Урок "Материальные и информационные модели"

Разделы: Информатика


Дидактическая цель урока: Сформировать у учащихся понятие моделирования как метода познания, рассмотреть различные виды моделей.

Ключевой вопрос урока: Какие виды моделей Вы знаете?

Тип урока: объяснения нового материала и закрепления ранее полученных знаний.

Форма работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Задачи

Задачи обучения:

  • знать определение модели, объекта, системы, моделирования;
  • назначение модели и системы.

Уметь:

  • уметь выделять основные свойства объектов;
  • приводить примеры моделирования и формализации,
  • приводить примеры систем и их моделей;
  • выделять исходные данные и результаты в простейших компьютерных моделях;
  • организовывать самостоятельную деятельность;
  • применять полученные знания на практике.

Исследовать:

  • различие между объектами и моделями;
  • созданную модель.

Задачи воспитания:

  • воспитание информационной культуры;
  • воспитание уверенности в собственных силах;
  • привитие навыков работе в коллективе;
  • воспитание ответственности за результат своего труда.

Задачи развития:

  • развитие речи и внимания;
  • развитие мышления;
  • развитие познавательного интереса у обучающихся и интереса к предмету информатики;
  • создать условия для работы обучающихся во времени.

Средства обучения: учебник, доска, проектор, ПК, ПСПО.

План урока

  1. Повторение материала урока «Моделирование как метод познания».
  2. Постановка цели урока и мотивация активной деятельности.
  3. Объяснения нового материла.(Презентация).
  4. Выполнение практической работы.
  5. Подведение итогов.
  6. Разноуровневое домашнее задание и комментарий к нему.

Ход урока

1. Повторение материала урока «Моделирование как метод познания»

Для актуализации ранее изученного материала и проверки готовности к изучению нового материала проверяется уровень подготовки к уроку с помощью фронтального опроса по теме «Моделирование как метод познания».

Перед учащимися ставится вопросы:

  • Что такое объект? Модель?
  • Перечислите причины создания моделей.
  • Что такое моделирование?
  • Что такое формализация?
  • Что определяют отношения между объектами?
  • Какие отношения могут возникать между объектами?
  • Приведите примеры систем, состоящих из одних и тех же элементов, но обладающих различными свойствами.

2. Постановка цели урока и мотивация активной деятельности.

3. Объяснение нового материла

Презентация «Классификация моделей». (Приложение)

4. Выполнение практической работы

Для выполнения практической работы обучающиеся делятся на три группы. Каждой группе предлагается создать модель Останкинской башни.

  1. Материальную (Бумажный вариант – 3 листа альбомной бумаги, клей, скотч).
  2. Графическую (образную), созданную в среде любого графического редактора векторного или растрового (Paint, Компас-График, Word)
  3. Словесную(вербальную) модель в среде текстового процессора Word.

Для выполнения моделей можно использовать необходимую информацию из Интернета.

5. Подведение итогов

Комментируются и выставляются оценки за работу на уроке по десятибалльной шкале оценки знаний и умений учащихся. (Десятибалльная шкала оценки знаний учащихся принята в ГОУ ЦО № 656 им.А.С.Макаренко с 2003 года).

Критерии выставления оценок

Оценка
по 10-балльной
системе

Оценка Соответствие
5-балльной оценке

Материальная модель

Образная модель

Словесная модель

10 баллов – превосходно

5+

Творчески применяет полученные знания на практике, в модели отражены все основные свойства объекта, указаны мелкие детали объекта(флаг, антенны и т.д.), найдена полная информация о телевизионной башне, демонстрирует на практике способности к экспериментальной деятельности.

9 баллов – великолепно

5

Быстро выполняет творческое задание, в модели отражены все основные свойства объекта, модель выполнена аккуратно.

8 баллов – отлично

5-

Демонстрирует полное понимание сути изученного материала, в модели отражены все основные свойства объекта, модель выполнена в отведенное время, иногда допускаются неточности или незначительные ошибки, которые практически сам и исправляет.

7 баллов – очень хорошо

4+

Легко находит нужную информацию и применяет ее на практике. Видит связь теории с практикой. Допускает неточности при создании модели.

6 баллов – хорошо

4

Допущены неточности при создании модели, работа выполнена неаккуратно, не использованы основные возможности компьютера при создании модели(оформление, копирование), не найдена, не отражена вся информация об основных свойствах модели.

5 баллов – недостаточно хорошо

4-

Созданная модель отражает не все основные свойства объекта, выполнена неаккуратно и имеет ряд неточностей.

4 балла – удовлетворительно

3+

Ученик допускает существенные неточности в создании модели, модель не отражает основные свойства объекта, модель полностью не завершена.

3 балла – посредственно

3

Запомнил теоретический материал, но не может применить его на практике без помощи учителя, есть практические затруднения в создании модели.

2 балла – слабо

3-

Заполнил некоторые положения теории. Не может назвать основные модели, не может выполнить конкретную модель без помощи учителя.

1 балл – очень слабо

2

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, пытался вникнуть и понять алгоритм выполнения работы создания модели, но так и не приступил к выполнению работы.

Подводится итог работы в группах, выбирается наиболее точная модель объекта «Останкинская башня».

6. Разноуровневое домашнее задание и комментарии к нему

Выучить определение основных терминов и понятий. §3.2.2.

  1. Приведите примеры различных форм информационных моделей(письменно в тетради).
  2. Творческое задание*. Разработайте мультимедийную модель физического процесса(по выбору учащегося).

Список используемой литературы и школьных учебников

  1. Н. Угринович. "Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса, Москва, 2006, БИНОМ Лаборатория знаний.
  2. Н.В. Макарова Информатика и ИКТ Учебник 8-9. Питер ПРЕСС Московский учебник.
  3. Н.Н. Самылкина, И.А. Калинин, Е.М. Островская, «Материалы для подготовки к экзамену по информатике», Москва, 2006, БИНОМ Лаборатория знаний.