Повторение по теме "Глагол" в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Повторение по теме “Глагол”.

Цель: повторить и обобщить знания по теме “Глагол”; составить памятку “Что я должен знать о глаголе”.

Оборудование: напечатаны 2 глагола для морфологического разбора; глаголы с ударным окончанием; глаголы с безударными личными окончаниями для 3 рядов; схема с сочетаниями -ться-; -тся-; чистые листочки для работы в парах; схемы для разбора глагола по составу; 2 глагола для разбора по составу; памятки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Начнём урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

Стук в дверь. Заходит “глагол” (ученик старших классов).

Здравствуйте, мои друзья!
К вам спешил я на урок не зря,
Мне хотелось очень знать:
Сумеете ли вы меня узнать!
Часть речи я – самостоятельная,
Люблю я действовать, друзья,
Ещё легко спрягать меня.
Могу вдруг стать возвратным,
Прошедшим, непонятным.
Могу я сделать исключение,
Меня узнайте без сомнения!

- Кто же я?

Дети: Глагол!

Учитель: Ребята, а по каким признакам вы узнали глагол?

Дети:

а) самостоятельная часть речи;

б) обозначает действие;

в) спрягается;

г) бывает возвратным;

д) изменяется по временам;

е) есть глаголы-исключения.

Глагол:

Молодцы, мои друзья!
В вас всегда уверен я!
Пожелаю вам, ребята,
Русский на пятёрки знать,
Меня не забывать
И только правильно писать!

(Глагол уходит)

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Ребята, помогите мне обозначить, о чём пойдёт речь на уроке.

Дети формулируют тему и цель урока.

На доске открывается тема урока: Повторение по теме “Глагол”.

Учитель: В конце урока будет творческое задание по группам, и вы справитесь в том случае, если будете вдумчиво работать на уроке.

4. Повторение.

1. “Пресс-конференция”.

Учитель: Сейчас проведем пресс-конференцию по теме “Грамматические и морфологические признаки глагола”.

Задавать вопросы будут журналисты из разных газет, а вы, знатоки-лингвисты, ответите на них.

(К доске выходят 5 человек из класса, у каждого бейджик с названием газеты)

1. Газета “Зейский вестник”.

- Что обозначает глагол? Приведите примеры.

2. Газета “Амурская правда”.

- Чем обычно является глагол в предложении?

3. Газете “Зея”.

- Как изменяются глаголы?

P.S. Уточните, а как изменяются глаголы прошедшего времени?

4. Газете “Комсомольская правда”.

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

5. Журнал “Мурзилка”.

- Какие суффиксы имеют глаголы в неопределённой форме?

P.S. Почему форму назвали неопределённой?

Учитель: Итак, подведём итог пресс-конференции.

Назовите практическое применение данных признаков.

Дети: морфологический разбор глагола.

Учитель: Покажите свои знания на практике.

2. Морфологический разбор глагола.

Выполнить морфологический разбор глагола по вариантам.

1 вариант: слушает;

2 вариант: смотреть.

Двое работают у доски. сравните с доской, где допущены ошибки?

Учитель: Сделаем вывод! Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола.

3. Спряжение.

Учитель: Что такое спряжение?

А) Прочитайте слова на доске. Всё ли я верно определила?

1 спр. – летать,

1 спр. – полёт,

1 спр. – полетим, лётная.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2-му спряжению?

- Какие ещё глаголы относятся к 1 спряжению и 2-му спряжению?

- Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

Б) Задание: на доске написаны глаголы, мальчики должны выписать глаголы 2 спряжения, а девочки – 1-го спряжения.

Глаголы: идёт, летит, с.дит, п.ют, гнут, пьёт, гудит, б.гут, мчит, св.стят.

У доски работают 2 ученика.

Сверка с доской. Ученики объясняют написание гласной в корне слова.

Учитель: Почему вы легко определили спряжение у данных глаголов?

В) На доске: Прочитайте слово. Определите спряжение.

Поднима.т

- Как вы будете действовать?

Ученики рассказывают алгоритм определения спряжения, если окончание глагола безударное.

Г) Игра по рядам: “Не ошибись!”

На доску вывешиваются плакаты с глаголами для каждого ряда. Ученики по очереди передают мел друг другу, вставляя пропущенные буквы и определяя спряжение.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Перегон.те

наблюда.те

слыш.те

скаж.те

напада.те

постел.те

потерп.те

поигра.те

пожела.те

вид.т

мокн.т

топ.т

скаж.т

смотр.т

пил.т

сохн.т

пляш.т

бре.т

смотр.шь

ед.шь

верт.шь

смаж.шь

посад.шь

паш.шь

паш.шь

сохн.шь

верт.шь

Учитель: Проверим! Что объединяет глаголы каждой группы?

Вывод: Как определить, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глагола?

4. Правописание слов с -ться-, -тся-.

Учитель: Посмотрите на доску. Когда мы пользуемся данной схемой?

Глагол
ться ? тся

(P.S. Что надо делать, чтобы не ошибиться в правописании слов с -ться- и -тся-?)

Учитель: Предлагаю вам составить небольшой рассказ, употребляя в нём только одни глаголы с сочетанием -ться-, -тся-.

Тема рассказа: “Режим дня”. (Раздать листочки). Ребята работают в парах.

Например: Проснуться. Умыться. Одеться. Подтянуться. Отправиться. Учиться. Возвращаться. Заниматься. Разыграться. Ложиться.

Учитель: Кто составил другой рассказ?

Вывод: Как не ошибиться в написании слов с сочетанием -ться-, -тся-?

5. Разбор глагола по составу.

Учитель: На доске схемы. Найдите “лишние” схемы. Объясните почему?

________л а ________лив ый

________ушк а _____________ЯТ

- Назовите порядок разбора глагола по составу.

Задание: Самостоятельно разобрать 2 глагола по составу. Один ученик работает у доски.

Глаголы: везти, подумали.

- Сравните с доской и исправьте ошибки.

5. Итог урока.

Учитель: А теперь предлагаю вам поработать в группах и составить памятку “Что я должен знать о глаголе”.

Ученики работают в группах и составляют каждый свою памятку.

- Рассмотрите все памятки. Какая из них более точно отражает тему урока?

Учитель раздаёт детям памятки.

Памятка “Что я должен знать о глаголе”.

1. Морфологический разбор.

2. Спряжение.

3. Правописание безударных личных окончаний глагола.

4. Правописание с сочетаниями -ться-, -тся-.

5. Разбор глагола по составу.

6. Домашнее задание.

- Предлагаю ваши знания применить на практике, пользуйтесь памяткой.

Разобрать несколько глаголов.