Ключевым условием в установлении связи между результатами деятельности образовательных учреждений и требований Вузов должен стать компетентностный подход в обучении.
Под компетенциями мы понимаем реальные способности учащихся использовать на практике навыки и умения, приобретенные в период обучения в школе. Учащиеся должны иметь такие качества как: навык самопрезентации, обучаемость, умение адаптироваться, дополнительные навыки (ИКТ - компетентность, знание иностранных языков).
При обучении школа должна ориентироваться на опережающее развитие содержания обучения для дальнейшего практического применения знаний. Инновационное образование построено на овладении учащимися базовыми компетенциями с учетом перспективы их возможных изменений, результаты обучения должны позволять впоследствии приобретать знания самостоятельно. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать, использовать новую информацию. Формирование компетентности происходит на всех уроках в школе, в рамках дополнительного образования, при общении со сверстниками в сети Интернет, родителями.
В данной статье приводится пример формирования у учащихся таких видов компетентностей как:
- Коммуникативных - общепредметных и предметных;
- Учебно-познавательных - инструментальных, межличностных, системных;
- Социокультурных - на примерах литературных произведений.
Инструментальных компетенций, которые следует развивать в процессе учебной деятельности, их можно разделить на такие виды:
- способность ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; способность решать проблемы и принимать решения.
Ключевые компетенции
(общепредметные и предметные)
Русский язык и литература. | Информатика и ИКТ. |
Определение главного вопроса или
проблемы дискуссии; Определение аргументации в пользу той или иной позиции; Рефлексия своей позиции относительно обсуждаемой проблемы в сравнении с представленными |
Знание и готовность к использованию
основных программных средств; Умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; Публичная защита проекта (ответы на вопросы) |
Объяснение смысла своей точки зрения с
опорой на идеи, высказанные участниками
дискуссии; Понимание, чем мнение отличается от фактов |
Использование электронной почты Создание тем и участие в работе форумов и телеконференций |
Межличностные компетенции: Способность
работать в команде; Способность работать в
междисциплинарной команде; Способность к
обучению; Понимание культур и обычаев др. стран; |
Системные компетенции: Способность применять знания на практик; Исследовательские способности; Способности к адаптации в новых ситуациях; Способность к генерации идей (творчеству); Способность к лидерству, воля к успеху. |
Знание и применение правил личной
гигиены; Умение заботиться о собственном здоровье. |
Умение выполнять профилактическую гимнастику. |
Умение работать с книгами, учебниками,
справочниками, определителями, энциклопедиями,
каталогами; Умение работать с электронными ресурсами: книгами, библиотеками, электронными энциклопедиями, поисковыми системами. |
Владение информационными технологиями; Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ; Умение извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи; Умение понимать зависимости, выраженные в графической форме |
На примерах литературных
произведений Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, писателя - уметь составлять зрительские эссе, творческие отзывы; Умение грамотно выражать свои мысли, пользоваться словарным богатством русского языка. |
Этика в Интернет Авторское право Способность
работать в международном контексте; Умение использовать текстовые и графические редакторы, презентации; Владение ПК на уровне пользователя. |
Все виды компетенций вырабатываются при использовании активных методов обучения: групповой или командной работы, деловых и ролевых игр. В ходе проведения интегрированных элективных курсов по программе: "Русский язык и литература, интегрированных с ИКТ" - отрабатываются навыки, умения, вырабатываются компетенции в общении - устном, письменном, кросс - культурном, иноязычном, прививается умение вести коллективную дискуссию (полилог - иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп). Все познавательные умения развиваются и проверяются с помощью определенных заданий по категориям целей обучения Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Виды индивидуальных заданий, предлагаемых учащимся с использованием технологии контекстного обучения.
1-й тип заданий - Анализ стихотворения.
2-й тип заданий - анализ художественного произведения.
3-й тип заданий (творческого характера) - создание публикации на заданную тему.