Педагогический совет по теме "Качество знаний учащихся: из чего они складываются?"

Разделы: Администрирование школы


Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, промежуточный, итоговый, включая ЕГЭ.

Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Модель образования ХХ1 века – образовательное общество. Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

В центре качества образования – качество его содержания, качество воспитания человека. Ведущим в качестве содержания и в качестве воспитания факторами являются:

  • Математизация образования;
  • Формирование исторического самосознания и достоинства;
  • Непрерывное обучение русскому языку и национальной истории;
  • Формирование патриотической личности, укоренённой в национальных культуре и языке;
  • Формирование “личности долга”, защитника Отечества;
  • Формирование уважения к труду, понимания труда как условия раскрытия творческой личности;
  • Установка на всестороннее, гармоничное, творческое развитие личности;
  • Повышение качества профессионального образования.

Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.

К сожалению, мало внимания, за недостатком времени, уделяется учителем самоанализу урока. Выявление недостатков урока и своевременная коррекция деятельности учителя – одно из необходимых условий его успешной деятельности на пути повышения качества знаний учащихся. При анализе урока важно обращать внимание как на методические аспекты (задачи урока, отбор содержания учебного материала, выбор методов и средств, форм обучения, организацию учебной деятельности и общения учителя с классом, место урока в системе обучения, рациональность избранной структуры урока), так и на продуктивность мотивации учения, рабочее настроение школьников на уроке, качество проживания урока.

Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших достижений в работе учителей и учащихся. В этом случае не обойтись без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее полно оценить результаты обученности школьников, выявляя не только знания и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством диагностики поуровневого усвоения знаний и умений.

Методика диагностики поуровневого усвоения знаний и умений широко применяется в школьной практике и предполагает принцип составления двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их распределение по степени восходящей сложности: (слайд с примерами)

  • На узнавание;
  • На запоминание;
  • На понимание;
  • На внутритемное обобщение;
  • На межтемное обобщение;
  • На межпредметное обобщение.

Положительным моментом в применении данной диагностики обученности является возможность для учителя проанализировать соответствие результатов усвоения знаний и умений учащимися на каждом уроке (по каждому заданию) тем учебным задачам, которые ставятся (или не ставятся) на уроках, и скорректировать задачи и технологии обучения.

Применяя данную методику в системе уроков, учитель вооружает учащихся средством саморегуляции процесса познания и усвоения. Так создаются внутренние механизмы повышения качества образования, его результативности.

Велика роль диагностики в коррекции педагогического процесса. (проведение пед.консилиумов в 1-х, 5-х,10-хклассах). Результаты диагностики – это информация, необходимая при отборе учебных программ и педагогических технологий, нормировании домашних заданий без перегрузки учащихся. Диагностика помогает определить потенциальные возможности учащихся при комплектовании классов, решить вопрос о соответствии оценок, которые выставляет учитель в журнал за письменные и устные ответы, результатам независимой оценки знаний путём тестирования, результаты исследований показали, что расхождение составляет от 3 до 25%.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
  2. Социально-экономические факторы.
  3. Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
  4. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
  5. Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом учащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение учащихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Общие показатели успешного обучения:

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.
  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.
  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.
  4. Стабильность здоровья учащихся.
  5. Удовлетворённость учителя своей работой.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Влияние на качество образования учащихся.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. С 2006 году педагогический коллектив школы занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, был проведен городской семинар, на котором были показаны приемы этой технологии. С 2007 года школа работает по внедрению информационно- коммуникативных технологий. В классы установлены интерактивные доски, компьютеры, мультимедийные проекторы, видеосистемы, которые позволяют внедрять в учебный процесс эти технологии. Это дает возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к своему предмету. Каждый учитель: выбирая технологию или ее элемент, должен иметь качественную характеристику ее использования, так называемый “сертификат безопасности для здоровья” – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные методы обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

  • Пед.коллектив владеет информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения;
  • Использует различные технологии полностью или приемы поэлементно;
  • Прошли курсы повышения квалификации по темам, связанным с использованием современных образовательных технологий в преподавании предмета;
  • Прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий, и есть возможность повышать свою квалификацию в школе посещая занятия в классе открытого доступа. С февраля – будет возможность продолжить обучение на интерактивных досках.

Образовательные технологии, используемые школой

Технология Предмет Результат использования технологии Перспективы развития школы в связи с использованием технологии
Развивающее обучение. Начальное обучение. Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы. Формирование школьного компонента образования.

Открытие лицейского класса.

Проблемное обучение. Все предметы базового компонента.
Разноуровневое обучение. Математика(5-9классы)

Физика(7-9классы)

Химия(8-9классы,10-11-е классы)

Разработка разноуровневых заданий.

Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Профилизация предметов.

Разработка разноуровневых заданий. Формирование практико-лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровневого обучения.
Технология уровневой дифференциии на основе обязательных результатов Алгебра(7-9,10-11 классы)

Физика(7-9, 10-11 классы)

Русский язык(5-9, 10-11 классы)

Биология(6-9, 10-11 классы)

Химия(8-9, 10-11 классы) и др.

Отработка образовательных стандартов.

Предупреждение неуспеваемости.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Подготовка к экзаменам в новой форме – 9-еклассы, ЕГЭ – 11-е классы.

Развитие исследователь ских навыков. Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента.

Полностью используется на истории, обществознании, географии, литературе, физике

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с предыдущей презентацией результатов работы в виде:

реферата, доклада - самые успешные исследования на темы: “ 60 – лет школе”. Экологические исследования, и т.д.

Выступления на конференциях ( муниципальных, областных, студенческих).
Проектные методы обучения. История, обществознание, география, биология, физика, химия, ИЗО и др. Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов. Проекты социальной значимости с

1. Сайт-один из способов получения информации. (информатика)- создание школьного сайта в Интернете.

2. “Большой брат” - кинофестиваль и т.д.

Использование технологий:

- как представление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможностей школы,

- как практико-ориентированный курса на выбор будущей профессии с возможностью первичного погружения в будущую профессиональную деятельность.

Технология “Дебаты”. История, обществознание, литература, иностранный язык. Развитие навыков публичных выступлений. Выступление на конференциях учащихся.
Технология модульного и блочно-модульного обучения. Математика, биология, литература. Усиление здоровьесберегающих аспектов предметного обучения. Развитие использования технологии с последующей разработкой мониторинга.
Лекционно-семинарско-зачетная система. История, общество, алгебра и начала анализа Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Начальное обучение, история, география.
Коллективная система обучения. Математика.

Физика и др.

Технология перспективно-опереж. обучения. История.
Обучения в сотрудничеств (командная, групповая). Все предметы базового компонента. Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. Формирование групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей на 3 ступени образования. Запрос на расширение доступа в Интернет, увеличение библиотечного фонда, электронных учебников и тестов.
Информационно-коммуникацион-ные технологии. Начальные классы, физика, информатика,

Математика, химия и др.

В локальную сеть соединены классы имеющие интерактивные доски, кабинеты информатики, администрация. Библиотека.

Использование:

- обучающих программ,
- электронных учебных изданий,
- электронная библиотека Кирилла и Мефодия по всем предметам и др

Конструирование уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств.

Развитие навыка работы в Интернете.

Разработка учащимися обучающих презентаций.

Здоровьесберегающие технологии. Весь спектр базовых предметов. Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения. Работа с детьми в группе здоровья.

Занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни.

Технология дистанционного обучения. Весь спектр базовых предметов. Индивидуальная поддержка обучения детей-инвалидов. Использование данной технологии в практике программы работы с детьми, длительно болеющими
Технология коммуникативно-го обучения иноязычной культуре. Английский язык, немецкий язык со 2-го класса.

Французский – второй язык

Развитие языковых коммуникативных навыков. Ввести раннее обучение иностранному языку.

Развитие языковых коммуникативных навыков.

Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику в повышении качества образования учащихся и возможность прогнозировать положительные изменения.

Работа в группах.

1. Кабинет географии.

Возможности интерактивной доски в кабинете географии, применение комплекса интерактивных карт, электронных учебников, использование голосовых устройств для проведения тестирования, викторин.

2. Кабинет физики.

Возможности интерактивной доски в кабинете физики, практика создания флипчартов. Использование минилаборатории для проведения эксперимента и практических работ.

3. Кабинет открытого доступа.

- Поиск электронных цифровых ресурсов по предметам учебного цикла в сети Интернет.
- Участие в сообществе учителей. Форумы для учителей.
- Прохождение дистанционного тестирования по предметам в форме ЕГЭ.

Подведение итогов педсовета, обсуждение работы в группах.

Решение педагогического совета.

  1. Работу педагогического коллектива по применению инновационных технологий и методик в УВП с целью повышения качества знаний учащихся считать своевременной и нужной.
  2. Основой концепции развития школы на 2007-2011 годы считать процесс модернизации УВП на каждой ступени обучения, задачей которого является формирование адаптивной творческой личности через качество знаний, качество воспитания.
  3. Поручить предметным кафедрам и научно- методическому совету проводить систематический мониторинг использования учителями эффективных инновационных технологий обучения и воспитания с целью их обобщения, изучения и дальнейшего внедрения в практику работы педагогического коллектива.
  4. Размещать на сайте школы материалов о положительном опыте использования учителями инновационных методик, технологий обучения и современных технических средств обучения.
  5. Осуществлять более тесную взаимосвязь с родителями по повышению мотивационной деятельности их детей в учебном процессе, используя школьный сайт.
  6. Обеспечить переподготовку педагогических кадров по работе с детьми, имеющими проблемы в обучении.