Современная педагогическая наука подтверждает бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. Продуманная воспитательная домашняя среда – это богатейшая основа для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку широчайший спектр представлений о жизни. Семья для дошкольника – первая и часто почти единственная среда, первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на ребенка остальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем. В свое время Жан – Жак Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Таким образом, уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.
Большинство отечественных исследователей пришли к выводу, что ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни в семье, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, педагогическая культура родителей. Социальные ценности, атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой. Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Например, в одних семьях ценится конформное, приспособительное поведение, в других – в детях воспитывают самостоятельность; одни родители считают, что их сын должен быть добрым, уступчивым, другие – идеал мужчины видят в физической силе, в умении постоять за себя. Таким образом, ценности, принятые в современных семьях и транслируемые родителями детям, существенно отличаются. Как заметил Б.Т. Лихачев, “…успех в воспитании зависит не только от знания педагогических истин, приемов, но и от … жизненной философии, ценностных установок…”
Из педагогических ценностей родителей можно выделить ценности самодостаточного типа (ценности - цели), ценности инструментального типа (ценности - средства) и ценности-знания. Инструментальными ценностями родителей можно назвать терпимость, честность, ответственность, чуткость, взаимопонимание. Самодостаточными ценностями современных родителей являются: забота о здоровье, любовь и привязанность к детям, общение с детьми, доброта, доверие. В этих ценностях отражен основной смысл воспитательной деятельности родителей. Роль воспитательной деятельности родителей чрезвычайно велика. Они определяют главные линии воспитания: формирование ценных личностных качеств ребенка, расширение его кругозора, приобщение к культурным ценностям, направленность, содержание детской деятельности. На практике же для большего числа родителей воспитание ребенка ограничивается, главным образом, материальными заботами и физическим уходом за детьми. Это связано с тем, что в период нестабильности общества внутри семьи возникает психологическое неблагополучие, которое отягощается социально-экономическими факторами и приводит к тому, что целью семьи становится выживание в сложнейших условиях – духовные ценности семьи вытесняются материальными. Происходит игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей. В таких семьях не создаются условия для полноценного развития ребенка. В этой ситуации помочь, поддержать, направить
воспитательную деятельность родителей, призваны все воспитательные институты, в первую очередь – дошкольные учреждения. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка является одной из основных задач, стоящих перед ДОУ.
В течение продолжительного времени в нашей стране складывалось убеждение, что родители педагогически некомпетентны, и не стремились повышать их педагогическую культуру. Под педагогической культурой имеется в виду достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе воспитания детей. Как показывает практика, родителям для успешного выполнения ими родительско-воспитательной функции чаще всего не хватает ценностей-знаний. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны дополнить их воспитательную деятельность, т.е. признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”, т.е. детский сад стремится вовлечь родителей в образовательный процесс. Таким образом, от уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность семейного воспитания.
Одним из условий формирования педагогических ценностей семьи является взаимодействие педагогов ДОУ с семьей. Деятельность ДОУ правомерно рассматривать, с одной стороны, как осуществление целенаправленного процесса всестороннего развития и воспитания дошкольников, с другой, как систематически организованное воздействие на педагогическую культуру родителей в целях ее повышения. Это систематическая работа по передаче родителям знаний, формирование представлений и практических умений в различных областях семейного воспитания. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка. Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение. В свою очередь, педагогам нужно рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении. В целях повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогических ценностей необходимо помогать родителям грамотно организовать процесс семейного воспитания, привлечь родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, пробудить у них интерес к прочтению педагогической литературы.
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка в семье.
- Научитесь любить своего ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Часто родители хотят, чтобы ребенок был таким, каким его хотят видеть они, не задумываясь над тем, что ему этого может совсем не хотеться. Каждый ребенок имеет право быть самим собой, хочется этого родителям или нет. Все попытки переделать ребенка по своей модели, в конечном счете, обречены на провал, поскольку связаны с насилием, а насилие может привести только к другому насилию: в данном случае насилие родителей приводит к тому, что ребенок совершает насилие над собой. Последствия такого насилия рано или поздно проявятся в виде невроза, подавленности, излишней скромности или, напротив, развязности и т.п. Но принятие не означает одобрения, есть такие вещи, которые одобрить нельзя, к примеру, проявления жестокости, презрения к людям и т.д.
- У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Поэтому взрослые, которые хотят передать детям свои представления о духовности, нравственных ценностях, законах общения с другими людьми должны понимать, что главное – это личный пример. Подавайте хороший пример, так как ребенок всему учится, прежде всего, у родителей. И если вы, к примеру, хотите ему показать, что насилие недопустимо для разрешения конфликта, сами воздерживайтесь от физических наказаний и любого насилия.
- Использование самых лучших методик воспитания ничего не даст, если нет любви, честности, терпения и понимания. Если мы учим ребенка честности и при этом ведем себя не всегда честно, то, скорее всего он заметит несоответствие между нашими словами и делом. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. В психологии есть такой термин: “незаметное воспитание” - это и есть воздействие на ребенка обстановки в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических состояний. Подмечено, что “незаметное воспитание” влияет на ребенка больше, чем “заметное”. Психологи заявляют: “Слова не воспитывают, дети становятся такими, как их родители, только еще хуже”. Отсюда вывод: детям надо показывать, как жить, а не рассказывать и тем более читать мораль.
- Уважайте своего ребенка. Каждый человек, независимо от того, какие качества характера ему присущи, заслуживает уважения. Дети заслуживают не меньшего уважения, чем взрослые, а может быть, даже большего, ведь взрослый человек более-менее психологически защищен от разного рода проявлений неуважения, чего нельзя сказать о детях.
- Не относитесь слишком серьезно к процессу воспитания и своей роли в нем. Не должно быть воспитания только ради воспитания. Одна крайность – это не обращать внимания на воспитание своих детей. Другая – заниматься только этим и ничем больше. В идеале должна быть середина – уделять необходимое внимание воспитанию, но и не забывать о себе.
- Предоставляя ребенку свободу в развитии, оставайтесь требовательными, но не к результату того, что делает ребенок, а к процессу.
- Не допускайте разногласий в семье по соблюдению правил. Оба родителя должны требовать от ребенка одного и того же. Не допускать выяснения отношений в присутствии ребенка.
- Уважайте своего ребенка. Воспитание – это не требование неукоснительно выполнять все установленные вами правила. Они имеют право на свое мнение.