Приятная для слуха речь - своего рода
музыка.
Аристотель
"Заберите у меня все, чем я обладаю,
Но оставьте мне мою речь,
И скоро я обрету все, что я имел".
Д. Уэбстер.
Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться упорным ежедневным трудом, начиная с I класса. И помогают в этом игры. Наблюдая за играми детей, можно отметить, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет четкого произнесения отдельных звуков. Среди многих задач воспитания и обучения, развитие речи, речевого общения — одна из главных.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет чистое произнесение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости. Вот почему, нужно использовать много разных игр, приемов, которые способствуют развитию речи детей.
Речь – является основной всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).
Есть два основных пути развития речи.
Во-первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.
Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения.
Развитие речи должно быть в центре внимания учителя, обучаются ли ученики чтению или письму, изучают ли элементы грамматики, упражняются ли в построении связных рассказов или выполняют задание по правописанию.
Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:
- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);
- обеспечить создание речевых ситуаций;
- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;
- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над звуковой культурой речи.
Она включает в себя: четкую артикуляцию звуков, отчетливое их произношение, умение использовать голос. Изучение звуковой культуры речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения в техники речи.
Сюда входят: дыхание, голос, дикция и артикуляция. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.
Вот почему, нужно использовать много разных игр, приемов, которые способствуют развитию речи детей. Что я и делаю на своих уроках.
Уроки литературного чтения мы начинаем с прочтения стихотворения, которое настраивает ребят на позитивный лад.
Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции. На каждом уроке мы обязательно проводим артикуляционную разминку в виде следующих упражнений на развитие дыхание.
- Проколотый мяч \имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с - с-с: (воздух)\.
- Имитация колокольного звона \ бом, бам, бим..\.
- Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".
- Ароматный цветок/сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, на выдохе произнести фразу “Какой ароматный цветок”/.
- Именинный пирог / задуть свечи/.
- 33 Егорки /сделать глубокий вдох и продолжить: раз-Егорка, два-Егорка.
Дикция- чистота, правильность, четкость произношения. Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции движений органов речи. Для этого проводятся следующие упражнения:
- Пятачок. \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов \.
- Изображение цоканья копыт.
- Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".
- Чищу зубы. \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы \
- Хомячок /плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка/.
- Конфета /закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
- Сластена / облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать ее.
Голос - важный компонент техники речи. Он
обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью,
силой. Эти качества можно развить при помощи
специальных упражнений.
В своей работе по развитию речи я использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.
Поговорка:
- сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
- обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
- воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
- влияет “Слово пуще стрелы разит”
- помогает “Язык до Киева доведёт”
- успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Например, для отработки произношения звуков б - п. использую скороговорки:
- Пилил Филипп полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
- Бобры храбры - идут в боры.
- Белые бараны били в барабаны.
- Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
- Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
. Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений:
Беспокойная ворона
Все ходила вдоль перрона
И о чем-то недовольно
Тараторила.
Видно, поезд свой ворона
Проворонила…
или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир.
Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.
На часок мы заш-ш-ш-шли
К черепаш-ш-ш-шке.
Черепаш-ш-ш-ш-шка подала
Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.
Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:
Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж::..ж::
Жжжжж
Бац! Бац!
Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!
Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.
После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:
Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой ! ой ! ой!
Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!
И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.
Работа над развитием речи продолжается и на уроках русского языка.
Основа связной речи - предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении всех лет обучения.
Сначала я учу детей устно составлять небольшие рассказы:
- Прошу продолжить такие предложения:
- Если бы я был цветком, я бы:
- Если бы я был волшебником, я бы:
- Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого
- Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: “Почему он плачет?”
- Записываю слова " мама" и "беда". После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.
Мама | беда |
Семья | слёзы |
Счастье и т.д. | боль и т. д. |
Развитие речи на уроках математики
На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Познавательных задач, заданий на логическое мышление, \ где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний \, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой, например:
Кому принадлежат стихи?
А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала.
Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.
- С.Михалков – 7
- К.Чуковский - 5
- А.Барто -10
10-3+1-3=5 слайд 17
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Необходимость работы учителя на уроках обучения грамоте продиктовано тем, что правильное речевое дыхание и чёткая артикуляция – основа для развития правильной речи.
См. презентацию.