги, агрессии, изменение отношений в классе. Это является следствием изменения педагогического управления.
Зная особенности ребёнка, можно таким образом процесс обучения, чтобы он не чувствовал себя ненужным, отвергнутым, не пытался привлечь к себе внимание негативными проявлениями, не боролся за место "под солнцем" неприемлемыми способами. Использовать перечисленные методы можно и в случаях других дисгармоний ребёнка (повышенная или заниженная самооценка, застенчивость, страх, акцентуации и другое). Главное - необходимо научиться работать с подростками, воспринимая их такими какие они есть, с их проблемами и недостатками.
Насколько удалось решить основные задачи, показал третий этап - анализ результатов обучения подростков по предмету биология за период применения выше перечисленных методов. Обработка результатов, их систематизация и обобщение позволили определить положительную динамику качества образованности учащихся.
Динамика образованности учащихся за учебный год (в процентах)
Апробация прикладного исследования позволила сформулировать следующие общие выводы:
- диагностика позволяет выявить разную степень изучаемых особенностей подростков;
- на обучении и психическом развитии подростков сказывается отсутствие целенаправленного педагогического управления;
- развивающий эффект возможен в условиях использования разнообразных способов и методов профилактики и коррекции.
В ходе исследования был получен опыт, который может быть учтён при организации процесса обучения и воспитания.