Цель: Формировать представления о написании суффиксов -ек-; -ик-.
Задачи:
- Формирование представлений о написании слов с суффиксами -ек-; -ик-.
- Осознанное овладение нормами русского языка на основе теоретических знаний.
- Развитие умений сравнивать, выделять существенные признаки изучаемого явления, делать выводы.
- Воспитание любви к родному языку, эстетическое воспитание к слову.
- Формирование личности школьника: самостоятельности мышления, умение работать в парах, вести учебный диалог.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковый; исследовательский; диалогический.
Методы преподавания: побуждающий; словесный; наглядный.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; сигнальные карточки; опорные таблицы.
Ход урока
I. Организация класса
Звенит звонок,
Зовет всех на урок.
(Слайд 2 Приложение)
II. Актуализация класса
– Сегодня 10 декабря. Откройте свои тетради. Посмотрите, как сегодняшнее число записал Виктор Перестукин, герой мультфильма «В стране невыученных уроков».
10 дикабря. Класная робота. (Слайд 3)
– Проверьте, правильно ли написано? Объясните правильное написание этих слов.
– Запишите себе в тетрадь.
(Меняет по щелчку.) 10 декабря. Классная работа.
III. Минутка чистописания
– Внимание на доску. Посмотрите на правильность соединений букв. (Учитель пишет на доске с комментированием онок – енок.)
– Пропишите соединения букв до конца строчки.
– Что можно сказать про эти соединения? (Это суффиксы.)
– Какое значение имеют эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
– Почему в написании этих суффиксов разные первые буквы? (После твердых согласных и шипящих Ж, Ш, Ч пишется -опок-; после мягких согласных, кроме Ч, – пишется -енок-.)
– Придумайте устно несколько слов с этими суффиксами.
IV. Открытие новых знаний
1. Постановка проблемы.
– Ребята, Витя Перестукин в записи числа сделал много ошибок. Как вы думаете, почему так произошло? (Не учит русский язык.)
– Надо отправить Витю в страну «Русского языка», чтобы он познакомился с правилами правописания слов. Но ворота в страну заперты на замок и нужен ключ, чтобы открыть ворота. (Слайд 4) Нам помогут слова: замок, ключ.
(Слайд 5) Замок, ключ.
– Образуйте уменьшительно-ласкательную форму этих слов. (Замочек, ключик.)
– Запишите транскрипцию этих слов.
[замоч'ик] [к л' у ч' и к]
– Запишите под каждой транскрипцией эти слова буквами (если дети напишут).
замочик, ключик замочек, ключик.
– Объясни, почему вы так написали? Посмотрите, как эти слова пишутся в русском языке.
(Слайд 5) Замочек Ключик
– Почему так получилось?
– В какой части слова мы умеем проверять безударные гласные?
– Как узнать в какой части слова эти безударные гласные?
– Разберите по составу, вспомните алгоритм разбора слов по составу.
(Слайд 5)
Разбор слова по составу
- Выдели окончание (измени форму слова).
- Выдели основу слова.
- Выдели корень (подбери родственные слова).
- Выдели суффикс.
– В какой части слова безударные гласные? (В суффиксах.)
– Умеем ли мы проверять безударные гласные в суффиксах? (Нет.)
– Хватает ли нам наших знаний? (Нет.)
– Над чем мы с вами будем работать сегодня? (Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-.)
2. Объявление темы урока.
– Тема сегодняшнего урока: «Правописание слов с суффиксами -ик-; -ек-».
(Слайд 5)
– Мы сегодня узнаем в каких словах пишется суффикс -ик-, а в каких суффикс -ек-
Для этого мы должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируемся быть внимательными.
На красный свет – стоим;
На желтый свет – прыгаем;
На зеленый – шагаем.
(Слайд 6)
Физминутка «СВЕТОФОР».
3. Исследовательская работа.
– Для этого мы понаблюдаем за группой слов.
Арбузик, горошек, бантик, кармашек
(Слайд 7)
– На какие две группы можно разделить эти слова?
1-я группа – -ик- арбузик – арбузика; бантик – бантика
2-я группа – -ек- горошек – горошка; кармашек – кармашка
– Измени форму слова. Что заметили?
4. Выдвижение гипотез.
– Посоветуйтесь в парах. И попробуйте ответить на вопрос: когда пишется -ик-, а когда – ек-?
5. Составление алгоритма.
– Вспомним, что мы делали со словами? (Изменяли форму слова.)
– Что мы делали дальше? (Наблюдали за гласными в суффиксе.)
– Что в результате? (Если «убегает» гласный – пишется -ек-; если «не убегает» гласный, пишется -ик-.)
(Слайд 8)
6. Проверка гипотезы.
– Давайте откроем учебник на с. 115 и проверим наше предположение и правильность алгоритма.
– Прочитайте правило.
– Теперь мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
(Просмотр отрывка из мультфильма, где Витя Перестукин вспоминает правило правописания слов с суффиксами -ек-; -ик-.)
V. Первичное закрепление.
1. Фронтальная работа.
– Запишите слова, объясняя написание этих слов.
Корабл.к, блиноч.к, лист.к, глоточ.к.
2. Фронтальная работа с сигнальными карточками (гласные буквы).
Дождич.к, цвет.к, солдапик, песоч.к, веноч.к, голубоч.к, мяч.к.
(По мере ответов, слова появляются на экране.)
Физминутка.
VI. Закрепление (самостоятельная работа)
– Сейчас вы попробуете работать самостоятельно. Откройте тетрадь «Пишем грамотно» на с. 58. Посмотрите, здесь два упражнения: одно упражнение легче, так как там уже сделан первый шаг; другое сложнее – там надо все шаги делать самим.
– Подумайте, какую работу вы сможете выполнить сами. Слов много, вы сделаете столько, сколько успеете за 2 минуты. Приступайте к работе, не забывайте опираться на наш алгоритм.
(Самопроверка – слайд с правильными ответами.)
(Слайд 9)
– Кто из вас не допустил ни одной ошибки?
(Слайд 10)
– Кто сделал ошибку? Смогли объяснить правильное написание слов с суффиксами ек-, -ик-? Давайте разберемся вместе.
– Молодцы! Ворота мы помогли открыть Виктору Перестукину. Пожелаем ему ДОБРОГО ПУТИ в страну «Русского языка». (Слайд 11)
VII. Итог урока
(Слайд 12)
– Мне понравилось., как вы работали, как сами смогли составить алгоритм правописания слов с суффиксами -ек-; -ик-. Особенно хорошо работали...
– Молодцы!
VIII. Задание на дом
(Слайд 13)
Т. «Пишем грамотно» с. 59, 3 или с. 60, 4 (по выбору).
Уч., с. 115, правило.
(Слайд 14)