Цели урока:
- закрепить знания и умения решать и составлять задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного, составлять и решать примеры;
- развивать логическое мышление, математическую зоркость, внимание, память, речь;
- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность и дисциплинированность, любовь к природе.
Оборудование:
- рисунки птиц (сова, дятел, кукушка);
- карточки с цифрами: 7,10,20,30,40,50,60,70,80,90,100 (на каждой карточке с цифрой с одной стороны нарисован - воробей, а с другой - буква;
- у каждого ученика на столе конверты с геометрическими фигурами;
- «ордена» с изображением мудрой совы.
Ход урока
I. Организация класса:
- Добрый день ребята, сегодня у нас с вами урок – новоселье.
Урок – новоселье сегодня не зря
Ждут птички жильё от нас, друзья.
Давайте поможем им расселиться
И скажут «спасибо» за это нам птицы,
А чтобы задания все правильно решить
Надо все знания свои применить.
- Многие в своих дворах сделали скворечники, а птиц все нет и нет. Я сегодня видела утром, как у нас в классе спрятались птички. Давайте их поищем.
(На партах у учеников спрятаны птички с цифрами. Дети их находят, выходят к доске и ставят их на планку. 7,10,20,30,40,50,60,70,80,90. Карточка с цифрой 100 находится у меня на столе.) Получился числовой ряд.
II. Работа с числовым рядом.
- Ребята, посмотрите, какие это числа?
- Какое число лишнее? Почему?
- Давайте эти числа поставим в порядке возрастания.
- Какую закономерность вы видите?
- А у меня на столе тоже спряталась птичка. Какое это число? (100)
- Что вы можете о нем рассказать?
-Какие птицы нарисованы на карточках? (воробьи)
- Вот они нам сообщают тему нашего урока (карточки переворачиваю)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Сегодня на уроке мы будем решать и составлять задачи, примеры, работать с геометрическим материалом.
III. Решение примеров с «окошком».
- А чей это хвостик здесь виднеется? Посмотрите! Это птица прилетела к нам - сова. Эта птица очень умная и мудрая. На протяжении всего урока она будет за вами наблюдать, как вы работаете на уроке. Сова предлагает вам задание. Посмотрите, какое число спряталось?
12+ □=16
12-□=8
(Выходят два ученика к доске, записывают решение.)
- Давайте составим с этими числами примеры
16-12= 4 |
|
|
|
8+4= 12 |
16-4= 12 |
|
|
|
12-8= 4 |
|
|
|
|
8-4= 4 |
(Дети составляют самостоятельно примеры, затем проверяем.)
- Хорошо, ребята, мы помогли сове, а вы знаете, что совы живут 350 лет, за год они уничтожают 1000 полевых мышей.
IV. Составление и решение задачи по краткой записи.
- Ребята, а чьё это крылышко виднеется? Давайте посмотрим. Эта птица … (дятел)
- Что вы про него знаете?
- Правильно, эта птица очень трудолюбивая, дятел простукивает дерево очень тщательно, чтобы найти насекомых – вредителей. За один день дятел съедает 750 пауков короедов.
- Дятел предлагает составить по краткой записи задачу.
- У нас недавно был трудовой десант, мы окапывали деревья. Составьте задачу по краткой записи.
(Краткая запись написана на доске.)
I кл.-15 деревьев
II кл. - ? на 6 деревьев больше
(Ответы детей.) Запись решения в тетрадь. Проверка.
- Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
(Ответы детей). Запись краткой записи на доске, решение задачи самостоятельно в тетрадях. Проверка.
- Вот как мы хорошо потрудились, « как дятлы в лесу».
V. Физическая минутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Решение примеров.
- Дети, вы слышите? Кто это?
- Правильно, это кукушка. Своим кукованием кукушка подчеркивает очарование наступившей весны, приносит радость людям. Эта птица очень полезная , она за 1 час съедает 100 вредных насекомых – вредителей, тем самым приносит большую пользу лесу. Кукушка нам прокуковала примеры. Вам нужно выбрать:
- I вариант – с однозначным числом в ответе.
- II вариант- с двузначным числом в ответе.
34-12 |
|
|
2х4 |
|
|
13-4 |
|
|
17+23 |
5х2 |
|
|
75-70 |
|
|
61+24 |
|
|
30-27 |
Взаимопроверка.
VII. Работа с геометрическими фигурами.
- Посмотрите на доску. Какие это фигуры? Назовите.
- Какая фигура лишняя? Почему?
- На какие группы можно разделить фигуры? Почему?
- У вас на партах конверты с геометрическими фигурами, давайте составим скворечник для птиц.
- Но чтобы вселить в них птиц решим математическое выражение.
Выражение записано на доске. Решение по вариантам
- I вариант: 12+20+24-15+19
- II вариант: 14+31-20+14-9
(Прохожу и проверяю). Если пример решен правильно, то скворец влетит в скворечник, а если нет, то улетит. (На скворце написан ответ выражения)
- У всех птички поселились в скворечники. Новосёлы остались довольны.
VIII. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали на уроке?
- С какими птицами повстречались?
- Все вы хорошие знатоки математики. В награду от мудрой совы вы получаете «ордена» .
- Давайте, ребята, беречь птиц, не уничтожать их гнёзда, а помогать им.
Литература
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальных классов.
- Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в I - IV классах.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А . Работы по математике для начальной школы.