Цели:
- Закрепить понятия словоизменения и словообразования;
- Совершенствовать умения детей в словообразовании и словоизменении;
- Развивать логическое мышление, речь;
- Воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока
1. Орг. момент. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о словообразовании и словоизменении.
2. Чистописание.
- Отгадайте загадку.
Удивительный ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег).
- Какие слова помогли найти отгадку?
- Расскажите об этом слове.
- Запишите, чередуя, строчную и прописную буквы,
обозначающие непарный звонкий согласный в этом
слове. (Н, н.)
3. Фонетический разбор слова “снег”.
4. Словообразовательная работа.
- Подберите и запишите однокоренные слов (снежок,
снежинка, снеговик, снегоход, снегоочиститель,
снежный).
- Докажите, что эти слова однокоренные.
- Разберите сложные слова по составу. Какие слова
мы называем сложными?
- Что скажете об основах остальных слов? (Основа
меняется).
- О каком явлении русского языка можно сказать?
(Словообразование).
- Что такое словообразование?
5. Устная работа.
- Какое слово лишнее и почему? (Снежный,
так как все слова относятся к именам
существительным, а это – к именам
прилагательным).
- Составьте с этим словом словосочетания. Что
такое словосочетание?
6. Составление предложения.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний.
(Запись предложения у доски с комментированием, разбор по членам и частям речи).
7. Работа с текстом.
(Название текста зашифровано ребусом).
Зима.
Выпал снег. Белое покрывало укрыло землю. Уснули под (снег) леса и поля. Но не все спят зимой. На (снег) видны следы птиц и зверей.
- Отгадайте название текста.
- Что можете сказать о предложениях? (Нужно
изменить некоторые слова, чтобы слова были
связанны между собой).
- Запишите в тетрадь, выполнив нужную замену.
- Прочитайте полученный текст. Докажите, что
перед нами действительно текст.
- С каким явлением русского языка мы с вами
встретились, когда выполняли данную работу?
(Словоизменение).
- Что такое словоизменение?
- Выделите ту часть слова в слове “снег”, которая
изменялась. Что такое окончание?
- Выделите в словах текста все изученные
орфограммы.
8. Подведение итога урока.
- Какие явления русского языка мы с вами сегодня
повторили?
- Что особенно понравилось на уроке?
- О чем расскажете дома?
9. Домашнее задание.