Основной функцией организации педагогического процесса МДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.
План - заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ [3].
Планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем [4].
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
- знание педагогами уровня усвоения программы дошкольниками;
- четкое представление об уровне, на котором должны находиться дети к концу планируемого периода;
- выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк и А.Н.Троян показал, что проблема содержания планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.
Актуальность выявления особенностей планирования в специализированных группах очевидна: в настоящее время единых требований к оформлению планирования образовательной работы в таких группах в литературе нет, в то время как количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи, неуклонно увеличивается.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ - это дети с особыми образовательными потребностями
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Целью образования детей данной категории является введение в культуру, используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса входят следующие блоки: диагностический, физкультурно-оздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий, социально-педагогический. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие.
Все пребывание ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ должно иметь коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность узких специалистов и воспитателей должна строиться на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.
При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен создать специальную развивающую среду, подобрать методические материалы, обеспечивающие задачи диагностики и реализации основных направлений работы (программы, перспективные планы, учебно-методические пособия, нормативные документы), разработать основные нормативные документы детского сада, в которых отражается организация жизнедеятельности детей с ОВЗ, их воспитание и обучение: специальный режим дня, двигательный режим, учебный план, сетка занятий [1]
Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина - ведение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, то и структура перспективного планирования должна быть единой, поэтому при составлении планирования необходимо учесть следующие признаки, обусловленные особенностями детей с ОВЗ:
- обучение ребенка должно содержать специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
- процесс обучения индивидуализирован в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка.
В перспективном плане должны быть отражены все разделы базовой программы, при этом их содержание выстраивается в новой логике: включает два компонента: "академический" и формирование жизненной компетенции, что представляется целесообразным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны отражаться обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса: речевое развитие - речевая практика, ФЭМП - практика применения математических знаний; мир природы - практика взаимодействия с окружающим миром; самопознание - практика личного взаимодействия с людьми; социальное развитие - практика жизни в социуме. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического варьируется и отражает представление о возможностях и ограничениях дошкольника с особыми образовательными потребностями [2]. Обучение детей осуществляется "по спирали", т.е. с повтором ранее изученного материала с постепенным "наращиванием" нового.
Специфика перспективного планирования образовательной работы в группах для детей с ОВЗ заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы - принцип комплексности (взаимодействие специалистов). Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и педагогов дополнительного образования) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-дефектолог:
Диагностирует уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений;
Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики;
Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия в первой половине дня, формирует подвижные группы с учетом актуального развития детей;
Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;
Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Учитель-логопед:
Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель:
Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-дефектолога, учителя-логопеда);
Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Педагог-психолог:
Организует взаимодействие педагогов;
Оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
Проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования:
Осуществляют музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывают психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
Используют на занятиях элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинский персонал:
Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
Проводит арома- и фитотерапию, массаж, физиопроцедуры и медикаментозное лечение (по назначению врача);
Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Особенность планирования образовательной работы в группах для детей с ОВЗ состоит в использовании коррекционных программ:
Некоторые программы реализуются в процессе изучения типовой программы ДОУ, например:
1. "Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада", Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и вторую половину дня. Специфика календарного планирования для детей с ОВЗ состоит в том, что во второй половине дня воспитатели работают по заданию учителя-логопеда (коррекционный час) над исправлением у детей речевого нарушения и развитием психических процессов. Воспитатель проводит индивидуальные или подгрупповые занятия по заданию педагога-дефектолога и учителя-логопеда. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Содержание работы определяют специалисты, которые оставляют задание для индивидуальной работы в "Тетради взаимосвязи". Чтобы обеспечить оптимальную эффективность "коррекционного часа", воспитатель организует параллельную работу детей: для одних дошкольников подбираются знакомые дидактические игры, для других - графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 - 15 минут, затем дети меняются местами.
2. "Воспитание и обучение заикающихся детей", С.А.Мироновой
Последовательность изучения отдельных тем изменена с учетом состояния речевых навыков заикающихся детей и специфических требований к речи.
В целях коррекции нарушений используются такие разделы, как "Речевое развитие", "Ознакомление с окружающим миром" и частично другие.
Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношениях звуков и фронтальные занятия "Речевое развитие", "Ознакомление с окружающим миром", "ФЭМП", "Изобразительная деятельность и конструирование", "Физическое развитие".
3. "Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения", М.И. Земцова
В первой половине дня планируется гимнастика для глаз, которую проводят воспитатели. При отборе наглядного материала для занятий учитываются его яркость и демонстративность.
Ежедневно во второй половине дня лечением детей занимаются специалисты (врач-косолог, ортоптист).
Следующие коррекционные программы содержат в себе разделы, в которых прописаны все направления развивающего воздействия:
1. "Подготовка к школе детей с ЗПР", С.Г.Шевченко
Содержит разделы "Речевое развитие", "Ознакомление с окружающим миром", "ФЭМП". Разделы "Рисование", "Лепка" и "Аппликация" планируются в соответствие с базовой программой, а логопедическое - в соответствие с коррекционной.
2. "Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста", Л.П. Савельева
Содержит разделы "Физическое воспитание", "Труд", "Игра", "Ознакомление с окружающим", "Развитие речи", "ФЭМП", "Музыкальное воспитание" и "ИЗО".
3. "Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью", Н.Ф. Дементьева
Содержит разделы:
- развитие движений;
- формирование навыков самообслуживания;
- ознакомление с окружающим и развитие речи;
- обучение игре;
- предметно-практическая деятельность;
- рисование;
- музыкально-ритмические занятия.
Таким образом, планирование образовательной работы в специализированных группах ДОУ имеет существенные отличия. Содержание планирования основано на принципе комплексности и тематического похода к образовательному процессу, определяется синтезом комплексной программы дошкольного образования и специальных коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п. (на каждого воспитанника группы составляется индивидуальный маршрут развития).
Список литературы:
- Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. - М. 1998.
- Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С. "Основные положения общей концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья", Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО №12, 2008.
- Н.Е. Яценко "Толковый словарь обществоведческих терминов", 1999.