Открытый урок русского языка во 2-м классе, УМК "Начальная школа XXI века", по теме "Правописание слов с суффиксами -ек-; -ик-"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать представления о написании суффиксов -ек-; -ик-.

Задачи:

  • Формирование представлений о написании слов с суффиксами -ек-; -ик-.
  • Осознанное овладение нормами русского языка на основе теоретических знаний.
  • Развитие умений сравнивать, выделять существенные признаки изучаемого явления, делать выводы.
  • Воспитание любви к родному языку, эстетическое воспитание к слову.
  • Формирование личности школьника: самостоятельности мышления, умение работать в парах, вести учебный диалог.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый; исследовательский; диалогический.

Методы преподавания: побуждающий; словесный; наглядный.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; сигнальные карточки; опорные таблицы.

Ход урока

I. Организация класса

Звенит звонок,

Зовет всех на урок.

(Слайд  2 Приложение)

II. Актуализация класса

– Сегодня 10 декабря. Откройте свои тетради. Посмотрите, как сегодняшнее число записал Виктор Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков».

10 дикабря. Класная робота. (Слайд  3)

– Проверьте, правильно ли написано? Объясните правильное написание этих слов.

– Запишите себе в тетрадь.

(Меняет по щелчку.) 10 декабря. Классная работа.

III. Минутка чистописания

– Внимание на доску. Посмотрите на правильность соединений букв. (Учитель пишет на доске с комментированием онок – енок.)

– Пропишите соединения букв до конца строчки.

– Что можно сказать про эти соединения? (Это суффиксы.)

– Какое значение имеют эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

– Почему в написании этих суффиксов разные первые буквы? (После твердых согласных и шипящих Ж, Ш, Ч пишется -опок-; после мягких согласных, кроме Ч, – пишется -енок-.)

– Придумайте устно несколько слов с этими суффиксами.

IV. Открытие новых знаний

1. Постановка проблемы.

– Ребята, Витя Перестукин в записи числа сделал много ошибок. Как вы думаете, почему так произошло? (Не учит русский язык.)

– Надо отправить Витю в страну «Русского языка», чтобы он познакомился с правилами правописания слов. Но ворота в страну заперты на замок и нужен ключ, чтобы открыть ворота. (Слайд  4) Нам помогут слова: замок, ключ.

(Слайд  5) Замок, ключ.

– Образуйте уменьшительно-ласкательную форму этих слов. (Замочек, ключик.)

– Запишите транскрипцию этих слов.

[замоч'ик]      [к л' у ч' и к]

– Запишите под каждой транскрипцией эти слова буквами (если дети напишут).

замочик, ключик замочек, ключик.

– Объясни, почему вы так написали? Посмотрите, как эти слова пишутся в русском языке.

(Слайд  5) Замочек  Ключик

– Почему так получилось?

– В какой части слова мы умеем проверять безударные гласные?

– Как узнать в какой части слова эти безударные гласные?

– Разберите по составу, вспомните алгоритм разбора слов по составу.

(Слайд  5)

Разбор слова по составу

  1. Выдели окончание (измени форму слова).
  2. Выдели основу слова.
  3. Выдели корень (подбери родственные слова).
  4. Выдели суффикс.

– В какой части слова безударные гласные? (В суффиксах.)

– Умеем ли мы проверять безударные гласные в суффиксах? (Нет.)

– Хватает ли нам наших знаний? (Нет.)

– Над чем мы с вами будем работать сегодня? (Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-.)

2. Объявление темы урока.

– Тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с суффиксами -ик-; -ек-».

(Слайд  5)

– Мы сегодня узнаем в каких словах пишется суффикс -ик-, а в каких суффикс -ек-

Для этого мы должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируемся быть внимательными.

На красный свет – стоим;
На желтый свет – прыгаем;
На зеленый – шагаем.

(Слайд  6)

Физминутка «СВЕТОФОР».

3. Исследовательская работа.

– Для этого мы понаблюдаем за группой слов.

Арбузик, горошек, бантик, кармашек

(Слайд  7)

– На какие две группы можно разделить эти слова?

1-я группа – -ик-       арбузик – арбузика; бантик – бантика

2-я группа – -ек-       горошек – горошка; кармашек – кармашка

– Измени форму слова. Что заметили?

4. Выдвижение гипотез.

– Посоветуйтесь в парах. И попробуйте ответить на вопрос: когда пишется -ик-, а когда – ек-?

5. Составление алгоритма.

– Вспомним, что мы делали со словами? (Изменяли форму слова.)

– Что мы делали дальше? (Наблюдали за гласными в суффиксе.)

– Что в результате? (Если «убегает» гласный – пишется -ек-; если «не убегает» гласный, пишется -ик-.)

(Слайд  8)

6. Проверка гипотезы.

– Давайте откроем учебник на с. 115 и проверим наше предположение и правильность алгоритма.

– Прочитайте правило.

– Теперь мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

(Просмотр отрывка из мультфильма, где Витя Перестукин вспоминает правило правописания слов с суффиксами -ек-; -ик-.)

V. Первичное закрепление.

1. Фронтальная работа.

– Запишите слова, объясняя написание этих слов.

Корабл.к, блиноч.к, лист.к, глоточ.к.

2. Фронтальная работа с сигнальными карточками (гласные буквы).

Дождич.к, цвет.к, солдапик, песоч.к, веноч.к, голубоч.к, мяч.к.

(По мере ответов, слова появляются на экране.)

Физминутка.

VI. Закрепление (самостоятельная работа)

– Сейчас вы попробуете работать самостоятельно. Откройте тетрадь «Пишем грамотно» на с. 58. Посмотрите, здесь два упражнения: одно упражнение легче, так как там уже сделан первый шаг; другое сложнее – там надо все шаги делать самим.

– Подумайте, какую работу вы сможете выполнить сами. Слов много, вы сделаете столько, сколько успеете за 2 минуты. Приступайте к работе, не забывайте опираться на наш алгоритм.

(Самопроверка – слайд с правильными ответами.)

(Слайд  9)

– Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

(Слайд  10)

– Кто сделал ошибку? Смогли объяснить правильное написание слов с суффиксами ек-, -ик-? Давайте разберемся вместе.

– Молодцы! Ворота мы помогли открыть Виктору Перестукину. Пожелаем ему ДОБРОГО ПУТИ в страну «Русского языка». (Слайд  11)

VII. Итог урока

(Слайд  12)

– Мне понравилось., как вы работали, как сами смогли составить алгоритм правописания слов с суффиксами -ек-; -ик-. Особенно хорошо работали...

– Молодцы!

VIII. Задание на дом

(Слайд  13)

Т. «Пишем грамотно» с. 59,  3 или с. 60,  4 (по выбору).

Уч., с. 115, правило.

(Слайд  14)