Цели:
- Обучающая: путем наблюдений установить взаимосвязь между обитателями леса, определить практическое значение леса в жизни человека; повторить понятия “лесное сообщество”, “этажи леса”.
- Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, помочь обрести радость общения с природой, воспитание бережного отношения; умение общаться, работать в группах.
- Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе; умение использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать, выражать свои мысли; развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.
Оборудование: таблицы, рабочая тетрадь, учебник по природоведению (Плешаков А.А. Мир вокруг нас); дополнительный материал, собранный детьми заранее; растительный и животный мир Югры; доска, иллюстрации растений, животных.
Тип: комбинированный.
Технология: игровая.
Форма проведения: урок-игра.
Время проведения: 2-й урок по теме “Природные сообщества”, текущий 28-й урок.
Базовые понятия урока:
- природное сообщество;
- лес;
- растения леса;
- животные леса;
- ярусы;
- экологическая проблема;
- цепи питания.
Подготовка к уроку:
Учащиеся должны:
- Иметь представления о связях между животными и растениями; четко знать животных различных классов, обитающих в лесу.
- Уметь выделять и устанавливать связи между объектами живой и не живой природы.
- Уметь работать в группах, контактировать друг с другом.
Учитель должен:
- Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей в процессе урока-игры.
- Подобрать интересные и содержательные задания к уроку по изученной теме.
- Продумать оформление доски.
Приложение 3 (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)
Ход урока
1. Организационный момент
(На доске записана тема.)
Учитель. Здравствуйте, садитесь удобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? (Дети дорисовывают рожицы, на парте лежат три круга.)
Проводится игра.
Цель: снятие волнения, напряжения, придает чувство уверенности в себе и собственных силах (Приложение 1). Подготовленный ученик читает стихотворение “Родимый лес” Романа Ругина – поэта ханты.
В лес войду – и в сердце потеплеет,
Будто ветер теплый прилетел,
Будто в холод малицу оленью
Кто-то добрый на меня надел.
Жадно пью лесной холодный воздух,
Рядом кедр торжественно притих,
А береза – вся, как будто в звездах,
В лепестках зубчато-золотых.
Суетные страсти и тревоги
Словно бы за тридевять земель.
Чувства, словно лиственницы, строги,
Мысль вострится, стройная как ель...
2. Проверка домашнего задания
(Тесты; Приложение 2).
3. Выход на тему урока
– Ребята хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке? Отгадайте загадки.
Прыг-скок, трусишка,
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (Заяц.)Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель, сосна.)Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки. (Гриб.)
– Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? (Лес.) А все ли вы знаете о лесе? Перед вами “волшебные ступеньки”, на доске нарисованы ступеньки (4). Где мы с вами сейчас находимся?
1 – Не знаю.
2 – Знаю, но не всё.
3 – ?
4 – ?
Значит, на уроке надо еще узнать много нового.
4. Изучение новой темы
(Звучат голоса птиц.)
– А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром. Внимательно рассмотрите лес. (На доске висит иллюстрация с изображением смешанного леса.)
– С чем вы сможете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
– Чем является лес для живых организмов?
– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)
Давайте вспомним этажи леса. Каждый этаж имеет свое название (ярусы).
– А каково значение леса?
Таблица № 1 (вывешивается на доску, после ответа).
Вывод
Лес:
- дом для животных;
- защитник воздуха, водоемов, почв;
- место отдыха человека;
- ягоды, грибы, лекарственные растения;
- древесина.
Экологическая проблема
Правильно ли человек использует лес? Как решить эту проблему?
5. Знакомство с природными сообществами. Работа в группах
– Я предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Для этого разделимся на три команды: грибы, растения, животные. Дети на протяжении трех лет собирали альбом о растительном и животном мире Югры, Красной книге ХМАО. При работе в группах материал был использован.
Отправляясь в путешествие нам с вами необходимо в первую очередь помнить правила поведения в лесу.
Задание 1 (для трех команд).
– Какие правила поведения нужно помнить в лесу? (Работа в тетради по краеведению, выступление детей по очереди от каждой команды сопровождается презентацией.)
Задание 2
– Отберите необходимые для похода вещи, обоснуйте свой ответ. (Команды выступают по очереди, ответы не должны повторяться.)
Физкультминутка
Задание 3
Каждая команда должна доказать для чего нужны растения, грибы, животные. (Выбирается один отвечающий из команды.)
Карточки-помогайки:
– Что мы с вами увидим в лесу?
– Для чего нужны растения? – 1-я группа.
– Что случится, если растения исчезнут?
(Дети дополняют ответы друг друга.)
Дети приготовили сценку о ягоде. (См. Приложение 5)
– Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы?
Почему? – 2-я группа.
– Нужны ли лесу грибы?
– А знаете ли вы, что весь лес – от верхушки
дерева до земли – заселены животными?
3-я группа – рассказывают о животных, которые обитают на деревьях, ведут наземную жизнь. Живут в почве.
– Почему такое расположение?
– Какую роль играют животные в жизни растений?
Вывод дети делают все вместе.
6. Этап закрепления
- Работа с учебником (с. 179–181).
- Самостоятельная работа.
И пока мы еще не ушли из леса. Составьте цепи питания.
Сильные дети – самостоятельно; более слабые – добавляют два звена (в зависимости от той местности, где вы живете, используя животный и растительный мир).
- Работа ведется в тетради по краеведению (сильная – 3 задание, слабая – 4).
- Анализ работы (проверяется с доски).
Вывод: Можно ли лес назвать природным сообществом? Как вы понимаете лексическое значение слова сообщество?
- Работа с толковым словарем Ожегова.
7. Подведение итогов
Действительно. Обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом. Как вы думаете, ответили мы с вами на поставленные вопросы? Посмотрите на свою “волшебную лесенку”, отметьте, на какой мы сейчас ступеньке (четырех знаний о лесе стало больше).
Эмоциональный фон урока: Понравилось ли вам в лесу? Какое у вас сейчас настроение? Опишите его словами.
Природа леса всегда вдохновляла поэтов, писателей, художников на прекрасные творения. И чтобы у нас еще появилось желание побывать в лесу, я, хочу закончить урок стихотворением хантыйского поэта Романа Ругина “Пойдем со мной в наш тихий лес...”.
Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка.
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!Смотри: на скулах у ложбин
Сквозь листья светится сморода –
Так звезды светят из глубин
Таинственного небосвода...Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.Садится солнце вдалеке,
И день, собравшийся в дорогу,
Как ягодка на языке,
Истаивает понемногу.Пора и нам. Спасибо, лес!
Бежит, как ручеек, дорожка.
Теперь ты знаешь: здесь чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
8. Домашнее задание
– Оглянитесь, вспомните, прислушайтесь. Где мы с вами побывали? Пофантазируйте и нарисуйте лес будущего. Каким он будет?