Урок русского языка во 2-м классе по теме «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

содействовать путём ознакомления с новыми видами текста:

1) формированию представлений о видах текста и развитию умения распознавать их;

2) коррекции совместной деятельности слухового и зрительного анализаторов; коррекции речевого развития;

3) воспитания бережного, уважительного отношения к хлебу.

Оборудование:

образцы букв Хх, учебники, тетради, картинки хомяка, хлеба и хоккея, тексты о цирке, таблички со словами “текст - описание”, “текст - рассуждение”, “текст - повествование”. Наглядность представлена двух видов – в плоском и рельефном изображениях, так как в классе имеется незрячий ребёнок (III вид).

1. Проверка домашнего задания

При проверке домашнего задания обратить внимание на грамотное письмо и каллиграфические навыки.

- Сколько частей в тексте? О чём каждая часть? Как вы записали каждую часть?

- Озаглавьте текст.

- Что такое текст?

2. Чистописание

Над какой буквой мы сегодня будем работать, вы узнаете, послушав и отгадав загадки:

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот хитрющий я какой! (хомяк)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два “к”:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я - … (хоккей)

Сегодня на уроке мы будем работать над заглавной и строчной буквами Х, х. Дайте характеристику звуков данных букв. Напишите буквы в тетрадях.

По Брайлю данные буквы обозначаются точками – 1,2,5.

Устная словарная работа – хомяк, хлеб, хоккей

Запишите предложение:

Хлеб – народное добро.

После записи предложения выяснить его смысл.

Слово учителя о хлебе (с. 151)

А теперь поработаем над скороговоркой

  1. Хорь глух, хориха глуха, глухариха глуха, а глухарь оглох.
  • Прочитайте медленно про себя.
  • Вслух громко
  • Начало быстро и громко, а к концу тише и медленнее
  • Индивидуально
  1. Словарно – орфографическая работа.
  2. Спишите слова, правильно вставив буквы. Поставьте в словах знак ударения.

    Р.бята, вес.ло, быстр., вдру., ф.милия, т.варищ, р.бочий.

    Взаимопроверка тетрадей.

  3. Работа над фразеологическим оборотом.
  4. “Играть в кошки – мышки”

    - “Кошки – мышки” - это всем известная весёлая игра. Задача кошки – поймать мышку. Играть в “кошки – мышки” - значит хитрить, обманывать, скрывать что – либо.

    В ужасном беспорядке
    Карандаши и книжки…
    Они играют в прятки?
    А может, в кошки – мышки.

    4. Зарядка для глаз.

1. Упражнения для мышц шеи. Медленные круговые движения головой в обе стороны. (Расслабляет мышцы шеи, что восстанавливает нормальное снабжение глаз кровью).

2. Взгляд направлен вверх, потом вниз. Повторите несколько раз.

3. Взгляд направлен влево, затем вправо. Повторите несколько раз.

4. “Бабочка”. Голова неподвижна, работают только глаза. Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь, наоборот: в нижний правый угол, в верхний левый угол, в нижний левый угол, в верхний правый угол.

5. “Восьмерка”. Глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку. В одну сторону несколько раз, затем в другую. После этого опишите глазами в обе стороны вертикальную восьмерку.

6. Упражнение на косоглазие. Работают косые мышцы глаз. Оно очень эффективно при близорукости. Следует делать медленно, в спокойной обстановке. Посмотрите на свой кончик носа, скосив глаза. Или поставьте перед собой палец и смотрите на него без отрыва, постепенно приближая его к кончику носа. После этого посмотрите вперед расслаблено, рассейте взгляд, постарайтесь боковым зрением увидеть предметы, которые находятся по бокам от вас. Повторите несколько раз.

7. Упражнение на разведение осей зрения. Указательные пальцы подносим к кончику носа, и взгляд устремляем на них. Затем начинаем, медленно отдаляя пальцы от носа разводить их в сторону. При этом правый глаз следит за правым пальцем, левый – за левым. Потом опять сомкните пальцы. Повторите несколько раз и отдохните.

8. Упражнение “большой круг”. Круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой большой циферблат золотого цвета. (Этот цвет способствует восстановлению зрения). Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, потом в другую. Повторите это упражнение с закрытыми глазами.

9. Изменение фокусировки. Подойдите к окну. Найдите на стекле какую-нибудь точку и сфокусируйте на ней взгляд. Затем переведите взгляд за стекло на какой-нибудь удаленный от вас объект, зафиксируйте на несколько секунд и переведите взгляд обратно на точку на стекле.

10. Упражнение для расслабления. Разогрейте ладони, потерев их друг об друга. Кладем кисти одну на другую крест накрест и покрываем ими глаза. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу, а основания мизинцев, соединенные в одной точке, размещаются строго на переносице, в том месте, где обычно находится душка от очков. Сделайте ладони чашечкой. Свет не должен проникать внутрь, ресницы не касаются ладоней. Только после этого закройте глаза веками. “Отпустите” глазные яблоки назад, расслабьте веки, лицо. Челюсти разжаты, язык не прижат, плечи опущены, руки не напряжены. Локти разведены в стороны, мышцы всего туловища расслаблены. Постарайтесь не думать ни о чем, создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты. Побудьте в таком положении несколько минут, после чего спокойно опустите руки, только после этого не спеша откройте глаза.

3.Сообщение темы и целей урока

Дети зачитывают три текста:

  1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
  2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
  3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому дрессировщик заботится о них? А вы как думаете?

Сравните эти тексты. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Все тексты о цирке и о тиграх.

В первом тексте рассказывается, как автор был в цирке и видел тигров.

Во втором тексте даётся описание тигров.

А в третьем тексте очень много содержится вопросов. Автор рассуждает о том, почему тигры слушаются дрессировщика.)

Следовательно, существует несколько видов текста. Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.

4. Работа по теме урока

  1. Наблюдение над видами текстов по цели высказывания.
  2. Выполняется упражнение 138.

    Дети читают все три текста в учебнике.

    - Что общего у этих текстов? (все они об ослике – заводной игрушке)

    - Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, то есть его описании.

    - Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

    - Какой предмет?

    Такой текст называется текст – описание. Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте – описании изображаются предметы, люди, животные, природа.

    - Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства в данном случае любви к ослику.

    - Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

    Мы можем поставить вопрос: - Почему?

    Такой текст называется текст – рассуждение. Рассуждать – значит доказывать.

    - Прочитайте оставшийся текст, какой вопрос вы можете к нему поставить?

    -Что произошло?

    В таких текстах говорится о событиях и действиях. Такие тексты называются текст – сообщение.

  3. Анализ сведений о видах текстов.

Дети читают сведения о видах текстов на с. 78 учебника.

- Давайте вернёмся к началу нашего урока и определим виды текстов.

(Первый - текст – сообщение, второй – текст – описание, третий – текст – рассуждение.)

Докажите, что вы правильно определили виды текстов.

5.Физкультминутка (музыка)

6. Закрепление изученного материала

1.Списывание текста – рассуждения. Упр.138

2. Определение вида текста.

Учитель читает текст, дети определяют вид текста, подбирают к нему название.

  1. На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, заискрится снег тысячами алмазов. Набежит туча, помрачнеет снег, запечалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом превратится в огромную лужу и уйдёт в землю. (Текст – описание “Снег грустный и радостный”)
  2. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит. (Текст – рассуждение “Почему снег не тает?”)
  3. На полях белой скатертью лежит снег. В воскресенье я с другом решил прогуляться по снежному полю. Трудно было прокладывать лыжню. Морозный ветер щипал нам лицо. Домой мы вернулись усталые, но весёлые. ( Текст – сообщение “Прогулка по снежному лесу”)

7. Итог урока. Зарядка для глаз.

- Назовите виды текстов. На какие вопросы они отвечают?

8. Домашнее задание

Составить текст о своей любимой игрушке устно.