Личностно ориентированный урок с использованием новых информационных технологий "Правописание НЕ с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Разделы: Русский язык


Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Цели:

  • Образовательная: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями.
  • Развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки не и частицы не.
  • Воспитательная: формировать потребность к приобретению знаний.

Оборудование урока: карточки-помощники, компьютер, мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Создание эмоционального настроя на урок.

– Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.

2. Сообщение: Организация учебной деятельности на уроке.

3. Оформление тетрадей.

II. Самостоятельная работа

1. Проблемное творческое задание: прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки. (Карточки-помощники для слабых учеников.)

(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха, (не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный; (не)образованность, (не)образованный.
(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко (не)правдивый рассказ. (Не) прочитанная книга.

– Объясните, почему так, а не иначе вы написали слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?
– Каким правилом вы пользовались при выборе написания?
– Какие трудности вы испытывали, выполняя задание? 

Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

2. Синтаксический разбор предложения: Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.

– Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)

Форма работы: полилог. Обсуждение индивидуальных «семантик», поддержка учеников.
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

III. Формулирование темы и цели урока учащимися

IV. Депроблематизация. Организованная коммуникация

– Уточните, что вы знаете о написании не с существительными и прилагательными.
– Самостоятельное исследование предложений. Задание: прочитайте и спишите текст, раскрывая скобки.

Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.

– Объясните, почему именно так раскрыли скобки. Как вы рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?
– Докажите, что правила о слитном и раздельном написании не с существительными и прилагательными можно применить к написанию не с причастиями?

Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый ответ с доказательством.

– Формулировка собственного умозаключения о слитном и раздельном написании не с причастиями.
– Сопоставление с правилом, данным в учебнике. (Орфограмма № 54).

VI. Тренировочные упражнения

1. Орфографическая задача

Задание: запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали. (Карточки-помощники для слабых учеников.)

Неудавшаяся экскурсия. Неудавшаяся из – за дождя экскурсия.
Ненаписанное сочинение. Не написанное вовремя сочинение. Не срубленное, а спиленное дерево. Недоумевающий взгляд.

2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 133:

  • 1 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно;
  • 2 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.

– Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.

Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.

3. Творческое задание (на выбор). Работа с ПК.

– Слитно или раздельно пишется не в предложениях?

1. Была весна, и плыл дивный запах ещё (не) распустившихся акаций.
2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооценённого в своё время.

А. Во всех случаях раздельно.
Б. Во всех случаях слитно.
В. В первом случае раздельно, во втором – слитно.
Г. В первом случае слитно, во втором – раздельно.

– Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый;
б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный;
в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий;
г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.

– Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.

а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий;
б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий;
в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный.

Дополнительное задание (для желающих.)

– Образуйте краткие причастия и запишите их с не:

Неумытый – …, непричёсанный – …, неогороженный – …, не засеянный –

Форма работы: задания даны в компьютере. Дети выбирают задания с учётом личностных особенностей.

VII. Домашнее задание

– Из трёх предложенных вариантов выберите тот, который вам нравится. Выполните письменно. Предложите более рациональный способ выполнения.

VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
– Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?
– Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?

Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):

  • умение рассуждать;
  • самостоятельность;
  • правильность.

Слайд «Внимание на экран. Вы молодцы!»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3