Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью решению задач

Разделы: Начальная школа


Обучение решению задач детей с интеллектуальной недостаточностью проходит с большим трудом. Дети не понимают смысла задачи, отдельные слова и выражения. При самостоятельном составлении задач они придумывают шаблонные тексты, содержащие однотипные ситуации, повторяют одни и те же вопросы, одни и те же данные. Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. На решение задачи отводится примерно половина урока.

Главная цель – научить анализировать задачу. Решить задачу – значит перевести конкретную ситуацию, описанную в задаче, в план арифметических операций. Причины ошибок прежде всего в недостаточном понимании предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче, и математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными и искомыми. При решении задачи требуется осуществление сложных приемов аналитико-синтетической деятельности и высокий уровень развития логического мышления. Дети часто называют первый пришедший на ум ответ, даже тогда, когда они потенциально могут решить задачу. Подменяют трудную задачу на более легкую. «Буквальный перенос» проявляется при переходе от простых задач к составным. Т.е. дети могут уменьшить количество действий, либо добавить лишнее. Несовершенство анализа приводит к тому, что дети не могут установить сходство между двумя задачи одного вида, но с различными ситуациями (они считают, что это разные задачи – одна про грибы, вторая про яблоки). А если попались задачи типа: В одной корзине 2 гриба, в другой на 3 больше. Сколько во второй? или В одной 2 гриба, во второй на 3 больше. Сколько в двух?, то эти две задачи ребенок считает одинаковыми. Одинаковые числа, одинаковые предметы, которые узнаем. Наибольшая трудность заключается в том, что когда дети решают задачу типа: Маша съела 5 конфет, а Оля 3 конфеты. Сколько всего конфет съели девочки вместе? (на наборное полотно с комментариями выставляется сначала 5, потом 3 конфеты), то на вопрос задачи дети отвечают, но на вопрос как получили ответ – нет или «Я посчитал».

Почему они не могут ответить? Выставленные на наборном полотне конфеты создают все условия для обращения к известному детям способу действия, т.е. пересчитыванию предметов. Срабатывает психологическая закономерность, которая заключается в тенденции сохранять известный способ действия. У детей не возникает необходимости прибавлять в уме к пяти три. Далее учитель использует различные приемы, наводящие вопросы, показывает как нужно и т.п.

Используя в задачах конструкции (слова действия): подарили – взяли, было – осталось, пришли – ушли и т.п., учащиеся узнают задачу и вспоминают, каким действием она решается. Но если попалась задача типа: Утром дети съели 5 яблок, вечером съели еще 2. Сколько всего яблок съели?, то ориентируясь на слово «съели», дети выполняют действие вычитание. Текст задачи до второго класса читает учитель. Читать задачу нужно выразительно, выделяя голосом математические выражения, главный вопрос и т.п.

Первое время, для более успешного восприятия задачи используют не только слуховой анализатор, но и зрительный и кинестетический. Задача иллюстрируется. Сначала это предметные иллюстрации, а затем изображения этих предметов на картинке. Широко используются рисунки, плакаты, ТСО. Постепенно дети учатся заменять элементы предметных множеств, о которых говориться в задаче, их символами. Деревья заменяем палочками, яблоки – кружочками. Помня об особенностях мышления умственно отсталого ребенка, нужно систематически прибегать к опредмечиванию или иллюстрированию не только новых задач, но и уже известных видов.

Постепенно идет переход от опредмечивания содержания задачи к воображению учащимися предметной ситуации. Учитель предлагает представить, вообразить, как это происходит в жизни. Школьники овладевают формами записи задач достаточно медленно, поэтому учитель должен изначально сам давать краткую запись. Запись делается учителем при активном участии учеников. Лучше всего дети воспринимают и понимают задачу, если ее повторяют по вопросам. Форма вопросов меняется от конкретных до обобщенных. 

В тексте есть слова «всего, осталось, больше, меньше», которые указывают на выбор арифметического действия. Но не всегда по контексту так бывает, поэтому не стоит ориентировать детей только на эти слова.

Для того, чтобы правильно выбрать зависимость учитель должен провести беседу, в ходе которой и будет установлена связь между данными и искомым. Разбор задачи можно начинать с числовых данных и вести к главному вопросу (сверху). Можно начинать разбор задачи от главного вопроса (снизу).

В младших классах при разборе задачи рассуждения чаще всего проводятся от числовых данных к вопросу задачи, т.к. учащимся легче к выделенным числовым данным поставить вопрос, чем подобрать два числа к вопросу задачи. Однако постепенно (с 3 класса), следует проводить рассуждения от главного вопроса задачи. Решение задачи опирается на предыдущий этап.

Учитель спрашивает: Во сколько действий задача? Что будем находить сначала, каким действием и.т.п. Запись решения задачи в первом классе будет в виде рисунка, т.к. дети не умеют писать. Далее используются различные формы записи: запись действий и ответа с наименованиями, запись решения с пояснением, запись решения с вопросами и действиями, запись плана решения и само решение. Это задачи, которые решаются одним арифметическим действием. Простые задачи позволяют раскрыть основной смысл и конкретизировать арифметические действия, сознательно овладевать математическими знаниями.

На простой задаче учитель впервые знакомит учащихся со структурой задачи, показывает, что значит решить задачу. Простые задачи являются составной частью сложных и, следовательно, формируют умение в последствии решать сложные задачи. Сначала изучают сюжетные задачи с однородными предметами (про яблоки). Затем вводятся сюжетные задачи с однородными предметами, отличающиеся каким-либо признаком (яблоки большие и маленькие).

И наконец, вводятся обобщающие слова (яблоки, груши, сколько фруктов). Учащиеся иллюстрируют задачи, манипулируют с предметами. Детей знакомят с таким видом задач, как задача-инструкция: возьми, положи, сколько стало.

В классе учитель делит детей  на группы по уровню обучаемости (по В.В. Воронковой) – высокий, средний, низкий, исходя из этого,  использует индивидуально – дифференцированный подход, предъявляет помощь различного характера (помощь направляющего, обучающего, стимулирующего, организующего характера).

Тема: «Решение простой арифметической задачи»

Цель: учить анализировать задачу.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить детей составлять задачи в предметно – практической деятельности;
    • учить выделять числовые данные и реальные действия, которые привели к изменению количества предметов;
    • учить  создавать краткую запись задачи, отражая её условие;
    • учить решать задачи по краткой записи.
  • Коррекционно-развивающие:
    • корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли);
    • корригировать и развивать функции внимания.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к  предмету;
    • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование:касса цифр, карточки с названиями (условие, вопрос, решение, ответ), карточки с написанными примерами (3 – 2, 1 + 2, 4 – 3, 5 – 2 и т.д.), геометрические фигуры (набор по 9 кругов, квадратов, треугольников, овалов, прямоугольников), компьютер, интерактивная доска.

Содержание урока.

I. Организационный момент

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

– У этой фигуры 3 угла и 3 стороны
– У этих фигур нет углов.
– У этой фигуры 4 угла и 4 стороны, пары сторон разной длины.
– У этой фигуры 4 угла и 4 стороны одинаковой длины.

II. Основная часть

– Какое сегодня число?
– Какое число было вчера?
– Какое число будет завтра?
– Какое время года? (месяц, день недели?)

Запись числа в тетради.

– Расшифруйте слова и узнаете тему нашего урока:

Высокий уровень:

(Решение задач)

Средний уровень:

Низкий уровень:

е н ш и е е р
2 5 3 6 7 4 1
а а ч з д
2 4 5 1 3

– Из чего состоит задача? (Условие, вопрос,  решение, ответ)
– Выложите правильную последовательность: что  сначала, что после и т.д. (дети выкладывают таблички с названиями на рабочем месте, а учитель выставляет на доску).
– Из скольких частей состоит структура задачи? (Из 4)
– Чем отличается рассказ от задачи? (В задаче есть вопрос)

III. Физминутка

Реши примеры и выполни действия столько раз, сколько показывает ответ. Подпрыгни: 3 – 2; присядь 4 – 2; наклоны влево 5 – 1; наклоны вправо 2 + 2; наклоны вперёд 1 + 1.

IV. Работа с задачей

Рита вышила 4салфетки, а Оля5 салфеток. Сколько всего салфеток вышили девочки?

– Прочитайте условие задачи, подчеркните его синим карандашом.
– Прочитайте вопрос задачи, подчеркните его красным карандашом.
– О чем задача?
– Как звали девочек? (Рита и Оля)
– Что они сделали? (Вышили салфетки)
– Сколько салфеток вышила Рита? Покажи цифрой. (4)
– Кто еще вышивал салфетки? (Оля)
– Сколько салфеток вышила Оля? Покажи цифрой (5)
– Больше или меньше стало салфеток? (Больше)
– Что обозначает число 4? (Количество салфеток, вышитых Ритой)
– Что обозначает число 5? (количество салфеток, вышитых Олей)
– Какой вопрос в задаче? (сколько салфеток вышили девочки?)
– Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего салфеток вышили девочки? (К 4 прибавить 5)
– Сколько получится? (9)
– Ответьте на вопрос задачи. (Девочки вышили 9 салфеток)
– Запись решения задачи в тетради.

(Дети высокого и среднего уровней записывают 1 вариант краткой записи;  низкого уровня –   2 вариант)

– Составим краткую запись задачи:

I вариант краткой записи:

– Сколько всего салфеток вышили девочки?

II вариант краткой записи:

– Сколько всего салфеток вышили девочки?

4 + 5 = 9 (с)

Ответ: 9 салфеток вышили девочки.

V. Физминутка

Я проговариваю задачу или рассказ. Если вы слышите задачу – выполняете бег на месте, а если  рассказ – приседаете 4 раза.

  • Дети на прогулке насыпали в кормушку зерна. Прилетели птицы: снегири и синицы, и стали клевать зерна. Снегирей прилетело 3, а синиц – 2. сколько птиц в кормушке? (Это задача, бег на месте)
  • Зимой на горке очень весело. Дети катаются на лыжах и санках. (Это рассказ, присесть 4 раза)
  • С горки на санках катаются 6 детей. 2 мальчика ушли домой. Сколько  детей осталось на горке? (Бег на месте)

VI. Работа с раздаточным материалом

Дети работают парами. У каждой пары набор геометрических фигур. Один ребёнок молча выполняет действие с геометрическими фигурами, а второй составляет по этому действию задачу и озвучивает её.

VII. Игра «Слушай и считай» (Презентация)

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел –
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей –        
Посчитай-ка всех зверей. (7)

Семь весёлых поросят    
У корытца стоят.     
Два ушли в кровать ложиться,  
Сколько свинок у корытца? (5)

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели      
И по пять морковок съели.      
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (10)

VIII. Итог урока

Обобщающие вопросы по теме урока.

Сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.