Решение задач и примеров в пределах 100. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания и умения решать и составлять задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного, составлять и решать примеры;
  • развивать логическое мышление, математическую зоркость, внимание, память, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность, любовь к природе.

Оборудование:

  • рисунки птиц (сова, дятел, кукушка);
  • карточки с цифрами: 7,10,20,30,40,50,60,70,80,90,100 (на каждой карточке с цифрой с одной стороны нарисован - воробей, а с другой - буква;
  • у каждого ученика на столе конверты с геометрическими фигурами;
  • «ордена» с изображением мудрой совы.

Ход урока

I. Организация класса:

- Добрый день ребята, сегодня у нас с вами урок – новоселье.

Урок – новоселье сегодня не зря
Ждут птички жильё от нас, друзья.
Давайте поможем им расселиться
И скажут «спасибо» за это нам птицы,
А чтобы задания все правильно решить
Надо все знания свои применить.

- Многие в своих дворах сделали скворечники, а птиц все нет и нет. Я сегодня видела утром, как у нас в классе спрятались птички. Давайте их поищем.

(На партах у учеников спрятаны птички с цифрами. Дети их находят, выходят к доске и ставят их на планку. 7,10,20,30,40,50,60,70,80,90. Карточка с цифрой 100 находится у меня на столе.) Получился числовой ряд.

II. Работа с числовым рядом.

- Ребята, посмотрите, какие это числа?

- Какое число лишнее? Почему?

- Давайте эти числа поставим в порядке возрастания.

- Какую закономерность вы видите?

- А у меня на столе тоже спряталась птичка. Какое это число? (100)

- Что вы можете о нем рассказать?

-Какие птицы нарисованы на карточках? (воробьи)

- Вот они нам сообщают тему нашего урока (карточки переворачиваю)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Сегодня на уроке мы будем решать и составлять задачи, примеры, работать с геометрическим материалом.

III. Решение примеров с «окошком».

- А чей это хвостик здесь виднеется? Посмотрите! Это птица прилетела к нам - сова. Эта птица очень умная и мудрая. На протяжении всего урока она будет за вами наблюдать, как вы работаете на уроке. Сова предлагает вам задание. Посмотрите, какое число спряталось?

12+ □=16

12-□=8

(Выходят два ученика к доске, записывают решение.)

- Давайте составим с этими числами примеры

16-12= 4

 

 

 

8+4= 12

16-4= 12

 

 

 

12-8= 4

 

 

 

 

 8-4= 4

(Дети составляют самостоятельно примеры, затем проверяем.)

- Хорошо, ребята, мы помогли сове, а вы знаете, что совы живут 350 лет, за год они уничтожают 1000 полевых мышей.

IV. Составление и решение задачи по краткой записи.

- Ребята, а чьё это крылышко виднеется? Давайте посмотрим. Эта птица … (дятел)

- Что вы про него знаете?

- Правильно, эта птица очень трудолюбивая, дятел простукивает дерево очень тщательно, чтобы найти насекомых – вредителей. За один день дятел съедает 750 пауков короедов.

- Дятел предлагает составить по краткой записи задачу.

- У нас недавно был трудовой десант, мы окапывали деревья. Составьте задачу по краткой записи.

(Краткая запись написана на доске.)

I кл.-15 деревьев

II кл. - ? на 6 деревьев больше

(Ответы детей.) Запись решения в тетрадь. Проверка.

- Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.

(Ответы детей). Запись краткой записи на доске, решение задачи самостоятельно в тетрадях. Проверка.

- Вот как мы хорошо потрудились, « как дятлы в лесу».

V. Физическая минутка.

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

VI. Решение примеров.

- Дети, вы слышите? Кто это?

- Правильно, это кукушка. Своим кукованием кукушка подчеркивает очарование наступившей весны, приносит радость людям. Эта птица очень полезная , она за 1 час съедает 100 вредных насекомых – вредителей, тем самым приносит большую пользу лесу. Кукушка нам прокуковала примеры. Вам нужно выбрать:

  • I вариант – с однозначным числом в ответе.
  • II вариант- с двузначным числом в ответе.

34-12

 

 

2х4

 

 

13-4

 

 

17+23

5х2

 

 

75-70

 

 

61+24

 

 

30-27

Взаимопроверка.

VII. Работа с геометрическими фигурами.

- Посмотрите на доску. Какие это фигуры? Назовите.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- На какие группы можно разделить фигуры? Почему?

- У вас на партах конверты с геометрическими фигурами, давайте составим скворечник для птиц.

- Но чтобы вселить в них птиц решим математическое выражение.

Выражение записано на доске. Решение по вариантам

  • I вариант: 12+20+24-15+19
  • II вариант: 14+31-20+14-9

(Прохожу и проверяю). Если пример решен правильно, то скворец влетит в скворечник, а если нет, то улетит. (На скворце написан ответ выражения)

- У всех птички поселились в скворечники. Новосёлы остались довольны.

VIII. Итог урока.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали на уроке?

- С какими птицами повстречались?

- Все вы хорошие знатоки математики. В награду от мудрой совы вы получаете «ордена» .

- Давайте, ребята, беречь птиц, не уничтожать их гнёзда, а помогать им.

Литература

  1. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальных классов.
  2. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в I - IV классах.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А . Работы по математике для начальной школы.