Классный час по здоровьесберегающему направлению "Поговорим о здоровье"

Разделы: Классное руководство


Задачи: 

  • помочь школьникам осознать непреходящую ценность здоровья;
  • заострить внимание  на проблеме ухудшения здоровья в нашей   стране;
  • убедить учащихся в том, что забота о здоровье необходима каждому человеку.

«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье»

Генрих Гейне

Звучит магнитофонная запись песни «Я люблю тебя, жизнь» (сл. К. Ваншенкина, муз. Э. Колмановского).

После окончания первого куплета учитель, приглушив звук, спрашивает учащихся: «Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется,   чтобы  она  была  прекрасной  и  счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте  об  этом,  пожалуйста,  каждый  и  запишите  продолжение  фразы: «Счастливая жизнь –  это…». Учащиеся под негромкую мелодию записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (после этого результаты обсуждаются, в ходе обсуждения необходимо подвести учащихся к выводу, что главная ценность в жизни – это здоровье).
Итак, сегодня мы с вами поговорим о здоровье.
Здоровье – важнейшая ценность человеческой жизни. Современный западный философ        Т. Бендит считает, что «личность, которая расположена чувствовать себя удовлетворенной жизнью, является в то же время и здоровой личностью». Вся философия обучения здоровью сводится к развитию способности каждой личности творить себя и мир вокруг себя. Сложность овладения секретами своего здоровья и объясняется относительностью всякой истины.
Здоровье и болезнь – парные понятия. Они противоположны по своему значению. В здоровом теле – здоровый дух. Здоровый человек наслаждается любовью, дружбой. Он испытывает потребность хорошо учиться, заниматься спортом, обогащать себя духовно.
Болезнь – субъективное ощущение дискомфорта. Слова «больной», «квелый», «хворый» характеризуют плохое самочувствие, его слабость, наличие боли.
Еще один признак нездоровья – нарушение деятельности отдельных органов. (Привести пример.)
При любой болезни страдают и другие органы.

Вывод: так как любой человеческий организм – единое целое, где все системы органов взаимосвязаны, любая болезнь сказывается во всем организме.
Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни.
Современная медицина подразделяет здоровье на общественное и индивидуальное. Показатели жизнедеятельности каждого человека колеблются.
Здоровье (по ВОЗ) – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Вопросы:

1. Приведите примеры поговорок о здоровье. (Пример: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял!)
2. Каков смысл пословицы «Береги здоровье смолоду»?
3.  Как можно истолковать выражение: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»?

Вывод: Основа здоровья закладывается с детства. Любая более или менее серьезная болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Центральной проблемой современной медицины является раскрытие содержания понятий «норма» и  «здоровье», «патология» и «болезнь». А между тем норма – лишь необходимое (базисное) условие здоровья человека. Норма и патология в основном представляют собой характеристики состояния организма человека, а здоровье и болезнь – личностного состояния человека.

анные исследований свидетельствуют о том, что:

  • 8 -10% здоровья зависят от медицины;
  • 20% – приходится на наследственность;
  • 20% – влияние внешней среды (экологии);
  • 50% – зависит от образа жизни.

О чем нам говорят эти данные? (Ответы детей)
По данным официальной статистики, показатели здоровья в России существенно отстают от показателей более развитых стран. Например, по продолжительности жизни Россия занимает 35-е место, растет детская смертность и смертность мужчин трудоспособного возраста.

К профессионалу в современных условиях предъявляется новое требование – уметь восстанавливать свою эмоциональную форму, поддерживать благополучие в состоянии здоровья, расширять свои возможности адаптации к нагрузкам. Причем это требования, которые обеспечивает своеобразный «допуск» к профессии. Они связаны не просто с накоплением знаний, а с выработкой собственного опыта поддержания оптимального состояния здоровья.

Упражнение « Четыре стихии»

Класс делится на четыре команды: огонь, земля, воздух, вода. В командах необходимо обсудить, чем данная стихия полезна для здоровья. После этого представитель от команды должен сделать общие выводы, а команда может показать с помощью пантомимы свою  стихию.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.

Методика «Мое здоровье»

Прослушайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения. В бланке рядом с номером вопроса поставьте плюс, если согласны с высказыванием, и минус, если не согласны.
1 . Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
2.  Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
3.  Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, тов животе возникает неприятное чувство.
4.  Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6.  Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7.  При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п .
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье.
Больше половины положительных ответов – сигнал о неблагополучии. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию.

Анализ интересных фактов.

  1. Минимальная норма количества шагов за день для человека – 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
  2. В 13 лет повышение давления до 130/80 – распространенное явление.
  3. Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже.
  4. Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тыс. шагов.
  5. Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
  6. По мнению медиков, возраст от 1 до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60.
  7. У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

В конце занятия подводим итог.

Здоровье человека – это главная ценность, которая у него есть. Действительно, в детские и юношеские годы мы мало задумываемся о здоровом образе жизни, и только входя во взрослую жизнь, начинаем уделять особое внимание вопросам здоровья. Все знают, что гораздо легче предупредить болезнь, чем её лечить. Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься физической культурой.