Цели:
- Познакомить учащихся с зимующими и перелетными птицами и причинами их перелета.
- Сформировать представления об отличительных признаках птиц.
- Формировать навык письма.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы
- Воспитывать любовь к русскому языку и природе.
Оборудование: карта “Животные”, замок, “волшебные листы” на обратной стороне изображение птицы, мозаика: ворона, лебедь, лиса, листы для штриховки, иллюстрация – филин, иллюстрации – ласточка, гусь, лиса, сова, кролик, слон, дятел, лебедь, воробей, ворона; зелёные квадраты (карточка – перёлётные), синие квадраты (зимующие птицы) карточки со слогами: во ро на, ут ка, со ва, во ро бей; иллюстрация: утка, сорока, квадраты для составления схем для рефлексии: хорошее настроение – “солнце”, плохое настроение – “туча”.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
2. Постановка цели урока.
Сегодня мы продолжим путешествовать по удивительной стране. Перед вами карта этой страны. (Карта висит на доске)
- В один из городов мы сейчас посетим. В этом городе живут те, чьи тела покрыты шерстью. Кто это может быть?
- Как можно назвать их одним словом? (Звери)
- Действительно город называет Зверьград , т.е. город зверей. (Учитель открывает название города)
- Недалеко от Зверьграда находится другой город. Хотите узнать, кто там живёт?
Тогда внимательно прислушайтесь. (Аудиозапись с голосами птиц)
- Догадались, кто живёт в этом городе? (Птицы)
- Каких птиц вы знаете? (Приводят примеры)
- Сегодня на уроке познакомимся с жителями Птицеграда, т.е. города птиц. Выясним, как отличить птиц от других животных. Запишем названия птиц на “волшебных листах”, которые лежат у вас на партах. Попасть в гости к птицам не просто, нужно выполнить сложные, но интересные задания.
- Вы готовы?
Предлагаю всем встать и отправиться в путешествие.
Физминутка
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Молодцы!
3. Актуализация знаний учащихся.
- Вот мы подошли к городу. Но попасть в него не можем, на воротах города висит большой замок. Необходимо выполнить задание.
К доске выходят 3 ученика.
- Вам необходимо собрать мозаику. (Мозаика на доске: ворона, лебедь, лиса)
- Все остальные выполняют следующее задание. На столах лежат рисунки. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте все элементы, где написана буква ф.
Проверка.
- Посмотрите на доску. Я показываю, а вы хором называете, кто получился у ребят.
- А сейчас поднимите свои рисунки и покажите, кто получился у вас? (На доску поместить иллюстрацию филина)
- Посмотрите на доску и подумайте: кто здесь лишний? (Лиса)
- Почему?
- Все птицы, а лиса-зверь. Назовите отличительные признаки зверей. (Тело покрыто шерстью)
- Итак, мы вошли в город. (Замок убираю)
4. Новый материал
- В городе много жителей. Внимательно посмотрите на них и скажите, что общего у всех птиц. (Вывешивается схема строения птиц)
- Скажите, чем отличаются птицы от всех остальных животных. (Тело покрыто перьями)
- Где могут построить птицы свои дома? (На дереве, земле, скалах)
- Как называются их дома? (Гнездо)
- Все жители этого города очень добрые, всегда рады гостям. Сейчас вам предстоит узнать, кто находится в гостях у птиц. Для этого проведём игру
Игра “Летает – не летает”
Я показываю на рисунок, а вы выполняете движения.
Если летает – машем руками, как крыльями.
Если не летает – сжимаем пальчики в кулачки.
Лиса, ласточка, сова, кошка, слон, дятел, гусь, лебедь, воробей, ворона. (Иллюстрации с изображением зверей и птиц на доске)
Назовите гостей этого города?
Почему?
Назовите ещё раз птиц. Чем они отличаются от всех животных?
На какие 2 группы можно поделить птиц?
Если птица перелётная, поставьте внизу под иллюстрациями зелёный квадрат.
Если птица зимующая, поставьте под иллюстрациями синий квадрат.
- Почему их называют перелётные?
- Почему их называют зимующие?
Чем отличаются птицы от всех остальных животных?
5. Письменная работа в тетради.
Коллективная работа
У кого на парте лежат карточки со слогами оранжевого цвета, выйдите к доске.
ро на во
Переставьте их местами, чтобы получилось слово.
Какое слово получилось?
Запишем это слово в тетради. (1 человек пишет у доски пишет)
- Найдите и подчеркните гласные.
- Поставить ударение.
- Аналогично выполняется работа
утка
ва со
во ро бей
Найдите среди этих птиц перелётных. (Утка) (Зелёный квадрат)
Почему она относится к перелётным?
Поделите слово утка на слоги.
Вспомните порядок выполнения этой работы.
1) подчеркнуть гласные.
2) как определить количество слогов? (Сколько гласных, столько и слогов)
3) поделить на слоги.
Самостоятельная работа. Проверка.
Физминутка
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья
Друг без друга им нельзя.
Гимнастика для глаз.
- В этом городе живёт ещё одна птица. Послушайте про неё загадку.
Птица в платье чёрно-белом
Растрещалась не без дела:
“Серый волк в кустах сидит”, -
Вот о чём она трещит.
Вы отгадку подскажите,
Эту птицу назовите.
Птицу чёрно-белую,
Стрекотунью смелую. (Сорока)
(Иллюстрация с изображением сороки вывешивается на доску)
- Сорока это перелётная или зимующая птица? (Синий квадрат)
- Как вы думаете, почему её называют стрекотунья? (Она очень громко кричит и быстро, благодаря ей жители леса узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности)
- Составьте схему этого слова.
1 человек у доски – если он говорит правильно - ребята сидят тихо, если неправильно отвечает – хлопают в ладоши.
- На какую гласную падает ударение?
- Какой буквой обозначим на письме? (Обозначение звука буквой под схемой)
- Как он называется гласный звук, если стоит под ударением?
- Обратите внимание на первый гласный звук. Произнесите его.
- Этот звук под ударением? (Без ударения)
- Как называется звук, который без ударения? (Безударный)
- Какой буквой можем обозначить его на письме. (О)
- У нас два варианта обозначения звука “а” на письме, какой же верный?
- Почему перед нами возникла такая проблема в выборе буквы? (Т.к. гласная безударная)
- Запишите это слово тетрадь.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в слове.
- Посмотрите на доску. Здесь записано предложение. Давайте прочитаем его хором. (На дереве сидит сорока)
Самостоятельная работа.
Спишите предложение. Поставьте в словах ударение.
Проверка
5. Итог урока.
Сколько ударных гласных может быть в слове?
Как называются гласные без ударения?
Как можно определить количество слогов в слове?
Вот мы и побывали в городе птиц.
Каких птиц там повстречали?
Чем отличаются птицы от других животных?
Почему на доске рядом с птицами зелёные и синие квадраты?
Какое сейчас время года?
Каких птиц можно увидеть в природе?
Как вы им можете помочь?
Поэтому, я дома вместе с родителями сделайте кормушки, мы их повесим около школы, и будем помогать птицам зимой.
6. Рефлексия.
У каждого из вас на парте лежат карточки-настроения, если было интересно и узнали много нового, то поднимите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то поднимите тучку.