Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме.
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширять и углублять знания по данной теме.
3. Воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование к уроку: иллюстрации, опорные схемы, маршрут по мере изучения разделов, словарь трудных слов, диск “Мир природы” (наглядное пособие по окружающему миру) Авторы программы: Аствацатуров Г.О., компьютер, проектор, экран, приложение со слайдами.
Для опытов:
подгруппа №1: стакан с водой, горшочек с почвой, задание, лист для выводов с опорными словами.
подгруппа №2: почва, стакан с водой, ложка, задание, лист для выводов с опорными словами.
подгруппа №3: комочек почвы, стакан с водой.
подгруппа №4: фильтровальная бумага, почва.
Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.
Ход урока
1. Организационный момент. Дети поделены на 4 группы.
Настрой на урок:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Активизация мыслительной деятельности.
1) “Растирание ушных раковин и рук”. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
2) Дыхательная гимнастика. Ритмичное движение: вдох в два раза короче.
3. Актуализация знаний.
а) Индивидуальная работа.
Составить цепь питания по картинкам. (2 человека)
- трава – кузнечик - воробей - сокол - черви,
- дуб-сойка - сова - жуки.
Проверка: Приложение. Слайд 1.
б) Мозговой штурм.
1. Из каких оболочек состоит наша Земля? Атмосфера (воздух), гидросфера (вода), литосфера (земля).
2. В каких оболочках земли встречаются живые организмы? (Воздушной, водной, каменной)
3. Что такое биосфера? (Живая оболочка)
Словарь: (1 ученик) Биосфера - обитаемая часть оболочек нашей планеты - атмосферы, гидросферы и литосферы, в которой происходит круговорот веществ. Биосфера объединяет все экосистемы Земли.
4. Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных “профессий”способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
5. Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме? (Не нарушать цепь питания)
Проверка индивидуальной работы. Приложение. Слайд 1.
6. Найди лишнее слово в сообществе, объясни свой выбор. Приложение Слайд 2.
берёза волк кузнечик
дуб коза бактерии
ива окунь бабочка
мухомор жук-могильщик пчела
Ответ: мухомор, жук-могильщик, бактерии это разрушители.
7. Какова роль разрушителей в круговороте? (Питаются умершими живыми организмами, перерабатывают отходы)
8. Где живут разрушители? (В почве, в земле) Слово “земля” употребляется, в каких значениях?
Приложение. Слайд 3. (Отключить проектор)
Мы сегодня будем изучать среду обитания разрушителей. Сформулируйте сами тему урока.
4. Формулировка темы урока детьми.
Учитель открывает тему на доске: “Почва - важнейшая часть экосистемы”.
5. Постановка учебной проблемы.
Задание: Послушайте диалог Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме “ Почва”.
Диалог Лены и Миши (инсценируют 2 ученика. (стр.44)).
Куда нужно сажать растения?
Используйте ключевые слова для постановки проблемы:
Вопросы-помощники 1. Что необходимо……? 2. Почему……………...? 3. Чем различаются …? 4. Как………………….? 5. Какие виды………..? 6. Где…………………..? 7. Что такое……………? 8. Какими свойствами..? 9. Для чего……………..? 10. Из чего состоит……? |
Проблема: Что такое почва? Какими свойствами она обладает?
6. Выдвижение гипотез детьми.
7. Проверка гипотез в процессе практической деятельности.
Сегодня вы - маленькие учёные и свойства почвы будете выявлять при проведении опытов.
И как все учёные, не забывайте о технике безопасности, не толкайтесь.
Каждая группа проводит опыт, свои выводы записывает на лист наблюдений.
Опыт 1 группы
1. Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете?Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________ воду.
Опыт 2 группы
1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что вы наблюдаете?
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.
(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)
Опыт 3 группы
1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.
(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор).
Опыт 4 группы
1. Возьмите фильтровальную бумагу. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом . 4. Стряхните почву обратно в стакан. 5. Что вы наблюдаете?
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________. (Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.)
Опыт 5 (проводит учитель)
- Что вы наблюдаете?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
8. Физкультминутка.
1. На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде “раз”,
А над нами весело шелестит листва,
Ветер тихо клён качает,
Вправо - влево наклоняет.
Раз - наклон,
Раз - наклон.
Зашумел листвою клён.
2. Гимнастика для глаз.
Проверка работы в группах: От каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.
На доске появляется схема:
Свойства почвы:
1) не удерживает воду;
2) состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя);
3) содержит: воздух, воду, минеральные вещества.
9. Работа по учебнику стр. 44-45.
Докажите правильность наших рассуждений, используя учебник.
10. Показ учебной программы раздел: Круговорот жизни в природе. Обитатели почвы. (Диск “Мир природы” наглядное пособие по окружающему миру)
Задание: Найдите информацию, о которой на уроке речи не было, она пригодится для выполнения следующего задания.
11. Работа в парах. Рабочая тетрадь стр. 22 № 5.
12. Итог урока.
Рефлексия.
“Украсим почву цветами”.
Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.
Жёлтый - “Я хорошо работал, мне было интересно”.
Зелёный - “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.
Дети выбирают по своему желанию цветок и наклеивают на лист бумаги.