Урок русского языка в 3-м классе по теме "Состав слова. Корень"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;
  • развивать умение распознавать, сравнивать, подбирать однокоренные слова;
  • учить выделять общую часть родственных слов;
  • формировать умение определять тему, главную мысль текста;
  • способствовать формированию орфографической зоркости;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;
  • воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.

Оборудование: репродукции художников по теме “Осень”, фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”, А. Вивальди, кленовые листья, конвертики с заданием, тест. Презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Ребята, наш урок мы начнем необычно. Предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения Петра Ильича Чайковского.

(Дети слушают музыку “Времена года. Октябрь.”)

- Какие картины представили, пока слушали это произведение?

- Какому времени года П.И.Чайковский посвятил свое произведение? (осени)

- Правильно, осени. Осень – прекрасная пора. Посмотрите, как изобразил осень русский художник И. Левитан.

СЛАЙД № 1,2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- На уроках литературного чтения мы знакомились со стихотворениями А.Пушкина, И.Бунина, которые посвящены осени. Вспомним их.

- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Что это за слова? (словарные). Давайте вспомним, как они пишутся.

(Дети хором читают эти слова, объясняя орфограммы).

- Какие приметы осени вы знаете? (холодно, часто идут дожди, птицы улетели в теплые края….)

- Молодцы!

- Ребята, сегодня и к нам на урок пришла осень.

2. Чистописание.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

ОС ЕН ОСЕНЬ ОСЕННИЙ ОСИНКА

- Пропишите соединения и слова в тетрадях, соблюдая правила каллиграфии.

- Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограмму.

- Что общего в этих словах?

- Какое слово можно назвать лишним? (осинка)

- Почему? (осень – осенний – однокоренные слова)

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Что такое корень?

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по теме:

СЛАЙД № 3. КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(научиться определять корень в словах, находить однокоренные слова).

3. Работа по теме урока.

1) - Ребята, осень принесла с собой конвертики. Они лежат у вас на партах. Давайте узнаем что в них? (Телеграмма из лесу)

СЛАЙД № 4. ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

- Что такое телеграмма и в каких случаях ее получают? (ответы детей)

- В толковом словаре С.И. Ожегова слово “телеграмма” означает сообщение, переданное специализированным предприятием связи.

СЛАЙД № 5.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой телеграмме из леса? (ответы детей)

- Послушайте, я прочитаю, а вы определите, правы ли вы были.

(учитель читает текст).

Телеграмма из лесу

Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождем сыплются листья. Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда. Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно.

Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.

В ог..лённом л..су свищет х..лодный вет..р. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.

СЛАЙД № 6.

- Что я прочитала? (текст)

- Докажите, что это текст. Определите тему этого текста

- Как вы думаете, почему автор так назвал свое произведение?

(хотел сообщить о том, что происходит в лесу осенью).

2) - Сколько частей в тексте?

- Прочитайте 1 часть. О чем говорится в 1 части?

- Что такое утренники? (часть суток после ночи)

- Найдите в этой части слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть.

ЛИСТВУ, ЛИСТЬЯ

- Давайте запишем их в тетрадь. Поставьте слово листву в начальную форму.

- Продолжим подбирать однокоренные слова в этот ряд.

Листва, листья, листик, листочек, листовой, листопад.

- Докажите, что эти слова однокоренные. Поставьте ударение.

- Молодцы! Правильно.

- Найдите и прочитайте 3 предложение. Какое это предложение?

- Как понимаете смысл выражения “сыплются дождем ”?

- Сейчас, работая в паре, найдите в словах этого предложения изученные орфограммы. (Отметьте их в предложении на листочке)

(С деревьев дождем сыплются листья.)

- Объясните эти орфограммы.

- Молодцы!

3) - Следующее задание.

- Прочитайте 2 часть.

СЛАЙД № 6.

- Объясните лексическое значение слова БЕСКОРМИЦА.

- А кто такие дрозды? Почему дрозды не жалуются на бескормицу?

- Да, действительно.

- А кто видел дроздов? Хотите посмотреть на этих птиц?

СЛАЙД № 7.

- Ребята, а что нужно сделать, чтобы всем птицам не было голодно?

- Найдите в этой части имена существительные, которые подойдут к этой схеме.

СЛАЙД № 8. КОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ

- Запишите эти слова в тетрадь, выделив части слова.

Дрозды, рябины, гроздья.

-Молодцы!

4) - Прочитайте 3 часть текста.

СЛАЙД № 6.

- Сколько предложений в этой части?

- Почему больше не слышно в лесу песен?

- Выпишите 1 предложение в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы.

Предложение записано на доске:

В ОГ . ЛЕННОМ Л.. СУ СВИЩЕТ Х.. ЛОДНЫЙ ВЕТ. Р.

(1 ученик объясняет у доски).

- Подчеркните главные члены предложения, определите части речи.

- Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?

- Ребята, сейчас работая в паре, подберите к слову ХОЛОДНЫЙ однокоренные слова.

СЛАЙД № 9.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как пишутся корни в этих словах?

- Какое слово является проверочным?

- Молодцы!

5) - А теперь осень предлагает вам выполнить свое задание – тест. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

СЛАЙД №10.

- Возьмите листочки и выберите правильный ответ.

(звучит музыка А.Вивальди)

- Проверим, как вы справились с заданием.

СЛАЙД № 11.

- Встаньте, кто верно ответил. Молодцы!

4. Итог урока. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? Что интересного было на уроке?

СЛАЙД № 12.

- Много осень рассыпала разноцветных листочков: золотых, багряных.

Давайте мы свою работу сегодня оценим с помощью осенних листочков.

Золотые - очень хорошо,

Красные - не очень довольны,

Зеленые - буду еще стараться.

-Посмотрите, какой сегодня у нас получился ЛИСТОПАД! МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок.

Использованная литература

1.Толковый словарь С.И.Ожегова.

2. Русские поэты. Стихотворения об осени.