Цели урока:
- Рассмотреть теорему Пифагора и показать ее применение в ходе решения задач.
- Развивать интерес учащихся к математике. Расширить кругозор через доказательство теоремы несколькими способами.
- Воспитывать навыки коммуникативных качеств личности.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, рабочие тетради на печатной основе, программа, созданная с помощью Microsoft Power Point .
Ход урока
Вводное слово учителя:
Сегодня на уроке, пользуясь свойствами площадей многоугольников, мы установим замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. Но для начала вспомним ключевые моменты, которые относятся к прямоугольному треугольнику.
I. Устная работа.
- Сформулируйте определение прямоугольного треугольника.
- Сформулируйте свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°.
- Сформулируйте свойство острых углов прямоугольного треугольника.
- Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.
- Как вычислить площадь прямоугольного треугольника.
- Сформулируйте свойства площадей.
II. Решить задачи.
Для решения задачи №3 нам нужны специальные формулы, связывающие между собой длины отрезков, площади, величины углов в фигурах. Такие формулы называют метрическими соотношениями. И, пожалуй, самое знаменитое из таких соотношений – теорема Пифагора. Она устанавливает простую зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.
III. Историческая справка.
Представить себе эту теорему отдельно от имени великого грека невозможно (выступление ученика).
IV. Изучение новой темы.
Теорема: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дано: треугольник АВС – прямоугольный, АВ = с, ВС = b, АС = а, С = 90°.
Доказать: с2 = а2 + b 2.
Доказательство:
а) Достроим треугольник АВС до квадрата С KPD со стороной (а+b );
SCKPD = (a+b)2 = a2 + 2ab + b2.
б) ABC = AKE = EPM = MDB по двум катетам.
SBCA = SAKE = SEPM = SMDB = ab.
в) ВАЕМ – квадрат, SBAEM = с2.
г) SCKPD = SBCA + SAKE + SEPM + SMDB + SBAEM = 4 • ab + с2 = 2ab + с2.
a2 + 2ab + b2 = 2ab + с2;
с2 = а2 + b2 ч.т.д.
Теорема Пифагора позволяет установить следующие соотношения:
а2 = с2 – b2;
b2 = с2 – а2.
(Вернуться к задаче №3).
V. Закрепление изученного.
1. Решение задач в рабочих тетрадях на печатной основе (один ученик работает с интерактивной доской).
В прямоугольном треугольнике а и в - катеты. Найдите:
а) в, если а=8, с=12;
б) с, если а=4;
в) а, если в=3,
с=5
Решение:
По теореме Пифагора с2 = а2 + b2
а) b2 = с2 – _____, откуда b = .
б) с2 = ____+ ____, откуда с = .
в) а2 = с2 – ____, откуда а = .
Ответ. а)___; б) ___; в)___
2. На рисунке в равнобедренном треугольнике АВС основание АС=16см, высота ВН=6 см. Найдите боковую сторону.
Решение:
1) Так как АВС – равнобедренный с основанием АС, то АВ=ВС и высота ВН является ______________________, значит, АН = ____=____см.
2) Из прямоугольного треугольника АВН по теореме Пифагора находим: АВ=
3. По гипотенузе с=14 и катету в=7 прямоугольного треугольника найдите высоту h, проведенную к гипотенузе.
Решение.
1) Пусть а – второй катет прямоугольного треугольника, тогда по теореме Пифагора.
а = .
2) Площадь S прямоугольного треугольника равна а___, а с другой стороны, S=с____, поэтому а___=с____, откуда h =____________
Ответ._____________
Решение задач из учебника.
Устно: № 483(а , в)
№487 Дано: АВС – равнобедренный, АВ=ВС=17, АС=16см, ВН – высота.
Найти: ВН.
Решение:
1) В равнобедренном треугольнике высота
проведенная к основанию, является медианой,
поэтому АН:2=16:2=8см.
2) АВН –
прямоугольный, тогда по теореме Пифагора: АВ2
= ВН2 + АН2, откуда ВН2 = АВ2
– АН2 = 172 – 82 = 225, ВН=15см.
Наводящие вопросы:
- Сформулируйте свойство высоты, проведенной к
основанию равнобедренного треугольника?
- Какая связь существует между сторонами
прямоугольного треугольника?
- Как запишется т. Пифагора для АВН?
№485,№486(б).
Применение т.Пифагора в повседневной жизни.
Задача: Необходимо обнести забором участок имеющий форму прямоугольного треугольника с катетами 8см и 15см. Как найти длину этой изгороди?
Дано:
а = 8см;
в = 15см.
Найти: Р-?
Решение:
Р = а+в+с;
с2 = а2 + b2, с = 17;
Р = 15+8+17 = 40см.
Найдите высоту фонарного столба.
Дополнительные задачи:
1. Большая диагональ прямоугольной трапеции равна 13см, а большее основание – 12см. Найдите площадь трапеции, если ее меньшее основание равно 8см. (Ответ: SABCD =50 см2).
2. Основания равнобедренной трапеции равны 10см и18см, а боковая сторона равна 5 см. Найдите площадь трапеции. (Ответ: s =42)
VI. Подведение итогов урока.
IX. Постановка домашнего задания:
П. 54, № 483(в,г), №484(в,г),№486(а),подготовить другое доказательство т.Пифагора.