Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе на тему "Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обучающая: путем наблюдений установить взаимосвязь между обитателями леса, определить практическое значение леса в жизни человека; повторить понятия “лесное сообщество”, “этажи леса”.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, помочь обрести радость общения с природой, воспитание бережного отношения; умение общаться, работать в группах.
  • Развивающая: развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе; умение использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать, выражать свои мысли; развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.

Оборудование: таблицы, рабочая тетрадь, учебник по природоведению (Плешаков А.А. Мир вокруг нас); дополнительный материал, собранный детьми заранее; растительный и животный мир Югры; доска, иллюстрации растений, животных.

Тип: комбинированный.

Технология: игровая.

Форма проведения: урок-игра.

Время проведения: 2-й урок по теме “Природные сообщества”, текущий 28-й урок.

Базовые понятия урока:

  • природное сообщество;
  • лес;
  • растения леса;
  • животные леса;
  • ярусы;
  • экологическая проблема;
  • цепи питания.

Подготовка к уроку:

Учащиеся должны:

  • Иметь представления о связях между животными и растениями; четко знать животных различных классов, обитающих в лесу.
  • Уметь выделять и устанавливать связи между объектами живой и не живой природы.
  • Уметь работать в группах, контактировать друг с другом.

Учитель должен:

  • Умело спланировать и организовать познавательную деятельность детей в процессе урока-игры.
  • Подобрать интересные и содержательные задания к уроку по изученной теме.
  • Продумать оформление доски.

Приложение 3 (Презентацию можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

Ход урока

1. Организационный момент

(На доске записана тема.)

Учитель. Здравствуйте, садитесь удобнее. Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? (Дети дорисовывают рожицы, на парте лежат три круга.)

Проводится игра.

Цель: снятие волнения, напряжения, придает чувство уверенности в себе и собственных силах (Приложение 1). Подготовленный ученик читает стихотворение “Родимый лес” Романа Ругина – поэта ханты.

В лес войду – и в сердце потеплеет,
Будто ветер теплый прилетел,
Будто в холод малицу оленью
Кто-то добрый на меня надел.
Жадно пью лесной холодный воздух,
Рядом кедр торжественно притих,
А береза – вся, как будто в звездах,
В лепестках зубчато-золотых.
Суетные страсти и тревоги
Словно бы за тридевять земель.
Чувства, словно лиственницы, строги,
Мысль вострится, стройная как ель...

2. Проверка домашнего задания

(Тесты; Приложение 2).

3. Выход на тему урока

– Ребята хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке? Отгадайте загадки.

Прыг-скок, трусишка,
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (Заяц.)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель, сосна.)

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

– Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? (Лес.) А все ли вы знаете о лесе? Перед вами “волшебные ступеньки”, на доске нарисованы ступеньки (4). Где мы с вами сейчас находимся?

1 – Не знаю.
2 – Знаю, но не всё.
3 – ?
4 – ?

Значит, на уроке надо еще узнать много нового.

4. Изучение новой темы

(Звучат голоса птиц.)

– А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром. Внимательно рассмотрите лес. (На доске висит иллюстрация с изображением смешанного леса.)

– С чем вы сможете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)

– Чем является лес для живых организмов?

– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

Давайте вспомним этажи леса. Каждый этаж имеет свое название (ярусы).

– А каково значение леса?

Таблица № 1 (вывешивается на доску, после ответа).

Вывод

Лес:

  • дом для животных;
  • защитник воздуха, водоемов, почв;
  • место отдыха человека;
  • ягоды, грибы, лекарственные растения;
  • древесина.

Экологическая проблема

Правильно ли человек использует лес? Как решить эту проблему?

5. Знакомство с природными сообществами. Работа в группах

– Я предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Для этого разделимся на три команды: грибы, растения, животные. Дети на протяжении трех лет собирали альбом о растительном и животном мире Югры, Красной книге ХМАО. При работе в группах материал был использован.

Отправляясь в путешествие нам с вами необходимо в первую очередь помнить правила поведения в лесу.

Задание 1 (для трех команд).

– Какие правила поведения нужно помнить в лесу? (Работа в тетради по краеведению, выступление детей по очереди от каждой команды сопровождается презентацией.)

Задание 2

– Отберите необходимые для похода вещи, обоснуйте свой ответ. (Команды выступают по очереди, ответы не должны повторяться.)

Физкультминутка

(Приложение 4)

Задание 3

Каждая команда должна доказать для чего нужны растения, грибы, животные. (Выбирается один отвечающий из команды.)

Карточки-помогайки:

– Что мы с вами увидим в лесу?
– Для чего нужны растения? – 1-я группа.
– Что случится, если растения исчезнут?

(Дети дополняют ответы друг друга.)

Дети приготовили сценку о ягоде. (См. Приложение 5)

– Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы? Почему? – 2-я группа.
– Нужны ли лесу грибы?
– А знаете ли вы, что весь лес – от верхушки дерева до земли – заселены животными?

3-я группа – рассказывают о животных, которые обитают на деревьях, ведут наземную жизнь. Живут в почве.

– Почему такое расположение?
– Какую роль играют животные в жизни растений?

Вывод дети делают все вместе.

6. Этап закрепления

  • Работа с учебником (с. 179–181).
  • Самостоятельная работа.

И пока мы еще не ушли из леса. Составьте цепи питания.

Сильные дети – самостоятельно; более слабые – добавляют два звена (в зависимости от той местности, где вы живете, используя животный и растительный мир).

  • Работа ведется в тетради по краеведению (сильная – 3 задание, слабая – 4).
  • Анализ работы (проверяется с доски).

Вывод: Можно ли лес назвать природным сообществом? Как вы понимаете лексическое значение слова сообщество?

  • Работа с толковым словарем Ожегова.

7. Подведение итогов

Действительно. Обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом. Как вы думаете, ответили мы с вами на поставленные вопросы? Посмотрите на свою “волшебную лесенку”, отметьте, на какой мы сейчас ступеньке (четырех знаний о лесе стало больше).

Эмоциональный фон урока: Понравилось ли вам в лесу? Какое у вас сейчас настроение? Опишите его словами.

Природа леса всегда вдохновляла поэтов, писателей, художников на прекрасные творения. И чтобы у нас еще появилось желание побывать в лесу, я, хочу закончить урок стихотворением хантыйского поэта Романа Ругина “Пойдем со мной в наш тихий лес...”.

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка.
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!

Смотри: на скулах у ложбин
Сквозь листья светится сморода –
Так звезды светят из глубин
Таинственного небосвода...

Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

Садится солнце вдалеке,
И день, собравшийся в дорогу,
Как ягодка на языке,
Истаивает понемногу.

Пора и нам. Спасибо, лес!
Бежит, как ручеек, дорожка.
Теперь ты знаешь: здесь чудес
Сто тысяч – и еще немножко!

8. Домашнее задание

– Оглянитесь, вспомните, прислушайтесь. Где мы с вами побывали? Пофантазируйте и нарисуйте лес будущего. Каким он будет?