Цель урока: повторение знания обучающимися фактического материала, умений обучающихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: В нашу школу пришло письмо для ребят 5-х классов. Давайте его прочитаем.
Дорогие ребята!
Вам пишет президент Клуба серьёзных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всём мире. Как видно из названия, члены нашего клуба - трудолюбивые обучающиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти испытание: сдать теоретический материал и выполнить задание, но чтобы пройти испытание мы должны отправиться в путешествие. Я буду рад приветствовать новых членов нашего клуба. Желаю удачи!
Какое невероятное совпадение! Тема нашего сегодняшнего урока - путешествие в страну "Натуральные числа". Мы можем принять участие в конкурсе. Ребята, начнём?
Обучающиеся: Начнём!
II. Актуализация знаний.
Учитель: Откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Итак, в путь!
Но, чтобы начать путешествие, нужны маршрутные листы, которые укажут по какой дороге путешествовать. Но они закодированы. Если вы правильно разгадаете код, то получите их на руки. И тогда мы сможем отправиться в путь.
I испытание: "Кодированные маршрутные листы" (устно).
Чтобы получить маршрутные листы необходимо набрать нужный код. Нужный код состоит из чисел, которые получаются при сложении всех правильных ответов в каждом из трёх устных заданий.
1 задание. Найдите значение выражения.
а) 45-5*3+20
б) 460:20
в) 17+3*2
г) 2*6*5 (50+23+23+60=156)
2 задание. Решите уравнение.
а) x+12=160
б) 4x=76
в) x:11=11
г) 2x+3x=25 (148+19+121+5=293)
3 задание. Найдите площадь прямоугольника. Найдите периметр квадрата.
1)
S=а*b
(S=13*2=26 (см)2)
2)
(Р=4*12=48 (см).) (26+48=74)
(156+293+74=523) - КОД
Учитель: Молодцы! Вы отгадали код. Теперь можете получить маршрутные листы. Мы можем отправиться в путь. Кто будет внимателен и активен во время путешествия, тот узнает много интересного и нового.
II испытание : "Переставляшки".
Учитель: Отправляемся в дорогу. На пути нам встречается речка, через которую перекинут мостик. Но перейти по нему можно лишь в том случае, ели мы сможем разгадать слова "Переставляшки" и дать разъяснения этим словам:
ТИР - ТРИ (натуральное число).
ГРУК - КРУГ (та часть плоскости, которая лежит в нутрии окружности (вместе с самой окружностью), называется кругом).
ДИРАУС - РАДИУС (это отрезок, который соединяет центр с точкой окружности).
АДИТМЕТР - ДИАМЕТР (отрезок который соединяет две точки окружности и проходит через центр).
РУЖКОНОСТЬ - ОКРУЖНОСТЬ (замкнутая линия).
НЕЦТР - ЦЕНТР (точка О называется центром круга и окружности).
Учитель: Молодцы ребята! Переходим к III испытанию.
III испытание: "Математическая зарядка".
УПРАЖНЕНИЕ 1: Исходное положение - руки вдоль туловища: при правильном ответе руки вперед, при неправильном - руки вверх.
10 > 5 (да) вперед;
42 < 15 (нет) вверх;
12 - это натуральное число (да) вперед;
5 - цифра (да) вперед;
0 - натуральное число (нет) вверх;
4х+х=6х (нет) вверх;
10х-2х=8х (да) вперед.
УПРАЖНЕНИЕ 2: Исходное положение - руки на поясе. При правильном ответе - поворот направо, неправильном - поворот направо.
7*8=56 (да) направо;
8*4=36 (нет) налево;
9*9=82 (нет) налево;
5*8=45 (нет) налево;
12*2=24 (да) направо;
11*3=34 (нет) налево;
7*7=49 (да) направо.
Учитель: Зарядка окончена. Но тут пришла шифровка. Чтобы ее прочитать, надо решить следующее волшебное задание:
24а-16а
58х-19х
28х+5х+13х
420х-15х+5
21*а*10
210а=Ь; 39х=П; 18а=В; 46х=У; 405х+5=Т
Учитель: Ребята, читаем - В П У Т Ь.
IV испытание: "Пароль".
Учитель: Быстро пролетело время за волшебными заданиями. И подошли мы к своей цели - городу Мастеров, но в город стража пустит только тех, кто угадает пароль.
Учитель: Отметьте на координатном луче точки О (1); Д (6); П (0);
Б (3); Е (4); А (8).Если единичный отрезок равен 3 клеткам.
Что такое координатный луч?
Обучающиеся: Отвечают.
Учитель: Шаг за шагом мы получили бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом. Кто разгадал пароль?
Обучающиеся: Отвечают - ПОБЕДА.
Учитель: Да, ребята ПОБЕДА! Молодцы. А какой праздник мы знаем в котором присутствует слово победа?
Обучающиеся: 9 мая, День Победы!
Учитель: Правильно. В 2010 году 9 мая будем праздновать 65 лет Победы. Ребята, а когда началась ВОВ?
Обучающиеся: 22 июня 1942 года.
Учитель: Правильно. А когда закончилась ВОВ?
Обучающиеся: 9 мая 1945 года.
Учитель: А сколько продолжалась ВОВ?
Обучающиеся: 4 года.
Учитель: Правильно 4 года, а дней 1418.
III. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, вам понравилось путешествие?
Обучающиеся: ДА!!!
Учитель: Вы блестяще справились с испытаниями. Всех вас зачисляют в Клуб серьезных математиков. Я поздравляю вас с победой! Но на это успокаиваться нельзя, в дальнейшем нас ждут более серьезные испытания. Ведь мы теперь члены Международной организации КСМ (Клуб серьезных математиков).
IV. Домашнее задание.
Найти и записать пословицы о числах.
Учитель: Спасибо за урок. До свидания.