Урок русского языка в 3-м классе по теме «Словообразование и словоизменение»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить понятия словоизменения и словообразования;
  • Совершенствовать умения детей в словообразовании и словоизменении;
  • Развивать логическое мышление, речь;
  • Воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

1. Орг. момент. Сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о словообразовании и словоизменении.

2. Чистописание.

- Отгадайте загадку.

Удивительный ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.

(Снег).

- Какие слова помогли найти отгадку?
- Расскажите об этом слове.
- Запишите, чередуя, строчную и прописную буквы, обозначающие непарный звонкий согласный в этом слове. (Н, н.)

3. Фонетический разбор слова “снег”.

4. Словообразовательная работа.

- Подберите и запишите однокоренные слов (снежок, снежинка, снеговик, снегоход, снегоочиститель, снежный).
- Докажите, что эти слова однокоренные.
- Разберите сложные слова по составу. Какие слова мы называем сложными?
- Что скажете об основах остальных слов? (Основа меняется).
- О каком явлении русского языка можно сказать? (Словообразование).
- Что такое словообразование?

5. Устная работа.

- Какое слово лишнее и почему? (Снежный, так как все слова относятся к именам существительным, а это – к именам прилагательным).
- Составьте с этим словом словосочетания. Что такое словосочетание?

6. Составление предложения.

- Составьте предложение с одним из словосочетаний.

(Запись предложения у доски с комментированием, разбор по членам и частям речи).

7. Работа с текстом.

(Название текста зашифровано ребусом).

Зима.

Выпал снег. Белое покрывало укрыло землю. Уснули под (снег) леса и поля. Но не все спят зимой. На (снег) видны следы птиц и зверей.

- Отгадайте название текста.
- Что можете сказать о предложениях? (Нужно изменить некоторые слова, чтобы слова были связанны между собой).
- Запишите в тетрадь, выполнив нужную замену.
- Прочитайте полученный текст. Докажите, что перед нами действительно текст.
- С каким явлением русского языка мы с вами встретились, когда выполняли данную работу? (Словоизменение).
- Что такое словоизменение?
- Выделите ту часть слова в слове “снег”, которая изменялась. Что такое окончание?
- Выделите в словах текста все изученные орфограммы.

8. Подведение итога урока.

- Какие явления русского языка мы с вами сегодня повторили?
- Что особенно понравилось на уроке?
- О чем расскажете дома?

9. Домашнее задание.