Чем больше человек сталкивается с жизнью,
Чем больше познает ее, чем крепче любит,
Тем сильнее у него желание пережить то
Хорошее, что он уже испытал. Путь к этому
Переживанию открывает музыка.
Она способна возвратить утраченное.
(А.Калинин).
Ход урока
1. Организация.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока (Презентация. Слайд 1). И я хочу поприветствовать вас этой замечательной музыкой. (Звучит фрагмент Турецкого марша).
2. Сценка в исполнении детей.
Однажды после концерта встретились два мальчика.
- Ты так здорово играешь! Мне так никогда не
научиться!
- Что ты! Это так просто, А ты не пробовал
записывать ноты, ну, сочинять музыку?
- Нет, мне в голову приходят только стихи.
- Стихи….. Нет, стихов я писать не могу, это
слишком сложно.
- Да нет же! Наоборот, это очень просто, гораздо
проще, чем писать музыку.
Так и не решив, что же все-таки легче – сочинять стихи или музыку, они расстались – будущий великий поэт Гете и будущий великий композитор Моцарт.
Ребята, сегодня на уроке мы убедимся в том, что искусство имеет особое свойство. Искусство несет особый свет, свет любви и вдохновения. А поможет нам в этом Моцарт.
Моцарт, Моцарт…. Необыкновенный, чудесный ,радостный. (Презентация. Слайд 2)
Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку. (Презентация. слайд 3)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответ: Музыка помогает в жизни).
Но музыка – это всего лишь звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое. Но может талант, дар. Именно поэтому так интересна нам судьба Вольфганга Амадея Моцарта.
3. Рассказ о жизни и судьбе Моцарта с показом презентации.
Жители старинного города Зальцбурга в 18 веке передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растет чудо ребенок – мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым. (Презентация. Слайд 4)
Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В 6 лет он уже давал концерты и в родном Зальцбурге и в других городах Австрии.
Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решает вести мальчика в концертное путешествие по Европе. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир! (Презентация. Слайд 5)
На концертах он играет все, что скажет ему отец. Чтобы поразить публику Леопольд выдумывал различные трюки: заставлял сына играть с завязанными глазами, повторять на клавесине мелодию, напетую или даже выстуканную на рюмках одним из зрителей. (Презентация. Слайд 6)
Занимала публику и внешность маленького виртуоза – мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, вышитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу. (Презентация. Слайд 7)
В 14 лет отец везет сына в Италию, куда стремились тогда все музыканты Европы. И вновь триумф. Концерты Моцарта проходили с блестящим, потрясающим успехом. Он выступал как клавесинист - виртуоз, аккомпаниатор, скрипач и органист, дирижер и певец-импровизатор, композитор. (Звучит: Моцарт “Аллегро”).
Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память, Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя, домой, записал. Это произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего два раза в год. Выносить ноты из церкви, переписывать их – запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил ноты и не списывал их, а только запомнил. (Презентация. Слайд 8)
Избрание Вольфганга в члены Болонской Академии было еще одним необычайным фактом. За полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории Академии ее членом стал юный 14-летний композитор, в то время как в Академию могли быть избраны только крупные композиторы не моложе 26 лет. Талант Моцарта одержал еще одну блестящую победу. (Презентация. Слайд 9)
Вернувшись домой, Моцарт много работает – пишет оперы, симфонии, квартеты, сонаты. С каждым произведением растет его мастерство, все оригинальнее и самобытнее становится музыка.
Моцарт начинает служить придворным музыкантом, который постоянно испытывал на себе унижения. Моцарт тяжело заболевает.
Выздоровев, композитор переезжает в Вену. И начинается новая, трудная, но прекрасная свободная жизнь. (Презентация. Слайд 10) Моцарт пишет музыку, дает уроки, выступает на концертах. В первый же год рождается такой шедевр как “Свадьба Фигаро” (Звучит отрывок из этой оперы).
- Какая музыка прозвучала? (Ответ: веселая, легкая, радостная).
Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, нужда. С годами интерес к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены (Звучит отрывок из симфонии №40).
- Как изменилась музыка? (Ответ: стала печальной, взволнованной).
- С чем это связано? (Ответ: с жизненными обстоятельствами).
- Что она напоминает? (Ответ: взволнованную человеческую речь).
- Какие инструменты исполняют мелодию? (Ответ: струнные(скрипки)).
Злая шутка судьбы: последним произведением Моцарта стал Реквием – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. (Презентация. Слайд 11) Моцарт начал писать его для знатного заказчика, а получилось – для себя. Реквием Моцарта выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям (Звучит №7 “Лакримозо”).
- Что вы услышали в этой музыке? (Ответ: грусть, слезы, страдание).
- А каково ее настроение? (Ответ: печальное, скорбное).
- Когда бывает такое настроение? (Ответ: когда человеку плохо, когда он страдает).
4. Чтение и изучение художественного произведения К.Паустовского “Старый повар”.
Эвристическая беседа.
Словарная работа: сопереживание, сострадание, милосердие, милость.
(Дети подготовили толкование по словарю предварительно).
- Какое настроение в самом начале чтения текста? В какую минуту мы застали героев рассказа? (Ответ: Осень. Последние минуты жизни). (Презентация. Слайд 12)
- Назовите героев.
- Какие звуки мы слышим в доме?
- Почему незнакомец пришел исповедовать умирающего? Кто дал ему такую власть? (Ответ: он был первым встречным – последняя воля умирающего. Власть искусства).
- Какие слова незнакомца особенно важны для Иоганна? (Ответ: Не преступление, а подвиг во имя любви).
- Какими чертами характера, по-вашему, обладал незнакомец, пришедший в дом в столь скорбную минуту? (Ответ: отзывчивый, добрый, сострадающий, неравнодушный).
- Какова последняя воля Иоганна? (Ответ: увидеть Марту).
Чтение отрывка учителем (сопровождение – Моцарт Фантазия ре минор).
“Я хотел еще раз увидеть Марту….” И до конца текста.
“Неужели вы не видите..” (Презентация. Слайд 13)
Конец рассказа (Презентация. Слайд 14)
Беседа с классом.
- Какое настроение?
- Почему нет тяжелого, гнетущего впечатления?
- Докажите, что судьба милостива к Иоганну? (Ответ: в дом к нему пришел гениальный человек, подаривший ему чудо).
- Можем ли мы сказать, что в тексте есть еще одно действующее лицо?
- Какая это музыка?
- Какое чудо произошло с Иоганном? (Ответ: он вернулся в свои молодые годы, когда был счастлив).
- Можем ли мы сказать, что музыка Моцарта подарила радость пережитого Иоганну?
5. Подведение итогов. Синтез.
Давайте вновь обратимся к эпиграфу и прочтем его. (Презентация. Слайд 15)
И сегодня на уроке мы убедились, что музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют, обогащают, усиливают наши впечатления.
Музыка, слово, искусство остаются всегда с человеком. Искусство – возможность передать свою любовь, боль, тревогу через время. И наполнить наши сердца чем-то необыкновенным. У каждого это будет свое, сокровенное. Мы сегодня прикоснулись к доброму, светлому, вечному. Послушайте, как отзовется оно в наших сердцах. Быть может, гениальная музыка великого Моцарта вдохновит и вас на нечто необыкновенное (звучит Турецкий марш).
6. Домашнее задание.
Напишите сочинение – миниатюру по выбору:
- Музыка в моей жизни.
- Когда мне захотелось сочинить музыку (стихи, сказку, рассказ).