Цели урока:
- Учить детей определять склонения имен существительных по двум основным признакам: окончанию и роду, стоящих как в начальной форме, так и в косвенной, повторить синтаксический разбор сложного предложения;
- Развивать умение быстро определять склонение существительного, логическое мышление, память, речь, воображение, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость;
- Воспитывать любовь к природе, ответственность за выполненную работу, способствовать самореализации личности в учебной деятельности.
Оборудование: мультимедиа, презентация урока с фонограммой пения соловья, индивидуальные разно уровневые карточки с заданиями, опорная таблица “Склонения имен существительных”, бумажная лента “дорожка успеха” (не знаю, знаю, понимаю, могу применить, могу научить другого), цифровые карточки (1, 2, 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
- Все готовы к уроку? Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число, классная
работа.
2. Актуализация знаний.
- С какой темой мы познакомились вчера на уроке
русского языка? (Склонение им. сущ.) (слайд
2)
- Согласно своим знаниям по этой теме определите
свое положение на “дорожке успеха”.
- Кто желает высказаться?
- Сейчас я проверю, как вы усвоили вчерашний урок.
- Вам предстоит дать оценку высказываниям, но не цифрой, а строчными буквами п (пэ) и н (эн). Если вы согласны с утверждением, вы записываете на строчке букву п (что означает правильно), если не согласны, то букву н (что означает неправильно).
Уговор: буквы писать красиво и аккуратно!
- Внимание! Слушайте и смотрите на экран! (Читаю и показываю на слайдах 3-8).
А) Склонение – это изменение имен
существительных по падежам в единственном и
множественном числе.
Б) В русском языке 5 падежей.
В) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и
среднее.
Г) Склонение – это постоянный признак
существительного.
Д) Одно и то же имя существительное может
относиться к разным склонениям.
Е) Имя существительное имеет склонение, а
изменяется по числам и падежам.
- Проверьте свои записи: (слайд 9)
п н н п н п
- На полях карандашом поставьте себе оценку за понимание правил. Если у вас удовлетворительная оценка, то в течение сегодняшнего урока вы можете улучшить свои знания и повысить оценку.
- Встаньте те дети, у кого 5 и 4 за это задание! Молодцы!
3. Сообщение темы.
- Всем ли ребятам удалось безошибочно
справиться с этим заданием? Почему?
- Определите сейчас согласно знаниям свое
положение на “дорожке успеха”.
- Чему еще нам предстоит учиться сегодня на уроке?
4. Закрепление изученного материала.
- Рядом с последней буквой задания запишите
фразеологический оборот с маленькой буквы синяя
птица (слайд 10).
- Как вы понимаете это выражение? (Это символ
счастья и удачи).
Люди говорят: поймал синюю птицу за хвост, т.е. в последнее время этому человеку везет, ему в делах сопутствует удача.
Этот символ можно увидеть на детском музыкальном театре в Москве имени Натальи Ильиничны Сац, которая создала этот театр (слайд 11).
Я надеюсь, что сегодня всем будет сопутствовать удача на уроке! В путь, друзья, за “синей птицей”!
-Итак, давайте вспомним, какие существительные мы относим к 1, ко 2 и к 3 склонению.
Для этого необходимо соединить признаки существительных и склонение, к которому они относятся (слайд 12).
1-е склонение:
К этому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
2-е склонение:
К этому склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся на ь знак (с нулевым окончанием).
3-е склонение:
К этому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
Ответы детей (слайд 13).
- Молодцы, ваши ответы я сохраню до конца урока в виде опорной таблицы, которая вам поможет ориентироваться в данной теме. (Вывешиваю таблицу “Склонения имен существительных”).
- Предлагаю применить правило, выполнив
задание. На экране появляются слова (слайд
14).
- Прочитайте слова: голу…ь, ласто…ка, выпь,
в…р…бей, с…ва.
- Запишите в тетради в три столбика: 1 скл. 2 скл. 3
скл.
- Распределите слова, прочитанные на экране, в 3 столбика по склонениям, вставив пропущенные буквы, но, внимание, дети 2 варианта эти слова запишут во множественном числе. Приступайте к работе!
1 вариант | 2 вариант |
1 скл. ласточка, сова | 1 скл. ласточки, совы |
2 скл. голубь, воробей | 2 скл. голуби, воробьи |
3 скл. выпь | 3 скл. выпи |
- Дети 1 варианта, зачитайте существительные,
относящиеся к 1 склонению.
- Какие встретились орфограммы?
- А какие слова 1 склонения у ребят 2 варианта?
- Что изменилось? (Окончание у существительных,
а существительные стоят в этом же столбике).
- Дети 1 варианта, зачитайте существительные,
относящиеся ко 2 склонению.
- Какие орфограммы вспоминали при написании слов?
Что скажут дети 2 варианта?
- И, наконец, какие слова записали в 3 столбик дети
1 варианта, дети 2 варианта?
- Сделаем вывод: меняются ли склонения
существительных, стоящих во множественном числе?
(Нет) (слайд 15)
- Почему? (Склонение – это постоянный признак
существительных)
- Кто из вас догадался, о ком мы поговорим в ходе
нашего урока? (О птицах)
- Верно, ведь наша задача поймать “синюю птицу”
удачи за хвост.
- Для этого необходимо установить
последовательность наших действий при
определении склонения любого имени
существительного.
- Посмотрите на экран (слайд 16)
Склонение существительного | Начальная форма | Определить | Выделить |
_____ | _____ | _____ |
Слова для справок: ед.ч., окончание, род, Им.п.
- Кто сформулирует путь определения склонения имени существительного? (слайд 17)
Склонение существительного | Начальная форма | Определить род | Выделить окончание |
Им.п. ед.ч. |
- Поскольку мы знаем путь определения
склонения, попробуем пройти по нему.
- Для работы приготовьте цифровые карточки (1,
2, 3)
- Посмотрите на экран (слайды 18-21)
- Нам предстоит определить склонения
существительных в словосочетаниях:
Прожорливость баклана.
Дети показывают карточки: 3, 2 склонений и устно объясняют свой выбор.
- Что нам о прожорливости баклана расскажет…. (наизусть отвечает ученик подготовленное дома сообщение).
Мини-сообщение.
Прожорливость этих птиц вошла в поговорку. Даже будучи сытым до отвала, баклан все равно продолжает охотиться. Глотка их словно резиновая и позволяет заглатывать очень больших рыб. Китайцы приручили баклана для рыбной ловли. Они надевают на шею птицы специальное кольцо, чтобы она не проглатывала добычу. Баклан хватает рыбу и несет хозяину в клюве, а хозяин взамен благодарит его кормом.
Мастерство чаек (2, 1).
- Послушайте о чайках…
Мини-сообщение.
Оказывается, чайки умеют строить гнезда практически везде и из любого материала. Им годится все – трава, перья, веточки, обрывки сетей, консервные банки и прочий мусор. В некоторых странах чаек охраняют за то, что они очищают пляжи от мусора.
Перевоплощение выпи (2, 3).
- О выпи расскажет…
Мини-сообщение.
В искусстве принимать самые фантастические позы эта птица превзошла многих пернатых нашей планеты. Она мастерски может прикинуться корягой, пнем, сухим деревом или старым острым колом. Она может долго неподвижно стоять, пока не исчезнет угрожающая ей опасность.
Глупость фазанов (3, 2).
- Что узнал о фазанах …
Мини-сообщение.
Чуть ли не до обморока доводит фазана пробежавшая мимо мышь, а если увидит настоящую опасность, то от страха не может даже сдвинуться, в результате чего и бывает легкой добычей.
На подъем воды в реке смотрит, остолбенев, пока вода не смоет его с берега. А самка фазана бросает гнездо с птенцами, даже увидев ползущую улитку!
5. Физминутка.
- Давайте отдохнем. Превратимся в лебедей (слайды 22-24)
- Тихонько встали.
Лебеди летят, крыльями машут.
Взмахнули над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
- Продолжаем работу.
- Сейчас вы узнаете, кто из птиц умеет нас
радовать своим красивым пением.
Откройте учебники (авторы Бунеевы, “Русский язык” 4 класс, 1 часть, 2008 г.) на странице 126, найдите упражнение 163.
- Выразительно прочитает задание…
- О какой птице написал С.Я.Маршак? (слайд
25)
- Работаем карандашами (определяем род и
склонение выделенных существительных).
- Что надо выполнить письменно?
- К доске идет…, остальные в тетрадях с красной
строки.
Еще не раскрылся березовый лист, и дует сырой ветерок, но в холоде ночи ликующий свист мы слышим в назначенный срок. (Повеств., невоскл., сложное, сост. из 3 част., соед. союзами и, но).
- Кто забыл последовательность разбора,
подсказка на стр. 143 учебника.
- Молодцы! За это соловей нас наградит своим
красивым пением. Послушайте!
(Фонограмма пения соловья) (Этот же слайд, щелкаем по “звоночку” на соловье).
- О птицах немало создали люди пословиц и
поговорок. Давайте познакомимся с ними (слайд 26)
- Кто прочитает вслух?
- Какие орфограммы помогут вставить пропущенные
буквы?
Леб…дь л…тит к снегу, а гу…ь к д…ждю.
Ласточка день нач…нает, а соловей к…нчает.
Солов…я баснями (не )кормят.
Всякая птица св…и песни п…ёт.
Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Соловья баснями не кормят.
Всякая птица свои песни поет.
- Запишите только те пословицы, в которых
встретились существительные одного склонения.
- Проверьте себя (слайд 28)
Лебедь(2) летит к снегу(2), а гусь(2) к дождю(2).
Всякая птица(1) свои песни(1) поёт.
- Встаньте те дети, у кого результат совпал. Вы были очень внимательны, молодцы!
6. Самостоятельная работа.
- А сейчас каждому из вас предстоит поймать свою
“синюю птицу” счастья.
- Возьмите разноцветные карточки, прочитайте про
себя задание и выполните их.
Желтая (слабым учащимся, учитель до урока раскладывает сам на парты).
Поставь “плюс” напротив склонения существительного.
Имя существительное | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Гусь | |||
Выпь | |||
Попугай | |||
Сойка | |||
Иволга |
Зеленая (средним).
Соедини слово со склонением.
Галки | 1 скл. |
Щегол | |
Дрофа | 2 скл. |
Орлы | |
Выпь | 3 скл. |
Красная (сильным).
Зачеркни лишние слова.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Утка | Страус | Выпь |
Трясогузки | Снегири | Лебедь |
Жаворонок | Коршуны | Синичка |
Глухари | Скопа | Грач |
7. Подведение итога.
- Кто скажет, как необходимо действовать, чтобы узнать склонение имени существительного? (слайд 29)
Склонение существительного | Начальная форма | Определить род | Выделить окончание |
Им.п. ед.ч. |
- Кто желает высказать мнение о своем положении
на “дорожке успеха”?
- Чем запомнился урок?
- Действительно, на земле существует более 10
тысяч видов птиц. Сегодня мы попытались
вспомнить об этих пернатых помощниках, о наших
друзьях.
8. Домашнее задание.
(Слайд 30)
- Откройте дневники.
- Запишите задание: мини-сочинение о любой птице (5-6) предложений, можно воспользоваться энциклопедией и выписать самые интересные сведения. Над каждым существительным указать карандашом склонение.
- Закончить урок хочу цитатой (слайд 31):
“Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?”
Эмилия Николаевна Голованова (орнитолог, писательница, фотоохотник).