Использование опорных сигналов на уроках краеведения и коми языка

Разделы: Иностранные языки


Рядом исследователей доказано, что знание второго языка благотворно влияет на развитие ребенка: у него развиваются все мыслительные процессы, языковое чутье, проявляются элементы национального самосознания. Но чтобы получать хорошие результаты в обучении коми разговорной речи, формировать любовь и уважение к своему народу, необходимо создать интерес у детей.
Обучение коми разговорной речи у детей, им не владеющих, - дело колоссальной трудности, что объясняется обучением языку как иностранному.
Наметившиеся новые тенденции постепенно приводят к ломке традиционных подходов в методике обучения, когда коми язык преподавался как некий свод застывших грамматических правил. Необходимо многое менять.
Каждый учитель коми языка понимает, насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету.
Часто учебники не подходят для детей, обучающихся по 2-х часовой программе, так как тексты в них даны сложные для чтения и понимания. Все это подрывает интерес детей при обучении коми языку. Учителю необходимо искать выход из создавшегося положения, не жалея времени, чтобы детально проанализировать дополнительную литературу и найти такие тексты, чтобы дети с удовольствием их читали. Тексты для чтения старшеклассникам нужны из современной литературы. Им было бы интересно читать о молодежи, о будущем, о сверстниках за рубежом, о кумирах, об интересных профессиях, о любви. Этого нет в наших учебниках.
«Лысва» (6 класс):
Темы:    
  • пöль – пöчлöн  олöмысь (история)
  • киподтуя йöз: М.Н. Лебедев, В.А. Савин, К.Ф. Жаков, В.В. Юхнин, В.Т. Чисталев, И.В. Коданев, Ю.К. Васютов, Г.А. Юшков.
  • вöр-ва (природа)
  • чужан му (земля коми)
  • кывсикас (части речи).
«Зарань» (7 класс): С.А. Попов, М.А. Ладанов, А.В. Шебырев, А.С. Одинцов, К.С. Сердитов.
Темы:
  • во гöгöр кытшовтöм (времена года),
  • кывсикас (части речи),
  • пöль – пöчлöн  кудйысь (из истории),
  • финно-угор гижöдъяс.
Нужно больше интересных текстов, таких как «Суйöр сайын выль во», «Тэ да тэнад кодзув».
В педагогической литературе имеются описания технологий обучения по конспектам опорных сигналов шаталовского типа по школьным учебным предметам:
  • русскому языку (О.Н. Меженко),
  • географии (М.С. Винокур),
  • химии (С.М. Лысенкова),
  • биологии (Л.Д. Аникеева),
  • немецкому языку (А.В. Чоботарь),
  • старославянскому языку (С.Г. Шулешко),
  • информатике (Т.Н. Поддубная) (Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005. С. 158.).
В связи с этим целесообразно вводить опорные конспекты и на уроках коми языка и литературы, краеведения.
Используя методику Шаталова В.Ф., а именно «конспекты опорных сигналов для памяти», автором были разработаны «листы опорных сигналов» (ЛОС).
На листах закодирован учебный материал. Кто писал шпаргалки, тот поймет, как непросто разместить на клочке бумаги нужный материал. Приходится записывать только самое важное, да и то с сокращениями, но так, чтоб потом (на экзамене) суметь разобраться. Задача такая: объём записи поменьше, а информации – побольше. Это и есть подобие опорного конспекта.
   Когда ученик отвечает на вопросы учителя, пользуясь опорой, снимаются скованность, страх, ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения, а всё внимание направлено на размышление.
   Учеными подсчитано, что учащиеся удерживают в памяти 10% от того, что они читают; 26 %  от того, что слышат;
30%  от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70%  от того, что они обсуждают с другими;
 80% от того, что основано на личном опыте;
90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают.
95% от того, чему они обучают сами.
   Значит, чтоб ученик освоил весь материал, он должен слышать, видеть, о чём ему говорят, обсудить, проговорить и обучить кого-то.
Ценность приёма в том, что он:
- способствует активизации учащихся (активизирует их творческое воображение);
- облегчает работу учащихся по запоминанию различных правил, теорем;
- учит умению выражать свои мысли, развивает память и речь;
- вносит занимательный характер в урок.
Работа с ЛОСом имеет свои этапы:
1. Изучение теории в классе (1-й урок)
2. Краткое повторное объяснение по ЛОСу (2-й урок):
а) Объяснение учителем у доски. Во время беседы с классом или монолога учителя ученики ничего не записывают, а лишь думают, вспоминают, высказываются, спрашивают, слушают.
Эпиграф в ЛОСе, помимо привлечения внимания учащегося к основному содержанию, создает нужную направленность мысли.
б) Проговаривание в группах (групповой опрос). Класс заранее разбивается на группы по 4-5 человек во главе с консультантом. Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала. Консультант спрашивает каждого члена своей группы и оценивает его. Такой опрос, организованный в классе, ведётся во всех группах одновременно. Беседа проводится в полголоса, чтобы не мешать друг другу («тихий опрос»). В течение урока можно выявить знания всех без исключения. Каждый ученик получает оценку за свой ответ в группе.
в) Выбор карточек (лотерея).
Так как нет возможности проверить каждого (заслуженно ли получена оценка), группам предлагается четыре карточки на выбор (приложение  № 1) . Если им повезло, и они вытаскивают карточку «Отдыхаем», то они остаются со своими оценками. Группа, получившая карточку «Все и обо всём», должна ответить у доски в полном составе. Получившие «Один за всех +» выбирают одного для ответа у доски. Выбравшие «Один за всех –»  отправляют к доске одного ученика, но его уже выбирает сам учитель.
Эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и чувство ответственности (так как каждый ученик работает не только  на себя, но и на группу).
г) «Громкий опрос». По ЛОСу отвечают у доски учащиеся.
д) Подведение итогов, выставление оценок в журнал.
е) Игровые элементы (если осталось время): состязание команд, разгадка ребусов, найди ошибку в ЛОСе.
ж) Домашнее задание: воспроизвести ЛОС в тетрадях или составить свой вариант конспекта.
Опорный конспект позволяет припоминать все главные идеи, логику рассказа учителя, а с другой стороны для его прочтения необходимы определённые творческие усилия, понимание, владение разговорной речью, техникой изложения собственного мнения. Не может быть двух одинаковых прочтений одного и того же опорного конспекта – это всегда персональный и творческий акт. При составлении своего ЛОСа у детей формируется умение сжато, логично интерпретировать информацию, что способствует её глубокому осмысленному усвоению.
Учащиеся 10 класса при подведении итогов на уроке отметили:
- «ЛОС позволяет сохранить хронологию событий, после повторения в несколько раз, многое остаётся в памяти» (По самым скромным подсчётам ученик слышит теорию  11 раз)
- «Урок прошёл очень интересно»
- «ЛОС облегчает задачу, за урок можно запомнить всю жизнь писателя»
- «Хорошо, что из четырёх работ можно выбрать одну»
- «Это круто, на всех бы уроках так»
-«Я думаю, что вместо карточки «отдыхаем» следует написать что-нибудь другое. Пусть работают все»
   Этот приём можно использовать на уроке коми языка, коми литературы и краеведения.
Опорный конспект (ОК) можно внедрить в классах любого статуса. Необходимо обеспечить каждого ученика конспектом.
Лист опорных сигналов (ЛОС) состоит из автономных тематических блоков. Например:     
ЛОС № 1 «Кадакыв» (микротема «Вöр-ва») (приложение № 2),
    ЛОС № 2 «Лыдакыв» (микротема «Коми му») (приложение № 3),
    ЛОС № 3 «Юрий Васютов»,
    ЛОС № 4 «Мелехинскöй цикл»,
    ЛОС № 5 «Сыктывкар» (приложение № 4),
ЛОС № 6 «Стефан Пермский» (приложение № 5).
Опираясь на ЛОС «Лыдакыв» (числительное) учащиеся 6-го класса могут составить следующий текст:
«Ме  ола Коми республикаын. Сэнi олö 1 млн. 019 сюрс морт. Коми Республикаын медыджыд ю - Печора. Сылö н кузьтаыс 1809 км., мöд- Эжва (1130км.), коймöд- Мозын (966км.) Республикаын  кык государственной кыв (роч да коми). Коми кыв пырö финно- угор группаö. Коми да удмурт кывъясын уна откöдьлун. Сiдзжö Ф.У. группаö пырöны венгр, финнъяс да мукöдъяс. Коми алфавит лосьöдiс 14 нэмын Стефан Пермскöй. Медводдза шыпасъяс серти ан (а) да бур (б), алфавитыслöн нимыс лои анбур. Коми кывйын дас квайт (16) падеж.
Республикалöн юркар - Сыктывкар. 1780 воын Екатерина индöд серти погост шуöма карöн. Сыктывкар кындзи эм мукöд каръяс: Сосногорск, Воркута, Инта, Микунь… Сыктывкарын олö 246 сюрс морт.
Важöн коми вöралысьяс мынтысисны ур куясöн. Шайт вылö öшлiсны 100 ку.
Ме чужи Кослан сиктын. Удора районын олö 22 сюрс 187 морт. Косланын- 2 сюрс 964 морт.
Ме велöдча 6 классын Кослан шöр школаын. Классын 22 велöдчысь. Коми муöй, сьöлöмшöрöй, менам куслытöм любовь…».  
Лист опорных сигналов может быть включен в любой этап урока:
  • при объяснении нового материала,
  • при обобщении изученного,
  • в работе над понятиями и терминами,
  • в творческих заданиях разного характера,
  • в диктантах (лингвистических),
  • при составлении проблемных вопросов, кроссвордов, характеристик,
  • как материал для творческого отчета,
  • для составления и разработки собственных опорных конспектов.
 Желательно отслеживать уровень знаний, умений, навыков при использовании листов опорных сигналов и сравнивать с классами, где опыт не внедряется. Также проводить беседы с учащимися о роли опорных конспектов для их деятельности.
В течение года отрабатывается технология групповой работы с использованием листов опорных сигналов. Существует еще один вариант работы с опорными конспектами.
ВАРИАНТ № 2.
1. Дети объединяются в группы по 4-5 человек.
2. Распределение обязанностей в группе.
3. В зависимости от темы урока определяют   цели и задачи (с помощью учителя).
4. В каждой группе наличие опорных конспектов.
5. Роль учителя – организатор, контролер.
6. Необходимое условие – высокий темп работы.
Обязанности членов группы (на доске):
1. организатор;
2. гость (связующее звено);
3. гений (генератор идей)
4. аналитик (выступающий).
Какова форма взаимодействия в группе?
1)     × - перекрестный опрос,
2)     –  – цепочки вопросов и ответов по опорному конспекту,
3)     подключение материала учебника,
4)     →    ↑ - работа в сменных парах по материалу учебника, ОК.
←    ↓
5) мини выступление аналитика.
Формы взаимодействия между группами?
1) хождение «гостей» в группах с рассказами своего блока,
2) возвращение «домой» и заключительное выступление аналитика,
Цель такой работы: повысить качество усвоения материала, интерес к языку, активность, самостоятельность.
Дидактические принципы.
Принцип лаконичности основан на том, что при восприятии и запоминании объем кратковременной, оперативной памяти человека   ограничен (большой объем информации запоминается плохо). Каждый блок опорного конспекта должен быть не более 300-600 печатных знаков.
Принцип структурности заключается в объединении опорных сигналов в логически связанные смысловые блоки. Логически построенный материал легче запоминается, дольше сохраняется в памяти и быстрее воспроизводится.
Принцип автономности выражается в завершенности каждого блока опорных сигналов. Ввиду того, что каждый блок несет свою смысловую нагрузку, он воспринимается и запоминается в обобщенно сжатой форме.
Принцип доступности материала подразумевает опору на имеющиеся знания, что способствует лучшему пониманию, повышает интерес к изучаемой теме (Возвратимся ли к истокам… // Бакшиева Н.Е. Учительская газета. 2005, 8 февраля. С. 17.).
Цветовая наглядность (особый шрифт) и образность (расположение) опорных сигналов вызывают у ребят положительные эмоции, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию материала.
Основой предложенных опорных конспектов является опорный сигнал – это символ, заменяющий смысл какой-то информации из учебника. Сигнал может быть в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, стрелки, схемы, формулы.
Глядя на опорные сигналы, ученик быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, излагает его в развернутом виде. Опорные сигналы – это «узелки на память».
Опорный конспект – система логически связанных опорных сигналов учебного материала одного урока, а может и нескольких уроков.
В учебной работе опорные сигналы выполняет несколько функций:
1) служат наглядным пособием при объяснении учителя;
2) упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку;
3) позволяют увеличить объем изучаемого на уроке материала;
4) полностью снимают проблему накопляемости отметок;
5) развивают творческое мышление и познавательные силы учащихся, активизируют процесс обучения.  Будут ли уроки интересными и полезными детям – во многом зависит от учителя и возможностей школы. Современный учитель не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищет свои способы для улучшения качества образования.  
От каждого учителя требуется творческий подход в решении проблем обучения учащихся коми языку.
В течение урока учитель применяет элементы до десяти известных технологий (опорные сигналы, работа в группах, дискуссия). Комбинация их является оригинальной и представляет собой собственно авторскую технологию урока. Каждый учитель применяет определённый стиль и на протяжении ряда лет вырабатывает авторскую методическую систему.
Формирование умений связного высказывания и ведение беседы немыслимо без широкого использования наглядности, позволяющей моделировать ситуации общения, стимулировать монологическую и диалогическую речь.
Использование наглядных средств обучения имеет большое значение в обучении коми языку: наглядность является эффективным средством формирования и совершенствования навыков и умений.
Эффективность наглядности зависит от регулярности, целесообразности, правильности ее использования, от ее качества.
Использование опорных конспектов помогает решить проблему индивидуального подхода, что способствует повышению иноязычной речевой компетенции учащихся, обеспечивает более быстрое прогрессирующее развитие навыков и умений.
Опорный конспект позволяет акцентировать внимание учащихся главном в изучаемом материале, подводит учащихся к осмыслению закономерности, но не дает готовых выводов, формулировок, требует от учащихся определенной мыслительной активности, развивает абстрактное мышление.
Опорные сигналы помогут учителю в наиболее доходчивой форме преподнести материал, облегчить ребятам процесс запоминания материала, а главное – сделать урок по настоящему интересным.
В связи с этим на уроках целесообразно вводить схемные и знаковые модели, т.к. они улучшают запоминание материала, повышают интерес к предмету изучения, развивают творческие черты личности, создают ситуацию успеха, способствуют формированию умственной самостоятельности учеников.
В своей книге «Здравствуйте дети!» Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: «Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям». Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.   
 СЛОВАРЬ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
Знак – чувственно воспринимаемый объект, который указывает, обозначает или представляет какие-либо другие предмет, действие, событие и т.п.
Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в человеческой деятельности.
Символ (от греч. symbolon – условный знак) – образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Символ родствен понятию «знак», однако их следует различать. Для знака многозначность – явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. Символ, напротив, чем более многозначен, тем более содержателен.
Идеограмма – образное знаковое письмо – объединяет широкий класс лингвистических явлений: идеография – «условное изображение или рисунок, выражающий целое понятие»; пиктограмма – «рисунчатое письмо»; ребус – «загадка, в которой искомое слово (понятие) или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков»; криптография – «условное изложение, то же, что тайнопись» и др.
Значение какой-либо вещи есть то, чем она является для общественной практики.
Смысл – это конкретизация значения в соотнесении с наличной ситуацией, внутреннее значение чего-либо, постигаемое разумом.
Сущность, суть – самое главное, внутренняя основа, основной смысл чего-либо.
Семиотика – наука о свойствах знаков и знаковых систем.
Семантика – часть семиотики, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла.
МР – монологическая речь.
ОК – опорный конспект.
ЛОС – лист опорных сигналов.
 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1988.
2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.
3. Касаткина Н.М. Использование средств наглядности на уроках французского языка. М., 1986.
4. Лурия А.Р. Ум множества. М.: Изд-во МГУ, 1981.
5. Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа, или Право на творчество. М.: новая школа, 1995.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005.
7. Царькова В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. М., 1980.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987.
9. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988.
10. Меженко О.Н. Опорные конспекты на уроках языка // Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 1 – 12.
11. Опоры: какие, когда, зачем? // Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. С. 173 – 180.
12. Возвратимся ли к истокам… // Бакшиева Н.Е. Учительская газета. 2005, 8 февраля.