Цели урока:
- Проверка знаний учащихся о природных зонах.
- Формирование универсальных учебных действий.
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, ПК ученика, видеопроектор, проигрыватель для CD дисков, карта природных зон России, фотографии природных зон, кроссворд, карточки с заданиями, толковые словари.
Ход урока
- Организационный момент. Учащиеся разделились на 4 группы.
- Работа в группах. Сегодня у нас необычный урок потому что мы собираемся в путешествие. (слайд 2) А вот в какое догадайтесь сами, посмотрев на экран. (слайд 3) Возьмите конверт №1. В каждом конверте лежат тексты с описанием природы и картинка. К этой картинке выберите нужный текст.
[1] [2] [3] [4] (слайды 4,5,6,7)
Заслушиваются ответы учащихся.
- Какие слова из текста помогли вам определить природную зону?
- А теперь каждая группа должна сделать презентацию своей зоны по плану:
1. Географическое положение.
2. Климатические условия.
3. Животный мир.
4. Растительный мир.
Отвечает у карты 1 человек от каждой группы.
- Индивидуальная работа.
Возьмите конверт №2. Соедините стрелками животных и растения с зонами,
к которым они относятся. (слайд 8)
Северный олень | Ковыль | |
Глухарь | Степи | Липа |
Рысь | Морошка | |
Суслик | Тундра | Лиственница |
Дрофа | Верблюжья колючка | |
Верблюд | Зона лесов | Ирисы |
Кузнечик | Карликовая ива | |
Песец | Пустыни | Джузгун |
- Работа в парах.
Прочитайте предложенный на компьютере тест.
Выберите правильный ответ. (слайд 9)
Взаимопроверка (слайд 10)
А наше путешествие продолжается. И раз уж мы отправляемся на природу, то скажите мне:
- В какой зоне мы с вами живём?
- Правильно, лесная зона. (слайд 11)
А теперь представьте, что мы с вами находимся на красивой лесной поляне, отдыхаем, наслаждаемся свежестью и красотой природы, слушаем пение птиц.
- А чем ещё можно заниматься на природе? /ответы /
- Молодцы! Думаю, вы сумеете организовать свой отдых на природе.
- А вы не устали сидеть?
Наверное, и нам надо немного размяться. Кто у нас проведёт физминутку?
Физминутка.
Но в путешествии важны не только сила и выносливость, но и быстрая реакция, смекалка, сообразительность. Вот мы сейчас и проверим вашу сообразительность.
Каждая группа должна по описанию узнать растение. (слайд 12)
Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.
/ Лишайник / (слайд 13)
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.
/ Дуб / (слайд 14)
Это таёжное дерево, имеет негниющую древесину, а в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.
/ Лиственница / (слайд 15)
Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
/ Ягель / (слайд 16)
А в этом задании, мы думаем, вам долго размышлять не придётся. Предлагается по одной загадке для каждой группы.
Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках.
/ Ящерица / (слайд 17)Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
/ Лось / (слайд 18)Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.
/ Черепаха / (слайд 19)Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
/ Сова / (слайд 20)
Отдыхая в лесу, мы смогли потренировать и своё тело и умственные способности. Наш отдых завершается.
- А мы ничего не забыли сделать?
- Правильно, убрать за собой.
- А как вы будете это делать?
- убрать посуду (стекло, пластик)
- закопать пищевые отходы.
- А если мы всё это оставим в лесу? (слайд 21)
- А что ещё очень важно сделать?
- Загасить костёр.
- А если мы этого не сделаем, то произойдёт вот что:
Ученик читает стихотворение "Лесной пожар" [5] (слайд 22)
Но нередко люди забывают об этих правилах, а некоторые и не знают их. Ребята, а что бы вы смогли предложить в защиту лесов?
- Можно поставить знаки.
- А какие знаки вы могли бы предложить?
- не разжигать огня,
- не бросать мусор:
Дети рисуют знаки.
А теперь давайте сравним ваши знаки со знаками на экране. Ваши знаки очень похожи на знаки, сделанные художниками. (слайд 23)
- Люди давно задумались над тем, как сохранить нашу природу и для этого создали Красную книгу. Полностью эта книга называется "Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений."
Красная книга России издана в 2001 году. В ней 800 страниц. Все виды животных и растений распределены на 5 категорий редкости. (слайд 24)
А теперь мы отправимся в путешествие по Красной книге. И помогут нам в этом наши же ученики, которые подготовили интересные сообщения .
/ Ландыш /
/ Амурский тигр / (слайды 25, 26)
- А выполнив следующее задание, вы узнаете, какая ещё наука понадобится нам в изучении природы.
Решение задач. (слайды 27, 28, 29)
Своей работой на уроке вы показали, что очень любите природу, стремитесь её охранять и беречь. Но есть отдельные люди, которые нарушают законы сохранения природы. А вот что это за люди и чем они занимаются, мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд.
(слайд 30)
- Какое слово получилось по горизонтали? / браконьерство /
- Образуйте от этого слова однокоренные слова. / браконьер, браконьерствовать, брак и др. /
- Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (слайд 31)
/ Заслушиваем ответы /
Итог урока.
- А наше путешествие завершается. О чём мы с вами сегодня говорили, чем занимались?
Какой вывод можно сделать из нашего урока? Каково значение природы в жизни человека?
/ Заслушиваем учащихся /
- Да, человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу.
Чтение стихотворения. [6] (слайд 32, 33)
Список литературы:
- В.П. Горощенко "Тундра"
- В.П. Горощенко "Зона лесов"
- В.П. Горощенко "Степи"
- В.П. Горощенко "Пустыни"
- В.С. Шефнер "Лесной пожар"
- Б.В. Заходер "Про всех на свете"