Урок по биологии в 6-м классе "Среда обитания. Экологические факторы"

Разделы: Биология


Цель: познакомить  с понятиями среда обитания, экологические факторы, видами экологических факторов, их влиянием  на живые организмы.
Оборудование:

  • Гербарии растений: джузгун, верблюжья колючка, клюква, черника, сосна, саксаул; комнатные растения: кактусы, алоэ.
  • Образовательная коллекция «Биология» живой организм.
  • Мультимедиа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их. И я надеюсь, что вы проявите себя с наилучшей стороны, покажите, как хорошо вы умеете работать на уроке. Не забываем, что на каждый вопрос нужно давать полный ответ.

II. Мотивация, целеполагание

Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа)

Учитель: Природа.   Что вы представляете, когда говорите природа?
Учащиеся: Природа – живые организмы и среда их обитания.
Учитель: Как можно назвать часть природы, где обитает живой организм?
Учащиеся: Среда обитания.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? И какая тема урока?
Учащиеся:  Сегодня мы будем  говорить о среде обитания живых организмах. И тема урока: Среда обитания.
Учитель: Какие среды обитания выделяют?
Учащиеся: Водная, наземно-воздушная, почвенная, специфическая.
Учитель: Молодцы!!! Сегодня вы узнаете, на какие группы делятся компоненты среды, и какое влияние они оказывают на живой организм.

III. Осмысление

Учитель: Кто может сказать, какая наука занимается изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей его средой обитания?
Учащиеся: Наука, занимающаяся изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей его средой обитания, называется экология.  
Учитель: Правильно!!! Компоненты среды, оказывающие влияние на живые организмы, называют экологическими факторами. (Запишите)
Учитель: Экологические факторы  делят  на три группы (рисуем схему в тетрадь)

  • Биотические
  • Абиотические
  • Антропогенные

Учитель: Как вы думаете, какие факторы, относя к биотическим?
Учащиеся: Это факторы живой природы.  
Учитель: В природе между организмами складываются различные отношения: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз.
Учитель: Что такое хищничество? Приведите пример.
Учащиеся: Это отношения между животными, в результате которых одни особи (хищники) убивают других (жертв) для питания. Например, волк – заяц.(Отношения хищник – жертва)
Учитель: Какого значение хищничества в природе?
Учащиеся: Регуляция численности жертв, т.к. убивают больных и ослабленных.
Учитель: Что такое паразитизм? Приведите пример.
Учащиеся: Это отношения между организмами, в результате которых одни особи (паразиты) питаются за счет других (хозяина). Например: собака – блоха. Человек – аскарида.(Трутовик – гельминты)
Учитель: Что такое конкуренция? Приведите пример.
Учащиеся: Конкурентные отношения возникают между особями, которые нуждаются в сходных условиях существования. Например, между особями одного вида за еду, территорию, между самцами за самку.   
Учитель: А знаете ли вы, Что такое симбиоз?
Учащиеся: Это взаимовыгодные отношения между организмами. (Симбиоз, микориза)
Учитель: Какие факторы, называют абиотическими?
Учащиеся: Это факторы неживой природы – свет, осадки, давление, состав почвы и тд.
Учитель: Очень важный абиотический фактор – это свет:  зачем?
Учащиеся:  В растениях на свету происходит фотосинтез, в результате которого в хлоропластах образуются органические вещества и в воздух выделяется кислород.  Если бы не было света, не было бы фотосинтеза, и не было бы жизни на земле.
Учитель: Молодцы!!! Фотосинтез это очень важный процесс. А еще с изменением длины светового дня связана суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных. Посмотрите видеофрагмент и скажите, как изменение длины светового дня влияет на поведение и жизнедеятельность животных? (ВИДЕО – Перелетные птицы)
Например, в середине лета еще тепло, достаточно осадков, но начинает уменьшаться длина дня и в результате  рост растений замедляется и начинается созревание плодов, семян, накопление питательных веществ. У животных начинается осенняя линька, многие, например грызуны, начинают делать запасы на зиму, у медведей запасные вещества откладываются в виде жирового слоя, перелетные птицы собираются в стаи.
Учитель:  Следующий очень важный абиотический фактор среды – это Вода: зачем?
Учащиеся: (делают свои предположения).
Учитель:  Так как вода необходима растениям и животным для нормальной жизнедеятельности, значит, природа должна наградить организмы такими приспособлениями, которые бы способствовали сохранению влаги.
Учитель: Самостоятельная работа в парах.

IV. Работа с гербариями по парам

Задание: определите, какие приспособления развились у растений к недостатку влаги (в пустыне, а в северных широтах, у нас)  (на отдельных столах  лежат гербарии и живые растения пустынь и северных широт) подойти и работать.
В  пустыне: длинные корни, чешуевидные листья (саксаул), листья иголки (кактус), утолщенные стебли (кактус).
В северных широтах: листья имеют толстую кутикулу, покрыты восковым налетом (черника, брусника), изменены в иголки (хвойные).
Учитель: Молодцы!!! А сейчас скажите, какие приспособления к недостатку влаги развились у животных? 
Учащиеся: У животных: запасают жир, в качестве источника воды, впадают в летнюю спячку (грызуны, черепахи). (Слайды – вода для млекопитающих – плотные покровы)
Учитель: Третий абиотический фактор, который оказывает сильное влияние на жизнедеятельность организмов – Температура.   На какие две группы делятся животные, в зависимости от того какая у них температура тела?
Учащиеся: Холоднокровные, теплокровные.
Учитель:  Как изменяется активность холоднокровных животных в зависимости от температуры окружающей среды?
Учащиеся: С похолоданием  холоднокровные становятся малоактивными, зимой впадают в спячку. Весной активность повышается. Любят погреться на солнышке.  (Насекомые – амфибии)
Учитель: Как теплокровные животные приспособились к перепадам температур? Какие у них появились приспособления для сохранения тепла?
Учащиеся: Густая шерсть, пуховой покров, запас подкожных отложений жира. Звери, которые не могут прокормиться зимой, впадают в спячку, улетают в теплые края.  (Теплокровные – строительство убежищ).
Учитель:  Как вы думаете, какие факторы среды, называют антропогенными?
Учащиеся: Это факторы среды, которые связаны с деятельностью человека.
Учитель:  Влияние человека на природу может быть прямым (непосредственным) ( охота) и косвенным (распашка степей, вырубка лесов, осушение болот изменяют прежние условия существования животных, а в новый они существовать не могут – гибель). Как еще деятельность человека влияет на живую природу? Учащиеся: Сточные воды, ядохимикаты, загрязнение атмосферы и др. Все это ведет к гибели животных и растений, и в итоге – к сокращению биоразнообразия.
Учитель: Творческое задание (группа):  нарисовать  экологический знак, призывающий  бережному отношению к природе.

5. Закрепление

1. Стр. 162. Рассмотрите рисунок.
2. Cтр. 162. Какие утверждения верны?

6.  Рефлексия

– Оцените себя как вы работали и , что полезного для себя вы узнали?

7.  Итог

– Я считаю, что вы сегодня на уроке работали … , поэтому Аня получает оценку _____ , Лиза – ____, Алла – ____, Яна – ____ .

8. Домашнее задание

1. Стр.156-163, принести на следующий урок рабочие тетради.
2. Стр.162. Подумайте: Как человек может использовать в своей практической деятельности знания о физических факторах среды?
3. Кроссворд.
4. Придумать текст листовки, призывающей к защите леса.