Цели урока:
- уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;
- развивать умение распознавать, сравнивать, подбирать однокоренные слова;
- учить выделять общую часть родственных слов;
- формировать умение определять тему, главную мысль текста;
- способствовать формированию орфографической зоркости;
- развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;
- воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.
Оборудование: репродукции художников по теме “Осень”, фрагменты из музыкальных произведений П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”, А. Вивальди, кленовые листья, конвертики с заданием, тест. Презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Ребята, наш урок мы начнем необычно. Предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения Петра Ильича Чайковского.
(Дети слушают музыку “Времена года. Октябрь.”)
- Какие картины представили, пока слушали это произведение?
- Какому времени года П.И.Чайковский посвятил свое произведение? (осени)
- Правильно, осени. Осень – прекрасная пора. Посмотрите, как изобразил осень русский художник И. Левитан.
СЛАЙД № 1,2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- На уроках литературного чтения мы знакомились со стихотворениями А.Пушкина, И.Бунина, которые посвящены осени. Вспомним их.
- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Что это за слова? (словарные). Давайте вспомним, как они пишутся.
(Дети хором читают эти слова, объясняя орфограммы).
- Какие приметы осени вы знаете? (холодно, часто идут дожди, птицы улетели в теплые края….)
- Молодцы!
- Ребята, сегодня и к нам на урок пришла осень.
2. Чистописание.
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
ОС ЕН ОСЕНЬ ОСЕННИЙ ОСИНКА
- Пропишите соединения и слова в тетрадях, соблюдая правила каллиграфии.
- Поставьте в словах ударение, обозначьте орфограмму.
- Что общего в этих словах?
- Какое слово можно назвать лишним? (осинка)
- Почему? (осень – осенний – однокоренные слова)
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Что такое корень?
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по теме:
СЛАЙД № 3. КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
(научиться определять корень в словах, находить однокоренные слова).
3. Работа по теме урока.
1) - Ребята, осень принесла с собой конвертики. Они лежат у вас на партах. Давайте узнаем что в них? (Телеграмма из лесу)
СЛАЙД № 4. ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ
- Что такое телеграмма и в каких случаях ее получают? (ответы детей)
- В толковом словаре С.И. Ожегова слово “телеграмма” означает сообщение, переданное специализированным предприятием связи.
СЛАЙД № 5.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой телеграмме из леса? (ответы детей)
- Послушайте, я прочитаю, а вы определите, правы ли вы были.
(учитель читает текст).
Телеграмма из лесу
Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождем сыплются листья. Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда. Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно.
Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.
В ог..лённом л..су свищет х..лодный вет..р. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.
СЛАЙД № 6.
- Что я прочитала? (текст)
- Докажите, что это текст. Определите тему этого текста
- Как вы думаете, почему автор так назвал свое произведение?
(хотел сообщить о том, что происходит в лесу осенью).
2) - Сколько частей в тексте?
- Прочитайте 1 часть. О чем говорится в 1 части?
- Что такое утренники? (часть суток после ночи)
- Найдите в этой части слова, близкие по смыслу и имеющие общую часть.
ЛИСТВУ, ЛИСТЬЯ
- Давайте запишем их в тетрадь. Поставьте слово листву в начальную форму.
- Продолжим подбирать однокоренные слова в этот ряд.
Листва, листья, листик, листочек, листовой, листопад.
- Докажите, что эти слова однокоренные. Поставьте ударение.
- Молодцы! Правильно.
- Найдите и прочитайте 3 предложение. Какое это предложение?
- Как понимаете смысл выражения “сыплются дождем ”?
- Сейчас, работая в паре, найдите в словах этого предложения изученные орфограммы. (Отметьте их в предложении на листочке)
(С деревьев дождем сыплются листья.)
- Объясните эти орфограммы.
- Молодцы!
3) - Следующее задание.
- Прочитайте 2 часть.
СЛАЙД № 6.
- Объясните лексическое значение слова БЕСКОРМИЦА.
- А кто такие дрозды? Почему дрозды не жалуются на бескормицу?
- Да, действительно.
- А кто видел дроздов? Хотите посмотреть на этих птиц?
СЛАЙД № 7.
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы всем птицам не было голодно?
- Найдите в этой части имена существительные, которые подойдут к этой схеме.
СЛАЙД № 8. КОРЕНЬ ОКОНЧАНИЕ
- Запишите эти слова в тетрадь, выделив части слова.
Дрозды, рябины, гроздья.
-Молодцы!
4) - Прочитайте 3 часть текста.
СЛАЙД № 6.
- Сколько предложений в этой части?
- Почему больше не слышно в лесу песен?
- Выпишите 1 предложение в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы.
Предложение записано на доске:
В ОГ . ЛЕННОМ Л.. СУ СВИЩЕТ Х.. ЛОДНЫЙ ВЕТ. Р.
(1 ученик объясняет у доски).
- Подчеркните главные члены предложения, определите части речи.
- Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?
- Ребята, сейчас работая в паре, подберите к слову ХОЛОДНЫЙ однокоренные слова.
СЛАЙД № 9.
- Какой частью речи являются эти слова?
- Как пишутся корни в этих словах?
- Какое слово является проверочным?
- Молодцы!
5) - А теперь осень предлагает вам выполнить свое задание – тест. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
СЛАЙД №10.
- Возьмите листочки и выберите правильный ответ.
(звучит музыка А.Вивальди)
- Проверим, как вы справились с заданием.
СЛАЙД № 11.
- Встаньте, кто верно ответил. Молодцы!
4. Итог урока. Рефлексия.
- Чему учились на уроке? Что интересного было на уроке?
СЛАЙД № 12.
- Много осень рассыпала разноцветных листочков: золотых, багряных.
Давайте мы свою работу сегодня оценим с помощью осенних листочков.
Золотые - очень хорошо,
Красные - не очень довольны,
Зеленые - буду еще стараться.
-Посмотрите, какой сегодня у нас получился ЛИСТОПАД! МОЛОДЦЫ!
Спасибо за урок.
Использованная литература
1.Толковый словарь С.И.Ожегова.
2. Русские поэты. Стихотворения об осени.