Открытый урок по окружающему миру с использованием ИКТ для 4-го класса "Природные зоны России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Проверка знаний учащихся о природных зонах.
  • Формирование универсальных учебных действий.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, ПК ученика, видеопроектор, проигрыватель для CD дисков, карта природных зон России, фотографии природных зон, кроссворд, карточки с заданиями, толковые словари.

Ход урока

- Организационный момент. Учащиеся разделились на 4 группы.

- Работа в группах. Сегодня у нас необычный урок потому что мы собираемся в путешествие. (слайд 2) А вот в какое догадайтесь сами, посмотрев на экран. (слайд 3) Возьмите конверт №1. В каждом конверте лежат тексты с описанием природы и картинка. К этой картинке выберите нужный текст.

[1] [2] [3] [4] (слайды 4,5,6,7)

Заслушиваются ответы учащихся.

- Какие слова из текста помогли вам определить природную зону?

- А теперь каждая группа должна сделать презентацию своей зоны по плану:

1. Географическое положение.

2. Климатические условия.

3. Животный мир.

4. Растительный мир.

Отвечает у карты 1 человек от каждой группы.

- Индивидуальная работа.

Возьмите конверт №2. Соедините стрелками животных и растения с зонами,

к которым они относятся. (слайд 8)

Северный олень Ковыль
Глухарь Степи Липа
Рысь Морошка
Суслик Тундра Лиственница
Дрофа Верблюжья колючка
Верблюд Зона лесов Ирисы
Кузнечик Карликовая ива
Песец Пустыни Джузгун

- Работа в парах.

Прочитайте предложенный на компьютере тест.

Выберите правильный ответ. (слайд 9)

Взаимопроверка (слайд 10)

А наше путешествие продолжается. И раз уж мы отправляемся на природу, то скажите мне:

- В какой зоне мы с вами живём?

- Правильно, лесная зона. (слайд 11)

А теперь представьте, что мы с вами находимся на красивой лесной поляне, отдыхаем, наслаждаемся свежестью и красотой природы, слушаем пение птиц.

- А чем ещё можно заниматься на природе? /ответы /

- Молодцы! Думаю, вы сумеете организовать свой отдых на природе.

- А вы не устали сидеть?

Наверное, и нам надо немного размяться. Кто у нас проведёт физминутку?

Физминутка.

Но в путешествии важны не только сила и выносливость, но и быстрая реакция, смекалка, сообразительность. Вот мы сейчас и проверим вашу сообразительность.

Каждая группа должна по описанию узнать растение. (слайд 12)

Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах.

/ Лишайник / (слайд 13)

У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши.

/ Дуб / (слайд 14)

Это таёжное дерево, имеет негниющую древесину, а в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.

/ Лиственница / (слайд 15)

Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

/ Ягель / (слайд 16)

А в этом задании, мы думаем, вам долго размышлять не придётся. Предлагается по одной загадке для каждой группы.

Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках.
/ Ящерица / (слайд 17)

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
/ Лось / (слайд 18)

Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит, да ноги.
/ Черепаха / (слайд 19)

Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
/ Сова / (слайд 20)

Отдыхая в лесу, мы смогли потренировать и своё тело и умственные способности. Наш отдых завершается.

- А мы ничего не забыли сделать?

- Правильно, убрать за собой.

- А как вы будете это делать?

  • убрать посуду (стекло, пластик)
  • закопать пищевые отходы.

- А если мы всё это оставим в лесу? (слайд 21)

- А что ещё очень важно сделать?

- Загасить костёр.

- А если мы этого не сделаем, то произойдёт вот что:

Ученик читает стихотворение "Лесной пожар" [5] (слайд 22)

Но нередко люди забывают об этих правилах, а некоторые и не знают их. Ребята, а что бы вы смогли предложить в защиту лесов?

- Можно поставить знаки.

- А какие знаки вы могли бы предложить?

  • не разжигать огня,
  • не бросать мусор:

Дети рисуют знаки.

А теперь давайте сравним ваши знаки со знаками на экране. Ваши знаки очень похожи на знаки, сделанные художниками. (слайд 23)

- Люди давно задумались над тем, как сохранить нашу природу и для этого создали Красную книгу. Полностью эта книга называется "Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений."

Красная книга России издана в 2001 году. В ней 800 страниц. Все виды животных и растений распределены на 5 категорий редкости. (слайд 24)

А теперь мы отправимся в путешествие по Красной книге. И помогут нам в этом наши же ученики, которые подготовили интересные сообщения .

/ Ландыш /

/ Амурский тигр / (слайды 25, 26)

- А выполнив следующее задание, вы узнаете, какая ещё наука понадобится нам в изучении природы.

Решение задач. (слайды 27, 28, 29)

Своей работой на уроке вы показали, что очень любите природу, стремитесь её охранять и беречь. Но есть отдельные люди, которые нарушают законы сохранения природы. А вот что это за люди и чем они занимаются, мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд.

(слайд 30)

- Какое слово получилось по горизонтали? / браконьерство /

- Образуйте от этого слова однокоренные слова. / браконьер, браконьерствовать, брак и др. /

- Давайте посмотрим в словаре, что означает это слово. (слайд 31)

/ Заслушиваем ответы /

Итог урока.

- А наше путешествие завершается. О чём мы с вами сегодня говорили, чем занимались?

Какой вывод можно сделать из нашего урока? Каково значение природы в жизни человека?

/ Заслушиваем учащихся /

- Да, человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу.

Чтение стихотворения. [6] (слайд 32, 33)

Список литературы:

  1. В.П. Горощенко "Тундра"
  2. В.П. Горощенко "Зона лесов"
  3. В.П. Горощенко "Степи"
  4. В.П. Горощенко "Пустыни"
  5. В.С. Шефнер "Лесной пожар"
  6. Б.В. Заходер "Про всех на свете"

Приложение.