Педагогика сотрудничества заключается в том, что местами все время меняются ученик – учитель, учитель – ученик. Можно привести пример вида деятельности на уроке простой игры, в процессе которой учитель реализует свою цель: объяснение нового материала. При этом многоугольник сотрудничества поворачивается к нам всеми своими гранями. Работа в классе организована следующим образом:
Авторитетный “Учитель” выбирается из учащихся (сильный ученик). Каждый консультант контролирует и направляет работу пяти одноклассников, готовит для них задание, вместе они представляют собой единую команду, переживают друг за друга. Учитель объясняет новый материал “учителю”. Последний излагает материал первому консультанту, первый второму и так далее. Консультанты пытаются добиться понимания темы в своих группах, особое внимание, уделяя слабым ученикам, так как учитель, вероятнее всего, проверит, как усвоили нову.ю тему эти ребята.
Учитель отличается от ученика в школе тем, что он видит систему, по которой начнет работать с самого первого момента знакомства с ребенком, учитель ставит цель, к которой он будет стремиться, а результат он может только планировать.
Систему мы определяем гибкую, облегчающую труд учителя и дающую ребенку возможность чувствовать себя уверенно и комфортно на уроке, быть полноправным собеседником своего наставника.
Попросим ребенка завести папку, поставим её в классе на полку. Познакомимся немного ближе с учеником, получим некоторые сведения о его психологическом состоянии, особенностях от родителей, других учителей во избежание затруднительных ситуаций и составим индивидуальный план работы с ним хотя бы мысленно.
Поручим ребенку заглянуть в одну из ключевых тем нашего предмета глубже, и назовем его специалистом по этой теме.
Парадигма личностного ориентирования реализует себя здесь в полном объеме. Ученику разрешается: выступать по своей теме на уроках по классному радио и телевидению в кавычках, разрабатывать задания по своей теме для одноклассников, подарить красивые знатенки за особо удачный ответ, работать со своей тематической группой.
Дети должны чувствовать, что они многое могут сами. У них достаточно времени, есть желание работать, они ждут идей от нас.
В свою папку ребенок складывает сочинения, карточки, работы по взаимопроверке, образец почерка. Эта папка поможет в беседе с родителями, тогда разговор не будет голословным и всегда найдется что-то хорошее, что можно сказать в адрес ученика, даже самого слабого.
Урок должен строиться по классической схеме, даже если это урок-концерт или экскурсия по школе, посещение пришкольного уголка природы с целью подготовки к сочинению. Но ни одна система и структура не выдержит испытания временем, если они разнообразны по сути. Должен присутствовать эффект новизны, занимательности в соседстве с глубокой научностью.
Копилка “шедевров”, куда мы складываем лучшие образцы текстов-поздравлений, заявлений, которыми можно пользоваться. Переписка учителя и учеников вносит новинку в урок.
Ученица пишет: “Недавно я увидела объявление в сберкассе о том, что пени с 1 декабря взиматься не будет. В слове “взиматься” после приставки вз я увидела букву и. мне кажется, что нужно писать букву ы, как в слове “взыграл”.
Учитель понимает, что пришло время повторить правило о правописании буквы и, ы после приставок и напомнить, что древнее имати, пожелало остаться без изменений. У ученика, развивающего свою орфографическую зоркость и работающего за порогом школы по теме “Типичные ошибки”. Скопилось и множество действительных ошибок, отмеченных в газетных статьях, на всевозможных упаковках и даже на многометровых указателях кольцевой дороги: Царицино через и, а через 100м – через ы. Как разобраться в наше время без постоянного повторения.
Иногда дети проводят самоуроки, проводят привычные этапы уроки. С последней парты учителю хорошо видны недостатки его работы.
Стержень системы мы определили, теперь цель (учебная).
Для лингвиста прежде всего – текст. Основное направление работы с текстом исходит из высказывания Блока: “Слова – это колья, но которых висит полотно текста”. Мы все наблюдаем часто, как детская или даже взрослая аудитория, записывая лекцию, строчит все подряд, даже листы выгибаются, изредка просят: “Повторите, пожалуйста”. Налицо отсутствие основного учебного умения – систематизировать информацию и кодировать текст.
С младшими школьниками это легко тренируется. На уроках иностранного языка изготавливается кукла с комплектом одежды. Слова с обратной стороны в любое время разворачиваются в текст. Семейное древо при изучении темы “Семья” с фотографиями, тетради для схем, грамматические таблицы. Сложнее продолжить эту работу с более старшими школьниками. Наш русский ученый Выготский начал интереснейшие разработки по работе с текстом. Теперь они возвращаются к нам с запада, где были приняты и развивались.
Этот вид работы – составление клостера – графической схемы к тексту, учит ребенка тому, что он не должен молчать у доски, он не может не знать ничего, всегда имеются какие-то первоначальные знания о предмете речи: читал, слышал на уроке при объяснении учителя. На уроках иностранного языка стараемся запомнить информацию, размышляя над вопросом, что я знаю, закрепляем в памяти услышанное постановкой вопросов “Что я хочу знать?” и одновременно составляем план текста: затем по вопросам восстанавливаем в устной речи печатный текст, используя наглядный материал. Текст остается в тетради в 2-х колонках таблиц, повторяем построение вопроса, задание на дом: пересказать прочитанное и кратко изложить в 3-ей колонке таблице.
Создание пар, групп для работы должно быть одновременно продуманным, обоснованным и добровольным. При сильном составе учащихся личностно-ролевая форма организации обучения обеспечивает прежде всего развитие своей самостоятельности, которая определяется такими умениями:
- Планировать свои высказывания;
- Осуществлять само- и взаимоконтроль;
- Видеть перспективы в изучении лингвистического материала;
- Организовать свою самостоятельную работу и работу своих одноклассников.
Дополнительные знания дают ребенку возможность чувствовать себя комфортно и уверенно на уроках русского языка, проявлять живой интерес к изучению предмета, не чувствовать себя постоянным объектом контроля со стороны учителя, а полноправным собеседником и единомышленником своего наставника.