Школьный мониторинг - комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения в объекте.
В школе педагогический мониторинг можно определить как форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве предоставляемых образовательных услуг, обеспечивающих непрерывное наблюдение за их содержанием и прогнозирование дальнейшего развития, а также как систему накопления инновационного опыта.
Школьный мониторинг призван исследовать промежуточные состояния, позволяет корректировать задачи, стоящие перед педагогами, рассматривается как механизм управления развитием образовательного процесса.
В школе существует единая система информационно-технологического сопровождения школьного мониторинга, позволяющая выявить "слабые" и "сильные" стороны учебного процесса и включает следующие направления:
- Оценка качества учебных программ и образовательных технологий;
- Мониторинг степени обученности учащихся по годам обучения и учебным предметам;
- Рейтинговая система стимулирования достижений учащихся;
- Диагностика потенциала научно-педагогического состава;
- Мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль.
Мониторинг качества образования
Информационное пространство школы объединяет всех взаимодействия всех участников образовательного процесса и позволяет автоматизировать выполнение привычных функций:
Директор и завуч автоматически составляют расписание, используя возможности программы "Школьный офис",
Управляют штатом сотрудников с использованием системы "Кадры",
Оперативно отслеживаются результаты образовательного процесса и принимаются управленческие решения, по итогам диагностических и тренировочных работ городской системы "Статград",
Обмениваются с вышестоящими организациями отчетной документацией, используя шаблоны, позволяющие автоматически формировать необходимые отчеты (Паспорт школы, программное и аппаратное обеспечение).
Учителя назначают задания, выставляют на сайте подготовленные материалы, проводят уроки в мультимедийных классах, проводят консультации, участвуют в работе виртуальных методических объединений, отвечают на вопросы родителей при помощи сайта школы.
Ученики могут выполнять задания в режимах on- и off-line (выполнение тренировочных заданий в системе Статград: тестов, контрольных работ), консультироваться, участвовать в совместных проектах, вести рейтинг знаний.
Родители имеют возможность следить за учебой своих детей.
Оценка качества учебных программ и образовательных технологий
База данных школы по данному направлению мониторинга наполнена следующими документами:
Устав ОУ.
Учебный план на текущий год (архивы учебных планов прошлых лет).
Отчеты данных мониторинга по предметам в таблицах и графиках за текущий учебный год и в динамике за несколько лет обучения.
Банк школьных проектов.
Мониторинг успеваемости и степени обученности учащихся (СОУ)
В практике школы используются следующие методики диагностики результативности работы учителя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в баллах
Успеваемость в % от общего количества учащихся;
Качество знаний пол количеству "4" и "5";
Средний балл;
Степень обученности учащихся (по В.П. Симонову, разработавшего систему целей обучения и соотносимые с ней уровни усвоения):
- уровень узнавания
- уровень запоминания
- уровень понимания
- деятельность в стандартной ситуации
- деятельность в нестандартной ситуации (перенос)
Данную методику оценки эффективности учебно-образовательного процесса можно использовать при подведении итогов по различным предметам (русский язык и математика, 10-11 классы, диагностические работы). Получаем данные по степени обученности учащихся, качеству обученности учащихся, динамику усвоения материала. На основании сводной таблицы строим графики, с помощью которых можно наглядно представить данные отчета.
Рейтинговая система стимулирования достижений учащихся
Для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса составляется рейтинг учащихся на основе их учебных достижений. С помощью рейтинга всегда виден "статус - кво" данного ученика на фоне класса, школы. На основании рейтинговой системы в школе выдаются стипендии лучшим учащимся по результатам года, а также стипендии от Управы Выхино-Жулебино - принцип личной выгоды, дополняясь принципом добровольности обучения. Оценка превращается в способ рационального определения личного рейтинга - показателя учебных успехов ученика.
Рейтинг по 9-м класса, вычислен на основании подсчета среднего балла аттестата и по результатам ГИА - 9 по русскому языку и литературе.
1-е место - 9 "В" 4.76
2-е место - 9 "Б" 4.3
3-е место - 9 "А" 3.76
Рейтинг учащихся школы по результатам Всероссийского конкурса "Кенгурёнок", "Русский медвежонок". Рейтинг учащихся 11-х классов по результатам Олимпиад и "Интеллектуального марафона".
Диагностика качества потенциала научно-педагогического состава
Объектом диагностики деятельности учителя могут быть уровень его профессиональной компетентности, степень коммуникабельности, и другие, социально значимые для педагога качества, уровень рефлексии, степень технологической грамотности.
Базовыми данными внутришкольного мониторинга педагогической деятельности служат:
Оперативные данные результатов мониторинга;
Сравнительный анализ показателей образовательного процесса по контрольным точкам и их динамика (по предмету, по результатам ГИА-9, ЕГЭ):
Самоанализ педагогической деятельности работника по итогам года или к аттестации;
"Портфолио" педагогического работника;
Анализ результатов итоговых, аттестационных, срезовых работ по предмету;
Анализ результативности участия в конкурсах для учителей и активности работы в городском методическом объединении или в творческих группах учителей.
Отчеты методических объединений.
Мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль.
Подходами к качественному анализу результатов обучения являются общие представления о требованиях к контрольно-измерительному материалу:
Содержание предмета должно быть представлено материалом содержательных линий: основной материал, ознакомительный, дополнительный;
При отборе заданий для контроля использовать принцип пропорциональности представленного содержания учебного предмета (темы);
Усвоение материала может быть на разных уровнях: базовом, повышенном, высоком.
Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.
Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей - стали основной задачей педагогического коллектива.
Формирование у учащихся основных компетенций:
- самостоятельность,
- предприимчивость,
- ответственность,
- коммуникабельность,
- толерантность,
- способность видеть и решать проблемы автономно, а также в группах,
- готовность и способность постоянно учиться новому в жизни самостоятельно и при помощи других,
- находить и применять нужную информацию,
- работать в команде.
Современными контрольно-измерительными материалами включаются задания, позволяющие выявить не только предметные знания, но и умения более высокого порядка:
Общеучебные умения - умения, связанные с освоением приемов общей (внешней) организации учебной деятельности (умение использовать учебную литературу, справочники)
Общепредметные умения - специфические умения, формируемые для обучения по конкретному предмету
Деятельностные умения - умения управлять учебной деятельностью (мотивация, целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекции)
Интеллектуальные умения - овладение и оперирование представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез)
Результаты сдачи ГИА - 9, подсчет баллов и выставление оценок.