Цели:
- определение роли народного искусства в культуре страны;
- изучение народных промыслов;
- знакомство с миром народного искусства и раскрытие особенностей содержания образов и форм декоративно-прикладного творчества;
- определение факторов, которые позволяют развиваться народному искусству;
- активизация творческой и интеллектуальной деятельности школьников;
- развитие элементов искусствоведческих способностей учащихся;
- акцентирование внимания на необходимость творческих традиций;
- воспитание стремления учащихся создавать декоративно-прикладные изделия;
Форма: устный журнал.
Форма организации деятельности: коллективное информационно-театрализованное представление.
Методы: историческая, искусствоведческая и технологическая информация; театрализованное, поэтическое, танцевальное представление, а также выставка и демонстрация декоративно прикладных изделий.
Оборудование: декоративно-прикладные изделия, компьютер, экран, медиапроэктор, презентация.
Мотивацией устного журнала раскрыть особенности содержания образов и форм народного творчества, определить те черты, которые позволяют развиваться декоративно-прикладному искусству как современному феномену культуры.
Учащиеся представят наиболее популярные народные традиции в декоративно-прикладном творчестве.
Устный журнал состоит из страниц, содержащих краткую информацию о народных промыслах, что позволяет ощутить творчество реально.
Рассказы о видах декоративно – прикладного творчества будут сопровождаться демонстрацией изделий, выполненных учащимися
Страничка № 1. Народные промыслы
Народные промыслы - живая ветвь русской культуры. Какими только промыслами не богата Россия ! Складывались они из местных ремёсел: где - гончарного, где - вышивального, где - ткацкого, где - расписного. По традиционным способам художественной обработки материала, по выработанным приёмам украшений, по росписи и отделке бытовой утвари сразу можно отличить рукотворные изделия, появившиеся на свет в том или ином центре российских промыслов. Ведь в каждом из очагов народного творчества мастера придерживаются своего стиля, формы, манеры декоративного решения.
Страничка №2. Гжель. Приложение 1, приложение 2, слайд 9-13.
Демонстрация изделий выполненных учащимися.
Танец под музыку “ Подмосковные вечера”.
Страничка №3. Хохлома. Приложение 1а, слайд 14-17.
Демонстрация изделий выполненных учащимися.
Страничка № 4. Палех, Федоскино, Холуй. Приложение 1б, приложение 2, слайд 18-20.
Страничка №5. Русская вышивка. Приложение 1в, приложение 2, слайд 21-28.
Демонстрация изделий выполненных учащимися
Страничка №6. Жостово. Приложение 1г, приложение 2, слайд 29.
Страничка №7. Самовары. Приложение 1д, приложение 2, слайд 30-33.
Страничка №8. Платки. Приложение 1е, приложение 2, слайд 34-35.
Демонстрация изделий выполненных учащимися.
Танец под музыку “ Подари берёзку”.
Страничка №9. Матрёшка. Приложение 1ж, приложение 2, слайд 36.
Страничка №10. Дымковская игрушка. Приложение 1з, приложение 2, слайд 37-39.
Демонстрация изделий выполненных учащимися
Заключение.
Страничка №11. Приложение 2, слайд 40.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подлинная культура проявляется в сохранении народных традиций, в уважении к труду к своему и чужому. И важно, чтобы понимало это большинство людей на свете.
Слово “промысел” произошло от глагола “промыслить” , т.е. придумать, как добыть средства для жизни. Промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход, прибыль мастерам. Промысловики понимали: сработают просто - люди не купят товар и новые изделия не сделаешь, а цена возрастёт – опять не купят. Крестьянская предприимчивость всегда помогала мастеру находить ту меру выразительных средств, чтобы и украсить предмет и продать его не в ущерб выгоде.
Когда определённые ремесленные навыки и художественные средства выражения становятся привычными, устоявшимися для данного места, то возникает традиционный промысел. И случается это благодаря совместным стараниям разных мастеров, поэтому природа народного искусства – коллективная. Но это ни в коей мере не умаляет значения творчества наиболее талантливых творцов, имеющих авторские особенности производства декоративных изделий.
Естественной “питающей” средой народного искусства является близость с бесконечно вдохновляющей родной природой. Она подсказывает, усиливает творческое образное восприятие мастеров, вдохновляет каждого художника на создание всё новых и новых произведений.
Очень важным в народном искусстве является безупречное чувство мастерами материала.
Народному искусству присуще чувство целостного восприятия любого предмета. Бессюжетная, орнаментальная хохлома полностью подтверждает это: её волшебные цветы, птицы и бесконечные узоры – мудрая сказка о взаимосвязи всего сущего с красотой природы.
Народное искусство называется декоративно-прикладным, потому что в нём красота дополняется полезностью.
Этнографические исследования объясняют возникновение орнаментов на утвари ритуальными и магическими потребностями.
Как ни какое другое искусство декоративно-прикладное творчество способно создавать атмосферу праздничности и радости.
Народное искусство, как никогда раньше, приковывает к себе внимание не только исследователей, но и его любителей. Живое предание старины соединилось в народном творчестве с неувядающей поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитием законов традиций и преемственности, что делает народное искусство частью современной культуры.
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Это культурная память народа, не отделимая от самых глубоких устремлений современности.
Искусство впитывает народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни и поэтому оно оказалось, глубоко притягательным, необходимым современному человеку.
В нашей стране народное творчество богато формами и содержанием, огромно по охвату истории и многообразию школ народного мастерства. В России их столько, что нет возможности рассказать о всех.
Домашнее задание: приложение 2, слайд 41.
Выполнить аппликации из цветной бумаги с использованием хохломских жостовских и гжельских мотивов.