Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Цели:
- Образовательная: опираясь на субъектный опыт семиклассников, сформировать знания о слитном и раздельном написании не с причастиями.
- Развивающая: содействовать обучающемуся в овладении навыками обоснования написания не с причастиями, различения приставки не и частицы не.
- Воспитательная: формировать потребность к приобретению знаний.
Оборудование урока: карточки-помощники, компьютер, мультимедиа проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Создание эмоционального настроя на урок.
– Посмотрите друг на друга, на меня, улыбнитесь всем и новому дню. Вы многое знаете, многое умеете. У вас всё получится.
2. Сообщение: Организация учебной деятельности на уроке.
3. Оформление тетрадей.
II. Самостоятельная работа
1. Проблемное творческое задание: прочитайте слова, спишите, раскрывая скобки. (Карточки-помощники для слабых учеников.)
(Не)вежда, (не)вежественный; (не)ряха,
(не)ряшливый; (не)брежность, (не)брежный;
(не)образованность, (не)образованный.
(Не)правда, а ложь. (Не)правдивый, а лживый. Далеко
(не)правдивый рассказ. (Не) прочитанная книга.
– Объясните, почему так, а не иначе вы написали
слова? Как вы рассуждали, выполняя задание?
– Каким правилом вы пользовались при выборе
написания?
– Какие трудности вы испытывали, выполняя
задание?
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
2. Синтаксический разбор предложения: Вековые кедры и ели, растущие возле нашей школы, ещё не засыпаны снегом.
– Подумайте, почему именно так написано слово не засыпаны? (Постановка проблемы.)
Форма работы: полилог. Обсуждение
индивидуальных «семантик», поддержка учеников.
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
III. Формулирование темы и цели урока учащимися
IV. Депроблематизация. Организованная коммуникация
– Уточните, что вы знаете о написании не с
существительными и прилагательными.
– Самостоятельное исследование предложений.
Задание: прочитайте и спишите текст, раскрывая
скобки.
Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. Впервые я увидел (не) освещённый лес, а полутёмный и дикий. Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.
– Объясните, почему именно так раскрыли скобки.
Как вы рассуждали, чтобы прийти к такому выводу?
– Докажите, что правила о слитном и раздельном
написании не с существительными и
прилагательными можно применить к написанию не с
причастиями?
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый ответ с
доказательством.
– Формулировка собственного умозаключения о
слитном и раздельном написании не с
причастиями.
– Сопоставление с правилом, данным в учебнике.
(Орфограмма № 54).
VI. Тренировочные упражнения
1. Орфографическая задача
Задание: запишите словосочетания и выясните, почему именно так написано не со словами. Расскажите, как рассуждали. (Карточки-помощники для слабых учеников.)
Неудавшаяся экскурсия. Неудавшаяся из – за
дождя экскурсия.
Ненаписанное сочинение. Не написанное вовремя
сочинение. Не срубленное, а спиленное дерево.
Недоумевающий взгляд.
2. Работа с учебником. Письменное выполнение упражнения 133:
- 1 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется слитно;
- 2 группа: выпишите предложения, в которых не с причастиями пишется раздельно.
– Объясните, как вы рассуждали, выполняя задание.
Форма работы: диалог «учитель – ученик».
Тип ответа: с места.
Характер ответа: устный развёрнутый рассказ.
3. Творческое задание (на выбор). Работа с ПК.
– Слитно или раздельно пишется не в предложениях?
1. Была весна, и плыл дивный запах ещё (не)
распустившихся акаций.
2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооценённого в
своё время.
А. Во всех случаях раздельно.
Б. Во всех случаях слитно.
В. В первом случае раздельно, во втором – слитно.
Г. В первом случае слитно, во втором – раздельно.
– Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.
а) недоумевающий, недоступный, недовыполненный, недооценённый;
б) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный;
в) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий;
г) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненный, недооценённый.
– Укажите группу причастий, которые не употребляются без не.
а) ненавидевший, недолюбливающий, нелюбящий;
б) ненавидевший, недоумевающий, недолюбливающий;
в) ненавидевший, нелюбящий, неотвязный.
Дополнительное задание (для желающих.)
– Образуйте краткие причастия и запишите их с не:
Неумытый – …, непричёсанный – …, неогороженный – …, не засеянный –
Форма работы: задания даны в компьютере. Дети выбирают задания с учётом личностных особенностей.
VII. Домашнее задание
– Из трёх предложенных вариантов выберите тот, который вам нравится. Выполните письменно. Предложите более рациональный способ выполнения.
VIII. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке
– Что нового узнали на уроке? Чему научились?
– Помогли ли вам знания, полученные в 6 классе?
– Вы бы хотели провести этот урок иначе? Как?
Выставление отметок по следующим параметрам (с критериями знакомятся в начале урока.):
- умение рассуждать;
- самостоятельность;
- правильность.
Слайд «Внимание на экран. Вы молодцы!»