Обучение - это общение
человека с человеком.
А.Петровский.
Особенности, технологическая схема и преимущества технологии КСО.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:
Отмечают успехи друг друга;
Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
Обсуждают изучаемый материал совместно;
Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы - свои слова, рисунок, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
Стимулируются положительным опытом совместной работы;
Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО.
ГСО (групповые способы обучения) | КСО (коллективные способы обучения) |
Организационные |
|
-четкость, упорядоченность -говорит один -общение учащихся отсутствует -молчание -постоянное рабочее место |
-отсутствует -говорят все -все общаются -рабочий шум -смена |
Дидактические |
|
-обучает профессиональный педагог -весь материал - сразу и для всех -мало самостоятельности -сотрудничество отсутствует -усвоение и применение - разнесены |
-обучают ученики -разные темпы и материал -полная самостоятельность -сотрудничество - основа обучения -максимально приближены |
Развивающие |
|
-ученик - объект -уравниловка, усреднение способностей детей -систематический характер обучения -не учатся выступать -не умеют объяснять |
- ученик - субъект + объект -в соответствии с индивидуальными особенностями -спонтанный характер -учатся выступать, рассуждают, доказывают -развитие педагогических способностей |
Воспитательные |
|
- каждый работает на себя -отношения - не коллективные |
-на себя и на других -отношения ответственной зависимости: коллективистские |
Организация КСО
Характеристика основных методик КСО.
Название методик | На каких уроках применяется | Ее особенности | Отличия от собственно Ривинской |
МР - методика Ривина | Применяется на уроках изучения нового | Требует от 20 мин. До 2-х уроков. Применяется в любой возрастной группе, требует умения читать и пересказывать | ------------------------- |
ММ - мурманская методика | Применяется на уроках систематизации и обобщения комплексных знаний | Требует от 20 - 40 мин., но не более 2-х уроков. Методика устная, применимая практически в любой возрастной группе. | Отрабатывает новый материал ( Ривинская изучает) |
МВТ - методика взаимопередачи тел | Применима на уроках изучения нового и первичного закрепления | Требует от 40 мин. До 2-х уроков. Лучше работает в старших классах и особенно на предметах гуманитарного цикла. | Задание дается по каждой теме, обязательно на три уровня. |
МВЗ - методика взаимообмена заданиями | Применима на всех типах урока | Требует от40 мин. И более. Очень хорошо
работает на уроках естественно-математического
цикла и требует развитых общеучебных умений:
|
Работа в гомогенных группах ( маленьких, одного уровня) |
МРБ - методика Ривина-Баженова | Практически на всех типах уроков, но меньше на уроках изучения нового. | Требует до 2-х уроков. Применима в любой возрастной группе. Посадка свободная. Обязателен контроль и учет знаний. | Направлена на отработку нового знания и коррекцию. |
ОМР - обратная методика Ривина | Она применима на всех типах уроков | Требует до 2-х уроков. Лучше работает в старших классах. Требует устойчивых навыков работы с любой литературой и подведения итогов работы в малой группе. | Учет знаний в малой группе. |
Обязательно надо найти место каждой методике в какой-либо теме. Не следует применять КСО на каждом уроке.
Организация обучения может быть:
- Индивидуальной;
- Работа в парах сменного состава;
- Работа в парах постоянного состава;
- Работа в малой группе;
- Работа в большой группе.
Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения. Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов учащихся. У значительной части школьников отмечается неуверенность в себе, страх неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте индивида на уроке. Хаотичность и неэквивалентность элементов педагогического процесса создает многократное превышение предельно допустимых норм, относительно психологических и физиологических законов и закономерностей по механизмам работы памяти, внимания, мышления и деятельности.
Следствием являются неудовлетворительные конечные результаты, повышенная утомляемость и заболеваемость учащихся и учителей, значительные и малоэффективные затраты времени, не достигающие поставленной цели.
Человек - это сверхсложная система. Он включен в систему общественных отношений и поэтому является их выражением и отображением. Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности ( в любой момент времени взрослый человек определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального и эмоционального развития).
Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая "коллективно-распределительная мыследеятельность" дает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлектировать свои действия, а также способствует деловому общению.
Модель урока с полной самостоятельной деятельностью.
(реализуется в гетерогенных группах по 4 или 6 человек)
№ п/п | № УЗ | Содержание учебного материала | Управление обучением |
1 | 1/1 | Цель: (что необходимо
|
Смотри учебник, дополнительную литературу |
2 | Повтори:(обобщенная целевая установка) | Повтори ( более детально, например, какие-то понятия, параграф и т.д.) | |
2/1 | Самоконтроль (вопросы по трем уровням) | Сверься с (указать источник), смотри ответ | |
3 | Выполни по образцу: а) б) в) и т.д. ( в зависимости от сложности) |
Проверь себя! ( см. источник) |
|
3/1 | Самоконтроль, взаимоконтроль | Сверься с партнером (работа в паре, группе) или консультация учителя. |
|
4 | Познакомьтесь со следующим материалом (теоретическое погружение). Повторите::. | См. источник информации. | |
4/1 | Выполни задание в измененной ситуации: а) б) в) |
Проверь себя! ( см. источник) |
|
5 | Выполни творческое задание | ||
5/1 | Повтори:.. | см. источник | |
5/2 | Задается творческая ситуация ( сочини, отредактируй, реши..) | См::::. (чем пользоваться) | |
5/3 | Проверь себя! | ||
5/4 | Сверься с партнером, группой (обсуждение результата) | ||
5/5 | Оцени себя! Наметь новые цели. | ||
6 | Спасибо за работу! |