Задачи урока:
- развивать чуткое, трепетное и бережное отношение к природе;
- сравнивать стихотворение и картину австрийского художника Густава Климта “поле маков”;
- воспитывать интерес к поэзии, на материале прочитанных произведений.
Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы; мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
2. Подготовка к восприятию, сообщение темы. (На доске вывешивается изображение флага Японии)
- Разгадайте секрет этого рисунка. Что изображено на нём? (Ответы детей)
Сегодня мы снова совершим путешествие в Страну восходящего солнца - Японию. Продолжим знакомство с японской поэзией - хокку.. (На мультимедиа открываются три хокку разных авторов)
Тсс…Хоть на миг
Замолчите, сверчки луговы,
Начинается дождь.
Кобаяси Исса
Бабочки полёт
Будит тихую поляну
В солнечном свету.
Басё
Яркий лунный свет.
На циновку тень свою
Бросила сосна.
Кикаку
- Как называются такие стихи? (Хокку)
- Какова тема этих хокку? (Все они о природе)
Итак, хокку - особое искусство сказать многое в немногих словах, создать поэтическую картину одним-двумя штрихами.
- Знакомы ли вам авторы этих произведений? (Да, с их творчеством мы уже знакомились)
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из этих поэтов - Кобаяси Иссы в переводе Веры Марковой.
3. Работа по новой теме. (На мультимедиа изображение японского дворика)
Представьте, что мы находимся во дворике японского дома. На пороге сидят два японца и ведут беседу. Старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своём ярком ночном представлении.
1. Чтение первого хокку.
- Что вы представили, читая это произведение. Какую картину нарисовало ваше воображение? (Удивительную картину праздника природы под японской луной, где гости-цветы, деревья, даже маленький кустик- желанный гость)
Поэт заступается за крошечный кустик, нетрудно понять, что тем самым он встаёт на защиту обездоленного человека и мы узнаём в этих словах мечту о равенстве людей.
(Повторное выразительное чтение хокку)
(На мультимедиа следующий слайд)
- Мы снова возвращаемся в японский дворик. Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку…
2. Чтение второго хокку.
- Назовите основную мысль этого хокку. (Бережное отношение к природе)
Хокку - лирическое стихотворение о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
3. Сравнение хокку.
- Какое восприятие мира: выраженное во впечатлении старика или из замечаний его соседа, кажется тебе более поэтичным? (Версия детей)
Картины, изображённые и в первом, и во втором хокку поэтичны. Но во втором хокку лирический герой начинает выражать своё восприятие мира очень буднично: “Ах, не топчи траву!” Однако обратите внимание, что причина, по которой нельзя топтать траву, очень глубокая. Лирический герой предлагает не просто любоваться природой, как в первом хокку, но беречь и сохранять красоту этой природы. (Выразительное чтение второго хокку)
4. Физминутка (На мультимедиа упражнения для глаз)
5. Продолжение работы по теме.
- Вспомните, совпадает ли восприятие окружающего мира у поэта Баьмонта и драматурга Метерлинка? (Да, эти писатели умеют ценить красоту природы во всех её проявлениях: и когда она яркая, привлекательная, и когда она не броская, едва заметная или вовсе невидимая)
- Какое хокку Метерлинк и Бальмонт оценили бы очень высоко - как выражающее их собственное восприятие мира? (Им, скорее всего, понравилось бы второе хокку, т.к. в нём речь идёт о красоте, которая остаётся в предметах, даже если мы этого сейчас не видим: в траве вчера ночью сияли светлячки, сейчас этого уже не видно, но ведь вчера сияли - и этого достаточно, чтобы эту траву не топтать)
Хокку - это поэтическая картина, написанная одним-двумя штрихами. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях. (На мультимедиа слова В. Марковой)
“Японское трёхстишие обязательно требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку. Всё растолковать до конца - это значить не только погрешить против японской поэзии, но и лишить читателя большой радости самому вырастить цветы из горсти семян, щедро рассыпанных японскими поэтами”.
6. Самостоятельная работа в группах. (Каждой группе выдаются листки с хокку К.Иссы)
- Прочтите хокку К.Иссы, постарайтесь понять их смысл и красоту… (Выслушиваются ответы детей, по одному представителю от группы)
По дороге не ссорьтесь
Помогайте друг другу, как братья,
Перелётные птицы!Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Наша жизнь - росинка,
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и всё же.Тсс…. Хоть на миг
Замолчите, сверчки луговые.
Начинается дождь.Верно, в прежней жизни
Ты сестрой моей была,
Грустная кукушка?
7. Работа по картине Г. Климта “поле маков”.
Сейчас мы с вами посетим Международную выставку картин и найдём там картину австрийского художника Густава Климта “Поле маков”. Рассмотрите картину.
- Какое впечатление она на вас произвела?
- Создаётся ли у вас впечатление, что это живая река цветов?
- А может быть это не цветы, а целое облако разноцветных бабочек, опустившихся на зелёный луг? Или драгоценная ткань, созданная самой природой?
- Как художнику удаётся создать впечатление трепетания многочисленных лепестков? (Художник пишет свой пейзаж с помощью бессчётных разноцветных точек. В изображении отсутствуют чёткие и определённые контуры. Эти точки, то сгущаясь, то растекаясь, то преобразуясь в какие-то струйки, создают впечатление колебания, трепетания, мерцания)
Такая манера в живописи называется пуантилизм. (На доску вывешивается карточка)
- Как вы думаете, “Поле маков” понравилось бы Морису Метерлинку? А Константину Бальмонту? (Мнение детей)
Взгляд на мир Метерлинка, Бальмонта, Климта схож. Их сближает влюблённость в окружающий мир, умение открыть зрителю, читателю новые грани знакомого мира.
8. Обобщение.
- Заканчивается седьмая глава. Вспомните её название. (Мир драмы. Где искать автора?)
- С каким новым литературным жанром мы познакомились в этой главе? (Драма, феерия)
- Кто автор этого произведения? (Морис Метерлинк)
- Какие ещё произведения мы прочитали в этой главе? Назовите их авторов.
В каждом прочитанном произведении мы почувствовали незримое присутствие автора, его особенный взгляд на мир.
- Как вы считаете, после знакомства с этими произведениями изменилось ли ваше восприятие окружающего мира? Стало богаче, разнообразнее?
9. Творческая работа по группам.
Сейчас попробуем сами стать авторами. Сочините своё хокку по первой строке. Предлагаются на выбор строки из трёхстиший Басё.
- Тишина кругом.
- Ей только девять дней
- По горной тропинке иду. (Дети дописывают хокку. Работы зачитываются)
- Хотите ли вы узнать, какие хокку написал японский поэт Басё? (Чтение хокку с мультимедиа)
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.По горной тропинке иду.
Вдруг стало мне отчего-то легко.
Фиалки в густой траве.
10. Итог урока. (На мультимедиа)
Послушайте слова французкого писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… Глаза слепы. Искать надо сердцем.”
- Созвучна ли мысль писателя с идеями прочитанных нами произведений?
11. Домашнее задание.
Попробовать сочинить хокку о природе, о друзьях; оформить его для создания коллективной работы “Сборник хокку нашего класса”.
Сведения о художнике
Густав Климт (1862-1918) - австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.
Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 г. в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта. Климт был вторым из семи детей - трёх мальчиков и четырёх девочек. Все три сына Этнеста Климта стали художниками. Первое время Густав учился у отца, а затем, с 1876 г. - в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусств и промышленности, в которое также поступил и его брат Эрнст в 1877 г.
С 1880 г. Густав и его брат Эрнст работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге и Карловых Варах. В 1885 г. они работали над оформлением венского здания “ Бургтеатра” и Художественно-исторического музея. В 1888 г. Климт получил награду от императора Франца Иосифа - “Золотой Крест” за заслуги в искусстве.
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. М.: А-ТЕМП, 2005.
2. Ушакова О.Д. Великие художники. СПб.: Литера, 2007.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.
4. Чуракова Н.А. Литературное чтение: учеб. для 4 класса. Ч. 1, 2. – Самара: Изд-во “Учебная литература”: Издательский дом “Фёдоров”, 2007.
5. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику “Литературное чтение” , 4 класс (1-4), Ч.1, 2 - Самара: Корпорация “Фёдоров”; Изд-во “Учебная литература”, 2005.