Цели: воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину; интеллектуальное развитие детей и подростков посредством изучения истории и традиций своей страны; развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народа; изучение истории государственных символов и их исторической преемственности; развитие творческих способностей.
Оборудование: компьютерная презентация игры (смена слайдов, текста в слайде настроена на кнопочный режим компьютерной мышки), карточки с названиями монет, с цифрами (от 1 до 6); пронумерованные иллюстрации гербов России.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово. Слайд 1.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать на нашей творческой игре. Где вы живете? На этот вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет - в городе Москве, второй - в городе Ярославле, третий - в городе Воронеже. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все, кто живет и в Москве, и в Ярославле, и в Воронеже, и в других городах нашей страны, говоря о своем местожительстве, начнут одинаково: “Мой адрес - Россия...”
“Наш адрес - Россия” - так называется интеллектуально-творческая игра, в которой речь пойдет о нашей Родине, о нашем Ямале. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.
II. Приветствие команд и представление жюри
Ведущий. В нашей игре участвуют 3 команды). Я попрошу команды занять свои места на сцене. Игру команд будет оценивать жюри. (Ведущий представляет членов жюри.)
III. Разминка. Слайд 2.
Ведущий. Мы отправляемся в путь, адрес нашего следования - Россия. В дороге вам предстоит преодолеть несколько препятствий, первое из которых - таинственный “Черный ящик”. Итак, первый конкурс - небольшая разминка. Вам предстоит отгадать предмет, который лежит в черном ящике.
- Этому предмету всего сто лет, хотя мы привыкли думать, что он намного старше. .
- Прообразом ему послужило изображение японского старичка Фурукуму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.
- Это деревянная игрушка популярна во всем мире. Ее воспринимают как символ России.
- Дополнительная подсказка: традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается еще на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от 2—3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская ... (Матрешка). Слайд 2.
Ведущий. Дорогие друзья, мы неслучайно начали нашу игру с “матрешки”, как было уже сказано, одним из символов России. Ведь наша сегодняшняя игра посвящена символам России. Символы России... Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля, леса, кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей “малой Родине” - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. И каждый по-своему будет прав.
Сейчас речь пойдет о символах государственного суверенитета России. Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн. Итак, начинаем наше интеллектуальное соревнование.
IV. Конкурс “История Российского флага”. Слайд 3.
Ведущий. Этот конкурс будет проходить по правилам “Брейн-ринга”. Я задаю вопрос, после команды “Время!” начинается обсуждение. Право ответа получает та команда, чей капитан первым поднимет руку. Если ответ неверный, то у остальных команд есть возможность попытаться исправить ошибку, на это дается еще 20 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.
- Какой цвет считался императорским (царским) и какой цвет считался символом вечности? (Красный, золотой.)Слайд 4.
- Когда появился первый государственный флаг России? (В 1668 г. первым флагом России стало Гербовое знамя царя Алексея Михайловича.) Слайд 5.
- Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 г. взвился над военно-морскими кораблями? (Андреевский.) Слайд 6.
- Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Так, в 1858 г. царь Александр II учреждает третий флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Как называется этот флаг, какие цвета его составляли? (“Монархический”, черно-желто-белый, “Гербовый”.) Слайд 7.
- Какой царь изменил статус флага, собственноручно нарисовав его образец и определив порядок горизонтальных полос на флаге? (Петр I, январь 1705 г.) Слайд 8.
Словно крылья полотнище плещется,
Отражая ветра напор,
Символ нашего государства –
Флаг соцветия триколор.
Белый цвет - символ чистоты, *
И свобода - полоской неба,
И все это, как знаешь ты,
Обрамляет кровью победа.
Я горжусь тобой,
символ Родины,
Что сумел в себя ты вобрать
И просторы свои, и историю,
И любовь, что дала нам мать!
- В 1896 г., накануне коронации Николая II, окончательно утверждается национальный флаг. Что представлял из себя этот флаг, что означали его цвета? (Бело-сине-красный; белый - цвет свободы и независимости; синий (лазоревый) - цвет Богоматери, под покровительством которой, находилась Россия; красный - державность.) Слайд 9.
- Мелодия какой песни была Российским гимном в дни Февральской революции и в первые месяцы Советской власти? (“Марсельеза” - главная песня французской революции и гимн Франции.) Слайд 10.
- В апреле 1918 г. по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал? (Красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда и серп и молот. Этот флаг просуществовал до августа 1991 г.) Слайд 11.
- Какой из величайших музеев мира является центром истории российской государственности, центром исследования геральдических реликвий? (Эрмитаж.) Слайд 12.
Ведущий. Изучая геральдические символы, мы можем отчетливее понять историю Отечества, увидеть ее в живом движении. Ведь за этими гербами и флагами таких разных эпох стоят реальные люди минувших столетий с их историческими делами и устремлениями. Следующий конкурс посвящен людям, которые прославили Россию.
V. Конкурс “Темная лошадка”. Слайд 13.
Ведущий. В этом конкурсе вы должны отгадать русского правителя. Я даю вам три подсказки - факты из его биографии. Если вы отгадаете это имя после первой подсказки, то команда получает 3 балла, после второй - 2 балла, после третьей - 1 балл. Капитан команды, догадавшейся, о ком идет речь, поднимает руку.
1-я “тёмная лошадка”. Слайд 14.Ответ: Иван Калита.
- Колоритной фигурой в русской истории был великий князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
- Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
- Не зря прозвали его “кошелем”, “денежной сумой”.
2-я “тёмная лошадка”. Слайд 15.Ответ: Владимир Мономах.
- Он был сыном Великого князя Всеволода Ярославича, а прозван по имени матери - дочери византийского императора.
- Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора ее врагам - половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах.
- С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
3-я “тёмная лошадка”. Слайд 16.Ответ: Александр II.
- Он был сыном Николая I, А воспитателем императора “с младых ногтей” стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.А. Жуковский.
- Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой была отмена в 1861 г. крепостного права, положившая конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам.
- В 1877 г. царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бессарабия, Южная Украина и ряд других земель.
4-я “тёмная лошадка”. Слайд 17.Ответ: Иван Грозный.
- Уже в юности он жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.
- Он присоединяет к России Казанское ханство, а позже -Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на Восток, а также на овладение Балтийским морем.
- Он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
5-я “тёмная лошадка”. Слайд 18.Ответ: Всеволод III Большое Гнездо.
- Он был Великим князем Владимирским, сыном Юрия Долгорукого.
- При нем территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток (походы на волжских булгар и мордву в 1183г. и в 1186 г.). В княжестве продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. В 1185-1189 гг. был расширен Успенский собор, в 1193-1197 гг. выстроен Дмитровский собор. Развилось летописание.
- Прозвище получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери).
6-я “тёмная лошадка”. Слайд 19.Ответ: Екатерина II.
- Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.
- Вскоре после замужества с императором она свергла его и сама заняла русский престол.
- Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова.
7-я “тёмная лошадка”. Слайд 20.Ответ: Петр I.
- На своей личной печати он вырезал следующее: “Я ученик и нуждаюсь в учителях”. Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам, вместо того, чтобы учиться.
- Он работал в голландском городке Заандаме на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.
- При нем Россия сделала большой шаг вперед. Он “прорубил окно в Европу”. Им была построена новая столица России - Санкт-Петербург.
VI. Конкурс “История Российского герба”. Слайд 21.
Ведущий. Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства — государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти. Итак, следующий конкурс называется “История Российского герба”. Этот конкурс будет состоять из двух частей. В первой части вам предстоит ответить на вопросы, выбрав из трех предложенных ответов один правильный. Приготовьте карточки с цифрами
Вопросы:
1. Слайд 22.В каком году и указом какого императора был введен Большой государственный герб России?
- 1696 г. указом царя Петра I.
- 1800 г., указом императора Павла I.
- 1857 г., указом Правительствующего Сената и по высочайшему повелению императора Александра II.
2. Слайд 23.Большой государственный герб отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи:
- За Веру, Царя и Отечество.
3. Слайд 24.В центральной части Большого государственного герба был начертан российский девиз. Как он звучал?
1) Храни нас, Господь. |
2) С нами Богь. |
3) Да здравствует Император! |
4. Слайд 25.Во времена правления какого Великого князя впервые появился герб двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что на Руси называлось “самодержавием”?
1) Ивана IV (Грозного). |
2) Ивана III (1462-1505). |
3) Василия III (1505-1533). |
5. Слайд 26.В эпоху великих преобразований Петра I государственный герб приобретает новые атрибуты. Что именно нового появилось в гербе в это время?
- Изображение иконы Св. Георгия Победоносца.
- Изображение православного креста.
- Орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного.
6. Слайд 27.В каком году изображение двуглавого орла на государственном гербе перестало использоваться?
1)1917 г. |
2) 1918 г. |
3) 1921 г. |
7. Слайд 28.Какой девиз использовался в гербе РСФСР с 1920 по 1992 гг.
- “Отречемся от старого мира”.
- “Вперед, к победе Коммунизма!”
- “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”
8. Слайд 29.В каком году часы на башне Дома правительства были заменены Государственным гербом?
1) Октябрь 1994 г. |
2) Август 1991 г. |
3)Сентябрь1985г. |
Ведущий. Вторая часть конкурса заключается в следующем: каждая команда получит конверт, в котором лежат карточки с изображениями российских гербов разных эпох (см. приложение 1-его можно спросить у автора статьи). Ваша задача определить век, когда каждый из этих гербов являлись государственными (подобрать правильно пары карточек). Всего получится 9 пар. За каждую правильно подобранную пару команда получит 1 балл. Таким образом, за этот конкурс максимально можно заработать 9 баллов. На выполнение этого задания дается 1 минута.
VII. Конкурс “Названия монет”. Слайд 30.
Ведущий. На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом. “Монета” - латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете (“монео” означает “предупреждаю”, “предостерегаю”). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки - кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны. Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились. В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны - это шкурки куницы, которые очень высоко ценились. Ногаты - это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного. Резаны - это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки. Однако денежная система на Руси постепенно менялась. На смену “натуральным” деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
А сейчас приступим к следующему конкурсу. Приготовьте карточки с названиями старинных монет. По моей команде вы должны поднять карточку с названием монеты, о которой идет речь.
Слайд 31.Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын.)
Слайд 32Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник.).
Слайд 33.Как называлась полкопейки? (Грош.)
Слайд 34.Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка.)
Слайд 35.Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна.)
Слайд 36.Как называлась 15-копеечная монета? (Пятиалтынный.)
Слайд 37.Что такое “семишник”? (2 копейки.)
Слайд 38.Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина.)
Слайд 39.4 полушки? (Копейка.)
VIII. Конкурс “Путешествие по Золотому кольцу” Слайд 40.
Ведущий. Золотое кольцо - ожерелье древних русею городов на северо-востоке России. Старинные русские города земли Залесской - Владимир, Суздаль, волжские твердыни - Ярославль, Кострома, а также Ростов Великий и Загорск образовали своеобразный туристический маршрут, на котором все встречают жемчужины русского зодчества, свидетели славы русской. “Что ни город - то свой норов!” - говорит пословица. Веками складывались ансамбли этих городов, и каждое поколение зодчих вносило свой вклад в создание их неповторимого архитектурного облика. Итак, следующий конкурс называется “Путешествие по Золотому кольцу”. Я буду задавать вопрос о каком-либо городе, а ваша задача - понять, о каком городе идет речь и поднять карточку с его номером. За каждый правильный ответ - 5 баллов. Вопросы:
Слайд 41.Стены Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре украшены росписью знаменитого Андрея Рублева. Собор был построен в середине XIV в. как символ борьбы за независимость и единение русских земель. В каком городе он находится? (Загорск.)
Слайд 42.Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - основатель Троице-Сергиева монастыря, учил личным примером справедливости, жизни в труде и молитвах. Русской православной церковью он причислен к лику святых. В каком городе он родился? (Ростов Великий.)
Слайд 43.В Спасо-Ефимиевом монастыре похоронен предводитель народного ополчения героического 1612 г. - князь Дмитрий Пожарский, которому в сквере перед монастырем в 1955 г. поставлен памятник. В каком городе находится этот монастырь? (Суздаль.)
Слайд 44.В этом городе одной из главных достопримечательностей является Ипатьевский монастырь, который был некоторое время резиденцией первого царя из династии Романовых Михаила. Впоследствии Романовы, полагавшие Ипатьевский монастырь своей святыней, постоянно оказывали ему щедрую материальную помощь. О каком городе идет речь? (Кострома.)
Слайд 45.В XV в. московский великий князь Иван III пригласил в Москву итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, в качестве образца для Кремлевского собора князь указал на Успенский собор, построенный в XII в., и прославленный итальянец оценил красоту творения русских зодчих. В каком городе находится этот Успенский собор, о котором идет речь? (Владимир.)
Слайд 46.Какие названия городов связаны с именами князей-строителей? (Ярославль; Владимир.)
IX. Подведение итогов
Учитель. Любить Родину - это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и настоящим, беречь ее достояния, заботиться о будущем.
Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная нашей истории. Вот почему наша игра-викторина была посвящена истории России, нашей Родины. Я, надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать еще больше о родной стране.
Дорогие, друзья! Игра “Наш адрес - Россия” подошла к концу. Я хочу пожелать вам всего доброго и светлого. Учитесь верить, надеяться на лучшее, смотреть в будущее с оптимизмом. И тогда у вас все получится!
Используемая литература:
- Алексеев А.Ю. и др. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. Москва, “Триада-фарм”,2002
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. Москва “Вако”,2006
- Ерохина Г.И. Предметные недели в школе. История. Волгоград “Учитель”, 2005
- Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества. Москва “Просвещение”, 2005
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика” Москва “Вако”, 2004
- Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. Москва “Владос”, 2003