Строение и состав клетки

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • Образовательная: выявить уровень усвоения учебного материала по теме "Строение и состав клетки", состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом, коррекция знаний учащихся.
  • Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательная: создать условия для воспитания и развития культуры общения, коммуникативных качеств личности, чувства ответственности за результаты своего труда.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: таблица "Строение клетки", таблички с надписью "Консультант", микроскопы, пипетки, стеклянные палочки, препаровальные иглы, покровные и предметные стёкла, элодея, кусочки луковицы, йод, мука, семена подсолнечника, кусочек марли, стакан с водой, портрет Роберта Гука, инструктивные карточки, эпиграф урока "Клетка- это своего рода атом в биологии" (Джон Кендрю).

Тип урока: коррекция и контроль знаний.

Подготовительная работа (за 1-2 дня до урока):

  • Выбрать 5 учеников-консультантов;
  • Выявить их уровень подготовленности;
  • Разъяснить их роль на предстоящем уроке.

Ход урока

1. Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой, представление учеников-консультантов, формирование рабочих групп.

2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

Урок начинается с чтения отрывка текста, написанного англичанином Робертом Гуком в 1665 году.

"Взяв кусочек чистой светлой пробки, я отрезал от него: острым, как бритва, перочинным ножом: очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на чёрное предметное стекло: и стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плосковыпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами... Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень многих маленьких ячеек, вычлененных из одной длинной непрерывной поры особыми перегородками:Я рассматривал при помощи своего микроскопа сердцевину бузины и различных деревьев, а также внутреннюю мякоть полого стебля тростника... И обнаружил у всех у них тот же план строения".

Беседа по прочитанному тексту:

-Что вы знаете о Роберте Гуке?

-О существовании чего он впервые сообщил своими записками?

-Что вы знаете о клеточном строении живых организмов?

-На какие две группы делят все живые организмы?

-Какой учебный материал о клетке самый сложный?

-Какие вопросы вы могли бы задать автору этого текста?

-Предположите, как этот текст связан с темой нашего урока?

-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Сообщение темы, цели и эпиграфа урока.

3. Коррекция и контроль знаний и умений.

Разминочный этап.

Задания этого этапа выполняются в группах по 5 человек. Консультант даёт задание. Ученики в группе обдумывают ответы и поочерёдно отвечают. Ответы дополняются и уточняются. За правильные ответы консультант выдаёт жетоны, а при затруднении помогает. Учащиеся обращают внимание на ошибки и неточности, при необходимости обращаются за помощью к учителю. На этом этапе урока регистрируется личный результат (количество полученных жетонов).

1. Подберите наиболее точные обобщающие понятия.

а) ядро, цитоплазма, мембрана- :

б) хлоропласты, лейкопласты, хромопласты- :

в) эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы- :

г) пластиды, вакуоль, оболочка из клетчатки- :

д) митоз, мейоз- :

2. Что лишнее и почему?

а) бактерии, растения, животные, вирусы;

б) бактерии, растения, животные, грибы;

в) мембрана, ядро, цитоплазма, хромосома;

г) хромосомы, ядро, ядрышко, хлоропласты;

д) хитин, крахмал, вода, белки.

3. Расшифруйте названия органоидов клетки.

а) палацтоизм ;

б) мрохоамсо;

в) блокачоо;

г) стиладып;

д) лькуова.

4. Вставьте пропущенные буквы.

а) ц-топлазма, в-куоль;

б) м-тохондрии, л-зосомы;

в) фагоц-тоз, риб-сомы;

г) ядр-шко, хром-сомы;

д) -дро, нукл-иновые кислоты.

5. Тест.

1. Вода составляет в организме:

а) 20%;

б) 60%;

в) 80%.

2. В эмали зубов воды содержится:

а) 20%;

б) 10%;

в) 1%.

3. Прочность костной ткани придают соли:

а) кальция;

б) калия;

в) натрия.

4. Нуклеиновые кислоты находятся в:

а) аппарате Гольджи;

б) митохондриях;

в) хромосомах.

Экспериментальный этап.

-Сегодня, выступая в роли великих учёных вам предстоит в своих лабораториях найти ответы на вопросы:

-Из чего состоят организмы?

-Из чего состоят клетки?

А слова Ливия "Кто слишком спешит, позже справляется с делом" будут своеобразным напутствием вам перед лабораторной работой.

-Раздача карточек-инструкций;

-Ознакомление учащихся с инструкциями;

-Самостоятельный выбор учащимися необходимого оборудования;

-Выполнение лабораторных работ по группам:

1-я группа- строение клеток кожицы чешуи лука;

2-я группа- строение клеток листа элодеи;

3-я группа- обнаружение белка;

4-я группа- обнаружение крахмала;

5-я группа- обнаружение жира в клетках растительных организмов.

-Представление отчёта о проделанной работе (по одному представителю от группы).

На этом этапе урока регистрируется командный и личный результат (за вклад в работу группы консультант выдаёт жетоны).

Этап "А знаете ли вы, что:"

Учащимся предлагалось выполнить творческое домашнее задание: найти в дополнительной литературе интересные факты по изучаемой теме, сочинить небольшую сказку о клеточном царстве-государстве, подготовить отчёт о фантастическом путешествии по клетке, показав взгляд на клетку как бы изнутри.

Каждая группа выступает со своим творческим домашним заданием.

4. Рефлексия.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- С какой целью?

- Каков результат нашей деятельности?

- Кто из вас доволен результатом своей работы?

- Какие знания о клетке оказались самыми интересными?

- Поясните смысл эпиграфа урока: "Клетка- это своего рода атом в биологии" (Джон Кендрю).

- Закончите следующую фразу: "Мне кажется, что я похож на : (назвать часть клетки или органоид цитоплазмы), потому что :.

5. Подведение итогов урока и задание на дом.

Называются группы-победители и победители в индивидуальном зачёте.

Задание на дом: на кусочке картона вылепить из пластилина объёмную схему строения одной из клеток, изображённых на рисунке учебника.