Задачи урока:
- Образовательная: выявить уровень усвоения учебного материала по теме "Строение и состав клетки", состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом, коррекция знаний учащихся.
- Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать.
- Воспитательная: создать условия для воспитания и развития культуры общения, коммуникативных качеств личности, чувства ответственности за результаты своего труда.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: таблица "Строение клетки", таблички с надписью "Консультант", микроскопы, пипетки, стеклянные палочки, препаровальные иглы, покровные и предметные стёкла, элодея, кусочки луковицы, йод, мука, семена подсолнечника, кусочек марли, стакан с водой, портрет Роберта Гука, инструктивные карточки, эпиграф урока "Клетка- это своего рода атом в биологии" (Джон Кендрю).
Тип урока: коррекция и контроль знаний.
Подготовительная работа (за 1-2 дня до урока):
- Выбрать 5 учеников-консультантов;
- Выявить их уровень подготовленности;
- Разъяснить их роль на предстоящем уроке.
Ход урока
1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой, представление учеников-консультантов, формирование рабочих групп.
2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.
Урок начинается с чтения отрывка текста, написанного англичанином Робертом Гуком в 1665 году.
"Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него: острым, как бритва, перочинным ножом: очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на чёрное предметное стекло: и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плосковыпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами... Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками:Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины и различных деревьев, а также внутреннюю мякоть полого стебля тростника... И обнаружил у всех у них тот же план строения".
Беседа по прочитанному тексту:
-Что вы знаете о Роберте Гуке?
-О существовании чего он впервые сообщил своими записками?
-Что вы знаете о клеточном строении живых организмов?
-На какие две группы делят все живые организмы?
-Какой учебный материал о клетке самый сложный?
-Какие вопросы вы могли бы задать автору этого текста?
-Предположите, как этот текст связан с темой нашего урока?
-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Сообщение темы, цели и эпиграфа урока.
3. Коррекция и контроль знаний и умений.
Разминочный этап.
Задания этого этапа выполняются в группах по 5 человек. Консультант даёт задание. Ученики в группе обдумывают ответы и поочерёдно отвечают. Ответы дополняются и уточняются. За правильные ответы консультант выдаёт жетоны, а при затруднении помогает. Учащиеся обращают внимание на ошибки и неточности, при необходимости обращаются за помощью к учителю. На этом этапе урока регистрируется личный результат (количество полученных жетонов).
1. Подберите наиболее точные обобщающие понятия.
а) ядро, цитоплазма, мембрана- :
б) хлоропласты, лейкопласты, хромопласты- :
в) эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы- :
г) пластиды, вакуоль, оболочка из клетчатки- :
д) митоз, мейоз- :
2. Что лишнее и почему?
а) бактерии, растения, животные, вирусы;
б) бактерии, растения, животные, грибы;
в) мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома;
г) хромосомы, ядро, ядрышко, хлоропласты;
д) хитин, крахмал, вода, белки.
3. Расшифруйте названия органоидов клетки.
а) палацтоизм ;
б) мрохоамсо;
в) блокачоо;
г) стиладып;
д) лькуова.
4. Вставьте пропущенные буквы.
а) ц-топлазма, в-куоль;
б) м-тохондрии, л-зосомы;
в) фагоц-тоз, риб-сомы;
г) ядр-шко, хром-сомы;
д) -дро, нукл-иновые кислоты.
5. Тест.
1. Вода составляет в организме:
а) 20%;
б) 60%;
в) 80%.
2. В эмали зубов воды содержится:
а) 20%;
б) 10%;
в) 1%.
3. Прочность костной ткани придают соли:
а) кальция;
б) калия;
в) натрия.
4. Нуклеиновые кислоты находятся в:
а) аппарате Гольджи;
б) митохондриях;
в) хромосомах.
Экспериментальный этап.
-Сегодня, выступая в роли великих учёных вам предстоит в своих лабораториях найти ответы на вопросы:
-Из чего состоят организмы?
-Из чего состоят клетки?
А слова Ливия "Кто слишком спешит, позже справляется с делом" будут своеобразным напутствием вам перед лабораторной работой.
-Раздача карточек-инструкций;
-Ознакомление учащихся с инструкциями;
-Самостоятельный выбор учащимися необходимого оборудования;
-Выполнение лабораторных работ по группам:
1-я группа- строение клеток кожицы чешуи лука;
2-я группа- строение клеток листа элодеи;
3-я группа- обнаружение белка;
4-я группа- обнаружение крахмала;
5-я группа- обнаружение жира в клетках растительных организмов.
-Представление отчёта о проделанной работе (по одному представителю от группы).
На этом этапе урока регистрируется командный и личный результат (за вклад в работу группы консультант выдаёт жетоны).
Этап "А знаете ли вы, что:"
Учащимся предлагалось выполнить творческое домашнее задание: найти в дополнительной литературе интересные факты по изучаемой теме, сочинить небольшую сказку о клеточном царстве-государстве, подготовить отчёт о фантастическом путешествии по клетке, показав взгляд на клетку как бы изнутри.
Каждая группа выступает со своим творческим домашним заданием.
4. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- С какой целью?
- Каков результат нашей деятельности?
- Кто из вас доволен результатом своей работы?
- Какие знания о клетке оказались самыми интересными?
- Поясните смысл эпиграфа урока: "Клетка- это своего рода атом в биологии" (Джон Кендрю).
- Закончите следующую фразу: "Мне кажется, что я похож на : (назвать часть клетки или органоид цитоплазмы), потому что :.
5. Подведение итогов урока и задание на дом.
Называются группы-победители и победители в индивидуальном зачёте.
Задание на дом: на кусочке картона вылепить из пластилина объёмную схему строения одной из клеток, изображённых на рисунке учебника.