- Вступление.
- Патриот. Кто это?
- Теоретическая часть.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Отрадно, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.
Так значение этих слов объясняется в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого и нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих маленьких граждан.
Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.
Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. К этой работе привлекаю и бывших своих воспитанников, тех, кто учился у меня раньше. На сегодняшний день это 7-й и 11-й классы. Я провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению, по трудовому обучению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и теперешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.
В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, истории, трудовому обучению, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя.
Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём, к примеру, урок математики. В учебнике “Математика”, авторы Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева, много задач с героями сказок. На основе этого материала можно воспитывать у детей гордость за то, что в нашей стране так много талантливых писателей, сказки которых знает детвора. Или вот, например, задача: “Школьники собрали в теплице 900 кг овощей, 425 кг огурцов, 147 кг помидоров, а остальное – перец. Сколько килограммов перца собрали школьники?”. Можно провести беседу о трудолюбии школьников, о том, что ученики, работая в школьной теплице, обеспечивают себя овощами на обед в школьной столовой. Чем не патриотическое воспитание. Вот и любовь к труду, к своей школе, уважение к старшим, гордость за свою школу, в которой есть такая теплица. Или вот ещё одно задание из этого же учебника: “Запиши с помощью цифр следующие даты: 22 июня 1941 года, 9 мая 1945 года. С какими событиями связаны эти даты?”. Вот ещё важная тема для воспитательной работы по патриотическому воспитанию. И таких примеров можно привести множество.
Возьмём теперь учебник по литературному чтению. Я работаю по учебнику “Литературное чтение”, авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова, к учебнику прилагается учебная хрестоматия, автор Л. А. Ефросинина. В этом учебном комплекте очень много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек. Возьмём рассказ Леонида Пантелеева, (настоящие его имя и фамилия Алексей Иванович Еремеев), “Честное слово”. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: “Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек”. А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Или прочтём отрывок из стихотворения С. А. Есенина.
…Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
Или другой отрывок того же автора.
…Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Здесь можно говорить о том, как сильно любит поэт свою Родину, о том, какие слова находит, говоря о своих чувствах к Родине. Поговорить можно о детских чувствах, которые вызвало это стихотворение, о том, за что они могут любить Россию. Это ли не патриотическое воспитание любви к своей стране!
Или возьмём учебник по окружающему миру “Мир вокруг нас”, автор А. А. Плешаков. Возьмём тему “Полезные ископаемые”. Разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши природные богатства, которые играют очень большую роль в экономике нашей страны, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример. В разделе “Путешествие по городам и странам”, 3 класс, есть тема “Золотое кольцо России”. Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.
В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также другими государствами.
Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России. Задачи заключаются в следующем:
- расширение исторических знаний детей;
- использование воспоминаний очевидцев событий;
- актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей представления о многогранности исторических явлений;
- развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
- повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.
Я с детьми посещаю музеи г. Москвы, чтобы они как можно больше узнали о своём городе, о своей стране. Мы были в музее истории Москвы, в Историческом музее, в музее К. И. Чуковского, в Политехническом музее, были в Александровском саду, у могилы Неизвестного солдата, на Красной площади, посетили музей “Бородинская панорама”. Планируется повторное посещение Исторического музея, посещение Кремля, посещение Оружейной палаты, музея обороны Москвы. Дети должны знать свою историю.
Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”.
Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают детей. Особенно важно, я считаю, проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из разных параллелей.
Один из таких праздников - литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, была проведена мной 5 мая и 6 мая 2009 года. Это было совместное выступление 3 класса “Б”, 7 класса “Б”, и помогал мне ученик из 11 класса. Это все дети, которых я учила в начальной школе. Они подружились между собой, боялись подвести друг друга и своих старших товарищей – учителей.
На праздник были приглашены ветераны Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., учителя, учащиеся старших классов, все учащиеся начальной школы. Автор и руководитель концерта - классный руководитель 3 класса “Б” - Корнеева Ольга Александровна, музыкальный руководитель – Никитина Татьяна Викторовна, организация – Филатова Наталья Алексеевна, родительский комитет 3 класса “Б”, техническая поддержка – Максимова Светлана Аркадьевна, Галич Анна Викторовна, Сидоров Юрий, ученик 11 класса.
Разработка литературно-музыкальной композиции и фотографии праздника прилагаются.
Помимо литературно-музыкальной композиции были проведены другие мероприятия, посвящённые 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.:
- уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой Отечественной войне 1941-1945годов”;
- конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;
- беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, которые провели учащиеся 3 класса “Б” в других классах начальной школы.
В конце этого учебного года я с ребятами буду писать сочинение на тему: “Война! Страшнее нету слова”.
- Заключение.
Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.