Образовательная область: искусство.
Учебная дисциплина: теория и практика вокального пения
Тема:Балет.
Цель: расширение музыкального кругозора детей.
Задачи:
- Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями балета.
- Научить воспитанников слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое
- эстетическое наслаждение.
- Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.
- Способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Форма проведения занятия: эвристическая беседа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Методическое обеспечение занятия: иллюстрации балета, портрет композитора П. И. Чайковского, карточки с заданиями, понятийные карточки, рисунки воспитанников, наглядный материал.
Оборудование: музыкальный центр, пианино, кассеты.
Музыкальное оформление:
1. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
«Полька», «Вальс».
2. М. Коваль опера «Волк и семеро козлят» («Семеро
козлят» заключительный хор)
3. П. И. Чайковский балет «Щелкунчик» (фрагменты)
«Увертюра», «Марш», «Сражение», «Вальс».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас.
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Педагог: Мы с вами уже много раз
слушали музыку, которую сочинил великий русский
композитор П.И. Чайковский.
(Показ портрета композитора)
Педагог: Послушайте, пожалуйста,
внимательно, может быть, вы узнаете знакомые
отрывки из его музыки и вспомните, как она
называется.
(звучит «Марш деревянных солдатиков», «Полька»,
«Вальс»)
Воспитанники: ответы воспитанников
Педагог: Это произведения, которые
композитор написал специально для того, чтобы их
слушали дети. Но есть у Петра Ильича и музыка,
которую он сочинил специально для взрослых
зрителей и слушателей – это его оперы и симфонии.
А есть у него и такие произведения, которые любят
буквально все – взрослые, и дети. К таким вещам
относятся его балеты, созданные на сюжеты
волшебных сказок.
П.И. Чайковский создал балеты, которые до сих пор
постоянно идут на сценах самых известных театров
мира.
Педагог: А что такое театр?
Воспитанники: ответы детей
Педагог: Театр – это мир сказок,
удивительных приключений и превращений, мир
добрых и злых волшебников.
Педагог: В каждом крупном городе России
есть театр оперы и балета. В Москве это известный
во всём мире Большой театр.
Педагог: Лучшие музыканты, дирижёры,
певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в
постановке опер и балетов.
Педагог: На прошлых занятиях мы
знакомились с фрагментами из опер. Кто помнит их
название?
Воспитанники: Н. А.Римский-Корсаков
«Снегурочка», М. Коваль «Волк и семеро козлят».
Педагог: А скажите, что такое опера?
Воспитанники: отвечают.
Педагог: Опера – это музыкальный
спектакль. В нём все действующие лица поют в
сопровождении оркестра.
В опере есть музыка, либретто (слова),
хореография, декорации, костюмы. В опере
композитора М. Коваля «Волк и семеро козлят» поют
козлята, Волк, мама Коза.
Педагог: Давайте вспомним, кто в опере
исполняет эту тему
(Педагог исполняет фрагмент из оперы «Семеро
козлят»)
Воспитанники: отвечают.
Педагог: Каждому козлёнку композитор
дал своё имя. Имена у них не просто смешные, по
имени можно угадать, какой характер у того или
иного козлёнка. Например, подумайте и скажите,
что любил делать козлёнок по имени Бодайка?
Воспитанники: рассказывают, что любит
делать козлёнок Бодайка.
Педагог: Конечно, бодаться. А Дразнилка?
Воспитанники: рассказывают, что любит
делать козлёнок Дразнилка.
Педагог: Остальных козлят звали так –
Всезнайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка. Самого
маленького зовут Малыш.
III. Проверка домашнего задания
Педагог: Дома вы должны были
нарисовать одного из понравившихся вам
козлёночков и описать его характер.
Дети прикрепляют к доске свои рисунки, и дают
характеристику козлятам.
Педагог: Вот какие они весёлые, эти
козлята. И музыка первого отрывка, где мы с ними
познакомились, тоже весёлая. Это их общая
песенка, которой мы можем подпевать.
Там есть такие слова:
Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят…
Весело Всезнайке,
Весело Бодайке,
Весело Топтушке,
Весело Болтушке,
Весело Мазилке,
Весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы,
Прыгать и бодаться.
Педагог: Давайте послушаем этот хор ещё раз, тихонечко подпевая героям оперы.
IV. Объяснение нового материала
Педагог: Вы хорошо запомнили, что
такое опера. Но сегодня мы познакомимся ещё с
одним видом музыкального искусства – балетом.
Балет – это музыкальный спектакль. В нём все
герои танцуют. (Иллюстрации)
Педагог: Итак, главные части балета –
музыка и хореография (танец). Так же, как и в опере,
в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете
главным будет танец, то костюмы будут отличаться
от оперных костюмов. А как вы думаете, почему?
Воспитанники: Чтобы не мешать движениям
героев.
Педагог: Посмотрите на иллюстрации
(показ). Это балерины. У танцоров и балерин
специальные костюмы, юбки, которые называются
«балетными пачками» и специальная обувь
«пуанты».Составной частью балета является
пантомима. Что это такое? Воспитанники: отвечают.
Педагог: Актёры мимикой и жестами
выражают чувства, переживания героев, передают
смысл происходящих событий.
Педагог: А вы хотите себя попробовать в
роли балетных актеров?
Воспитанники: отвечают.
Педагог: Сейчас прозвучит мелодия В.
Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать по эту
мелодию пантомиму, танцевальную композицию:
- Я получил двойку;
- Мне жмут ботинки;
- Я разбил любимую мамину вазу;
- Я потерял ключи от квартиры;
- Мне купили футбольный мяч (красивую куклу)
Пофантазируйте и изобразите движениями и
мимикой. Я вам даю на это задание 1 минуту.
Педагог: Все мы любим сказки. Особенно,
если события, о которых они рассказывают,
происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких
новогодних сказок сочинил немецкий писатель
Гофман. Это произведение называется «Щелкунчик»,
и в нем говорится о том, как однажды праздновали
встречу нового года в одной немецкой семье.
Педагог: читает.
Звучит «Увертюра» из балета, на фоне её педагог
рассказывает.
«24 декабря детям советника медицины Штальбаума
весь день не разрешалось входить в проходную
комнату. Совсем стемнело. Вдруг светлый луч
скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал
тонкий серебряный колокольчик: динь, динь, динь!
Двери распахнулись, и ёлка засияла с таким
блеском, что дети с громким криком «Ах, ах!»
замерли на пороге». Итак, в доме одной немецкой
девочки, которую в книге зовут Мари, прошёл
праздник встречи Нового года, а после этого ей
приснился волшебный сон об удивительных
приключениях.
Педагог: По сюжету этой сказки русский
композитор П. И. Чайковский написал прекрасный
балет. (Показывает портрет композитора)
И сегодняшний наш разговор о музыке будет
посвящён этому балету.
Наверное, Пётр Ильич с большим удовольствием
писал музыку для балета «Щелкунчик». Ведь там
произошла такая интересная история – новогодний
праздник, сражение, встреча с прекрасным принцем.
Но между сказкой писателя Гофмана и балетом П. И.
Чайковского есть разница. Поскольку балет
сочинял русский композитор, то он дал своей
героине русское имя. Её зовут Маша. И, как часто
бывает в народных сказках, реальная жизнь балета
переплетается с вымыслом и фантастикой. Вот,
например, даже все герои, которые участвуют в
этом балете, делятся на реальных и вымышленных.
Маша, её брат, их родители, гости, приглашённые на
праздник, старый фокусник – всё это реальные
персонажи балета. Но вот кончается праздник,
девочка крепко засыпает, и во сне она видит
удивительную сказку. И все герои в этой сказке,
конечно же, вымышленные, волшебные, таких в
реальной жизни не увидишь. Но, пожалуй,
рассказывать надо постепенно.
Итак, у детей весёлый новогодний праздник. Они
приходят в гости к Маше и её брату. И в самом
начале балета звучит детский марш. Сейчас мы
послушаем его.
Представьте себе богато наряженную новогоднюю
ёлку. Снежные хлопья летят за окнами, но в
комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они
радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной
ёлки. Вслушайтесь внимательно, и вы сумеете
определить, когда вокруг ёлки маршируют
мальчики, а когда танцуют девочки. Музыка
мальчиков действительно написана в ритме
настоящего, хотя и детского, марша. А музыка
девочек – более изящная, стремительная.
Педагог: Как я уже сказала, в балете
действующие лица танцуют. Давайте мы попробуем
создать свой балет. Во время мужественной
«мальчиковой» части вы будете шагать, во время
лёгкой «девичьей» музыки можно легко кружиться,
приподнявшись на цыпочки.
(Слушание: «Детский марш»)
Педагог: Какой красивый этот новогодний
марш. Он полон счастья и веселья. Кажется, что
вслед за ним обязательно должны произойти
какие-то чудеса. И чудеса там действительно
происходят. Потому что в зале появляется новый
гость – фокусник. Фокусник дарит детям игрушки. И
среди них – забавная кукла, которая умеет
раскалывать орехи. Это – Щелкунчик.
(Педагог читает)
«Внимательно вглядываясь в славного человечка,
который полюбился ей с первого взгляда, Мари
заметила, каким добродушием светилось его лицо.
«Ах! – воскликнула, наконец, Мари.
– Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький
человечек, что стоит под самой ёлкой?» -«Он, милая
деточка, -ответил отец, -будет усердно трудиться
для вас всех: его дело – аккуратно разгрызать
твёрдые орехи». С этими словами отец бережно взял
его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда
человечек широко-широко разинул рот и оскалил
два ряда очень белых острых зубов. Мари сунула
ему в рот орех, и – щёлк! – человечек разгрыз его,
скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось
вкусное ядрышко». Но детям так полюбился
потешный человечек, что они заставляли его снова
и снова разгрызать орехи, пока не сломали. Тогда
девочка уложила его в кукольную кроватку. А когда
закончился вечер, все дети разошлись, и она сама
заснула.
Вот дальше появляются остальные герои этой
сказки – сказочные. Давайте посмотрим, что там
произошло дальше.
Маше кажется, что ёлка начинает расти, а куклы и
игрушки оживают. Кажется, что вот именно сейчас и
должно произойти какое-то важное событие.
Теперь в комнате начинаются трагические события
– война. Девочке Маше кажется, что изо всех щелей
комнаты вдруг выползают мыши. Самое настоящее
мышиное войско, которое возглавляет мышиный
король. Но храбрый Щелкунчик созывает оловянных
солдатиков и вместе с ними набрасывается на
мышиное войско. Вот как об этом написано в книге.
(Педагог читает)
«Барабанщик, мой верный подданный, бей общее
наступление! – громко скомандовал Щелкунчик».
Мыши отступили. Но в поединок со Щелкунчиком
вступил сам мышиный король. Их сражение длилось
долго. Давайте сейчас послушаем следующий
отрывок из него, который называется «Сражение».
Вслушайтесь внимательно, и вы угадаете музыку,
которая рисует наступление войск мышиного
короля, их столкновение с войсками оловянных
солдатиков, а также само сражение мышиного
короля с Щелкунчиком.
(Слушание: «Сражение»)
Но девочка Маша из сказки помогла Щелкунчику
самым простым образом: сняла с ноги туфельку и
бросила в этого противного мышиного короля.
На глазах изумлённой Маши Щелкунчик
превращается в прекрасного принца. Он подходит к
Маше и опускается перед ней на одно колено.
(Педагог зачитывает по книге отрывок на фоне
музыки)
«О, прекрасная дама! Вы одна вдохнули в меня
рыцарскую отвагу. Коварный мышиный король
повержен и купается в собственной крови.
Соблаговолите милостиво принять трофеи из рук
преданного вам до гробовой доски рыцаря. – Он
протянул Мари нанизанные на верёвочку золотые
короны. – Это всё, что осталось от поверженного
мышиного короля – золотые короны, которые
украшали его головы»
(музыка делается громче)
(Слушание: «Вальс»)
Педагог: какой танец вы слышите?
Воспитанники: отвечают
Вальс – один из заключительных номеров балета.
Он передаёт торжество, которое было устроено во
дворце, и чувство счастья, которое охватило
основных героев сказки – Машу и принца
Щелкунчика.
Таким образом, удивительная музыка композитора
П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» помогла нам
сегодня побывать в сказке, которая произошла в
новогоднюю ночь.
V. Итог урока
– Понравилась вам эта сказка? Что особенно
запомнилось?
– Музыку какого композитора мы с вами сегодня
слушали?
– Как называется этот балет?
– Кто запомнил, что такое балет?
– Посмотрите, на каком рисунке изображён
фрагмент из оперы, на каком –из балета?
– Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали.
– На этом наш урок закончен. Спасибо всем, до
свидания.