Технология КСО

Разделы: Математика


Обучение - это общение
человека с человеком.
А.Петровский.

Особенности, технологическая схема и преимущества технологии КСО.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

Отмечают успехи друг друга;

Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;

Обсуждают изучаемый материал совместно;

Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;

Стимулируются положительным опытом совместной работы;

Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Особенности методики КСО в сравнении с ГСО.

ГСО (групповые способы обучения) КСО (коллективные способы обучения)

Организационные

-четкость, упорядоченность

-говорит один

-общение учащихся отсутствует

-молчание

-постоянное рабочее место

-отсутствует

-говорят все

-все общаются

-рабочий шум

-смена

Дидактические

-обучает профессиональный педагог

-весь материал - сразу и для всех

-мало самостоятельности

-сотрудничество отсутствует

-усвоение и применение - разнесены

-обучают ученики

-разные темпы и материал

-полная самостоятельность

-сотрудничество - основа обучения

-максимально приближены

Развивающие

-ученик - объект

-уравниловка, усреднение способностей детей

-систематический характер обучения

-не учатся выступать

-не умеют объяснять

- ученик - субъект + объект

-в соответствии с индивидуальными особенностями

-спонтанный характер

-учатся выступать, рассуждают, доказывают

-развитие педагогических способностей

Воспитательные

- каждый работает на себя

-отношения - не коллективные

-на себя и на других

-отношения ответственной зависимости: коллективистские

Организация КСО

Характеристика основных методик КСО.

Название методик На каких уроках применяется Ее особенности Отличия от собственно Ривинской
МР - методика Ривина Применяется на уроках изучения нового Требует от 20 мин. До 2-х уроков. Применяется в любой возрастной группе, требует умения читать и пересказывать -------------------------
ММ - мурманская методика Применяется на уроках систематизации и обобщения комплексных знаний Требует от 20 - 40 мин., но не более 2-х уроков. Методика устная, применимая практически в любой возрастной группе. Отрабатывает новый материал ( Ривинская изучает)
МВТ - методика взаимопередачи тел Применима на уроках изучения нового и первичного закрепления Требует от 40 мин. До 2-х уроков. Лучше работает в старших классах и особенно на предметах гуманитарного цикла. Задание дается по каждой теме, обязательно на три уровня.
МВЗ - методика взаимообмена заданиями Применима на всех типах урока Требует от40 мин. И более. Очень хорошо работает на уроках естественно-математического цикла и требует развитых общеучебных умений:
  • читать
  • пересказывать
  • задавать вопросы
  • выделять главное.
Работа в гомогенных группах ( маленьких, одного уровня)
МРБ - методика Ривина-Баженова Практически на всех типах уроков, но меньше на уроках изучения нового. Требует до 2-х уроков. Применима в любой возрастной группе. Посадка свободная. Обязателен контроль и учет знаний. Направлена на отработку нового знания и коррекцию.
ОМР - обратная методика Ривина Она применима на всех типах уроков Требует до 2-х уроков. Лучше работает в старших классах. Требует устойчивых навыков работы с любой литературой и подведения итогов работы в малой группе. Учет знаний в малой группе.

Обязательно надо найти место каждой методике в какой-либо теме. Не следует применять КСО на каждом уроке.

Организация обучения может быть:

  • Индивидуальной;
  • Работа в парах сменного состава;
  • Работа в парах постоянного состава;
  • Работа в малой группе;
  • Работа в большой группе.

Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения. Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащихся. У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте индивида на уроке. Хаотичность и неэквивалентность элементов педагогического процесса создает многократное превышение предельно допустимых норм, относительно психологических и физиологических законов и закономерностей по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности.

Следствием являются неудовлетворительные конечные результаты, повышенная утомляемость и заболеваемость учащихся и учителей, значительные и малоэффективные затраты времени, не достигающие поставленной цели.

Человек - это сверхсложная система. Он включен в систему общественных отношений и поэтому является их выражением и отображением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности ( в любой момент времени взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального и эмоционального развития).

Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая "коллективно-распределительная мыследеятельность" дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению.

Модель урока с полной самостоятельной деятельностью.

(реализуется в гетерогенных группах по 4 или 6 человек)

№ п/п № УЗ Содержание учебного материала Управление обучением
1 1/1 Цель: (что необходимо
  • знать
  • уметь
  • понимать и т.д)
Смотри учебник, дополнительную литературу
2   Повтори:(обобщенная целевая установка) Повтори ( более детально, например, какие-то понятия, параграф и т.д.)
2/1 Самоконтроль (вопросы по трем уровням) Сверься с (указать источник), смотри ответ
3   Выполни по образцу:

а) б) в) и т.д.

( в зависимости от сложности)

Проверь себя!

( см. источник)

3/1 Самоконтроль, взаимоконтроль Сверься с партнером

(работа в паре, группе) или консультация учителя.

4   Познакомьтесь со следующим материалом (теоретическое погружение). Повторите::. См. источник информации.
4/1 Выполни задание в измененной ситуации:

а) б) в)

Проверь себя!

( см. источник)

5   Выполни творческое задание  
5/1 Повтори:.. см. источник
5/2 Задается творческая ситуация ( сочини, отредактируй, реши..) См::::. (чем пользоваться)
5/3 Проверь себя!  
5/4 Сверься с партнером, группой (обсуждение результата)  
5/5 Оцени себя! Наметь новые цели.  
6   Спасибо за работу!