От размышлений к практическим рекомендациям

Разделы: Физика


Итак, Единый государственный экзамен - это состоявшийся факт, который все участники образовательного процесса, при различном своем отношении к нему, должны воспринимать как нечто неизбежное. Следовательно, выпускнику необходимо не просто задумываться над тем, как этот момент в жизни преодолеть, а как его преодолеть с максимальным результатом, чтобы в дальнейшем не возникало сожаления о том, что что-то в жизни не сделано. Первое и правильное решение выпускников и их родителей заключается в том, что бы как можно раньше определиться с теми направлениями образовательных областей, которые будут необходимы ребенку в дальнейшем. Учитель так же должен как можно раньше выявить в классе или классах, в которых он работает ту группу учащихся, которую он будет готовить к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Речь, конечно же, идет о предмете по выбору, так как русский язык и математика в форме ЕГЭ - это данность для всех настоящих или будущих выпускников.

С какого момента учителю стоит готовить детей - с того, как начинается изучение его предмета. Физика в учебном плане вводится для изучения с 7 класса, следовательно - это уже тот момент, когда можно начинать готовить учеников к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ. Каким образом? Одним из ответов на поставленный вопрос является форма контроля знаний учащихся в виде теста с различными уровнями сложности: А, В и С. Таким образом, ученик, во-первых, привыкает к данной форме контроля по предмету, во-вторых, его это уже в дальнейшем не пугает психологически. По мере взросления, учащиеся определяются со своими приоритетами в плане выбора ими необходимых предметов для более детального изучения и вот тогда, наступает следующий момент в жизни учителя, когда физика нужна только определенным ученикам. Контроль знаний на уроках в выше указанной форме, естественно, продолжается, но ряду учеников этого не достаточно. Тогда в деятельность учителя физики должны быть включены более широкие возможности работы в данном направлении: конкретная подготовка учеников к ЕГЭ. Какие существуют варианты? Первое - консультационные занятия для подготовки выпускников к сдаче экзамена, второе - организация работы выпускников с Интернет-ресурсами, а их немало: работы в системе СтатГрад МИОО по паролям и логинам выпускников, на сайте fipi.ru открытый сегмент работ ЕГЭ разных годов и др.

Начнем со второго варианта. Работа с Интернет-ресурсами может осуществляться как в школе, так и дома, если у учащегося есть компьютер и он подключен к Интернет. Работая в системе СтатГрад, ученик может выполнять тренинговые задания (в тренинги он может входить неоднократно и улучшать свой результат) и тренировочные работы - это работы на время, после чего выставляется оценочный балл за ее выполнение. С результатами работы может ознакомиться не только ученик, но и его учитель. И на консультационном занятии провести совместно с учащимся анализ данной работы и разбор ошибок. Подготовку к ЕГЭ по физике, используя данную форму можно и нужно начинать с 10 класса. Решать тренировочные работы на время не целесообразно, так как в них содержится материал не только изучаемый в 10 классе, но и в 11, то есть это практически полномасштабные работы, без части С, за курс старшей школы (пока!). И вернуться к выполнению конкретной, уже решенной работе, ученик не сможет, так как к ней закрывается доступ. А вот тренинги очень удачно подобраны, так как предложены по всем темам старшей школы. Таким образом, изучив в 10-м классе тему, учитель может дать задание ученику: выполнить по ней тренинг.

Что же касается подготовки выпускников к ЕГЭ по физике, начиная с 10 класса, посредством консультационных занятий, то здесь многое зависит от того, насколько грамотно учитель распланирует свою деятельность в рамках данных занятий. По мнению автора, элементами первых занятий обязательно должно быть знакомство учащихся со спецификацией экзаменационной работы и критериями оценки каждой части работы. Это необходимо сделать, что бы ребенок имел представление о структуре работы, ее содержании, что можно использовать при ее выполнении, что как оценивается и т.д. Далее занятия должны быть направлены, исходя из изучаемого материала, на отработку той или иной темы в указанном разделе физики, с учетом уровня заданий. Автор считает, что на занятиях не следует смешивать задания разного уровня сложности, для того, чтобы было четко видно, чего конкретно достиг ученик и способен ли он уже идти дальше. Но хотелось бы напомнить, что речь идет о подготовке учеников к сдаче ЕГЭ по физике в 10-м классе, где еще есть время для такого детального подхода к подготовке к экзамену. Далее, если все темы в конкретном разделе изучены на уроках, материал отработан на дополнительных занятиях, то можно, используя имеющиеся дополнительные средства для подготовки к ЕГЭ на печатной основе или разработанные самостоятельно, подготовить зачетную работу по разделу для проведения контроля знаний. После анализа выполненной работы и разбора ошибок, можно переходить к следующему разделу физики. Конечно же, в результате данной работы, наступает момент, когда выявляются учащиеся, которые достигли разного уровня подготовки и, одним требуется движение вперед, а другим продолжение отработки заданий более низкого уровня. Простой выход будет в том случае, если у учителя имеется не один час на консультационные занятия, а хотя бы два. Тогда формируются группы, идущие каждая по своей траектории развития. Если час только один, можно чередовать недели, либо : рассчитывать на энтузиазм учителя, который какую-то группу будет готовить безвозмездно, т.е. даром, в силу высокого внутреннего долга перед профессией! ... или искать иные пути решения данного вопроса.

Далее вниманию читателей автор хотел бы предложить для образца общую формулировку ряда заданий для отработки темы "Кинематика" (графические задачи) часть А.

На рисунке представлен график зависимости скорости V автомобиля от времени t. Найдите путь, пройденный автомобилем за конкретное время. Далее предлагаются 10 различных графиков и к ним по 4 ответа.

На рисунке приведен график зависимости проекции скорости от времени. График зависимости проекции ускорения от времени в интервале от t1 до t2 совпадает с графиком (и варианты ответов). Далее предлагаются 10 различных графиков и к ним по 4 ответа соответственно.

На рисунке представлен график движения автобуса из пункта А в пункт Б и обратно. Пункт А находится в точке х1, а пункт Б - в точке х2. Чему равна максимальная скорость автобуса на всем пути следования туда и обратно? Далее предлагаются 10 различных графиков и к ним по 4 ответа соответственно.

Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени. Модуль ускорения максимален в интервале времени (и варианты ответов). Далее предлагаются 10 различных графиков и к ним по 4 ответа соответственно.

На рисунке показан график зависимости проекции скорости от времени. Определите значение проекции ускорения тела между t4 и t8, например. Далее предлагаются 10 различных графиков и к ним по 4 ответа соответственно.

И так каждая тема, каждый уровень сложности.

Возможно, предлагаемый вариант подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по физике, начиная с 10 класса, не является панацеей, но, по мнению автора, здесь имеется рациональное зерно.

Удачи Вам, коллеги!