Урок окружающего мира по образовательной системе "Школа–2100" в 3-м классе на тему "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить её научное обоснование в практической деятельности и в различных источниках. Расширять и углублять знания по данной теме.

3. Воспитывать умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование к уроку: иллюстрации, опорные схемы, маршрут по мере изучения разделов, словарь трудных слов, диск “Мир природы” (наглядное пособие по окружающему миру) Авторы программы: Аствацатуров Г.О., компьютер, проектор, экран, приложение со слайдами.

Для опытов:

подгруппа №1: стакан с водой, горшочек с почвой, задание, лист для выводов с опорными словами.

подгруппа №2: почва, стакан с водой, ложка, задание, лист для выводов с опорными словами.

подгруппа №3: комочек почвы, стакан с водой.

подгруппа №4: фильтровальная бумага, почва.

Для учителя: держатель, спиртовка, блюдце с землёй, образцы почвы, прозрачный стакан с водой, горшочек с почвой.

Ход урока

1. Организационный момент. Дети поделены на 4 группы.

Настрой на урок:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Активизация мыслительной деятельности.

1) “Растирание ушных раковин и рук”. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

2) Дыхательная гимнастика. Ритмичное движение: вдох в два раза короче.

3. Актуализация знаний.

а) Индивидуальная работа.

Составить цепь питания по картинкам. (2 человека)

  • трава – кузнечик - воробей - сокол - черви,
  • дуб-сойка - сова - жуки.

Проверка: Приложение. Слайд 1.

б) Мозговой штурм.

1. Из каких оболочек состоит наша Земля? Атмосфера (воздух), гидросфера (вода), литосфера (земля).

2. В каких оболочках земли встречаются живые организмы? (Воздушной, водной, каменной)

3. Что такое биосфера? (Живая оболочка)

Словарь: (1 ученик) Биосфера - обитаемая часть оболочек нашей планеты - атмосферы, гидросферы и литосферы, в которой происходит круговорот веществ. Биосфера объединяет все экосистемы Земли.

4. Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных “профессий”способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)

5. Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме? (Не нарушать цепь питания)

Проверка индивидуальной работы. Приложение. Слайд 1.

6. Найди лишнее слово в сообществе, объясни свой выбор. Приложение Слайд 2.

берёза         волк                        кузнечик

дуб               коза                         бактерии

ива              окунь                       бабочка

мухомор     жук-могильщик      пчела

Ответ: мухомор, жук-могильщик, бактерии это разрушители.

7. Какова роль разрушителей в круговороте? (Питаются умершими живыми организмами, перерабатывают отходы)

8. Где живут разрушители? (В почве, в земле) Слово “земля” употребляется, в каких значениях?

Приложение. Слайд 3. (Отключить проектор)

Мы сегодня будем изучать среду обитания разрушителей. Сформулируйте сами тему урока.

4. Формулировка темы урока детьми.

Учитель открывает тему на доске: “Почва - важнейшая часть экосистемы”.

5. Постановка учебной проблемы.

Задание: Послушайте диалог Лены и Миши и попытайтесь самостоятельно вывести проблему к теме “ Почва”.

Диалог Лены и Миши (инсценируют 2 ученика. (стр.44)).

Куда нужно сажать растения?

Используйте ключевые слова для постановки проблемы:

Вопросы-помощники

1. Что необходимо……?

2. Почему……………...?

3. Чем различаются …?

4. Как………………….?

5. Какие виды………..?

6. Где…………………..?

7. Что такое……………?

8. Какими свойствами..?

9. Для чего……………..?

10. Из чего состоит……?

Проблема: Что такое почва? Какими свойствами она обладает?

6. Выдвижение гипотез детьми.

7. Проверка гипотез в процессе практической деятельности.

Сегодня вы - маленькие учёные и свойства почвы будете выявлять при проведении опытов.

И как все учёные, не забывайте о технике безопасности, не толкайтесь.

Каждая группа проводит опыт, свои выводы записывает на лист наблюдений.

Опыт 1 группы

1. Возьмите горшок с почвой. 2. Налейте туда немного воды. 3. Держите горшок над пустым стаканом. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Мы сделали вывод, что почва__________   воду.

Опыт 2 группы

1. Возьмите стакан с водой. 2. Добавьте туда почвы. 3. Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что вы наблюдаете?

Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно выпал осадок. Это __________, поверх которого всплыли частички _______________________. Значит, в почве есть ____________.

(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)

Опыт 3 группы

1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит, в почве есть __________________________.

(Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор).

Опыт 4 группы

1. Возьмите фильтровальную бумагу. 2. Насыпьте на нее немного почвы. 3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом . 4. Стряхните почву обратно в стакан. 5. Что вы наблюдаете?

Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________. (Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор.)

Опыт 5 (проводит учитель)

  1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
  2. Взять несколько капель воды из стакана.
  3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
  4. Подержать блюдце (стекло) над огнем.

- Что вы наблюдаете?

Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

8. Физкультминутка.

1. На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде “раз”,
А над нами весело шелестит листва,
Ветер тихо клён качает,
Вправо - влево наклоняет.
Раз - наклон,
Раз - наклон.
Зашумел листвою клён.

2. Гимнастика для глаз.

Проверка работы в группах: От каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

На доске появляется схема:

Свойства почвы:

1) не удерживает воду;

2) состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя);

3) содержит: воздух, воду, минеральные вещества.

9. Работа по учебнику стр. 44-45.

Докажите правильность наших рассуждений, используя учебник.

10. Показ учебной программы раздел: Круговорот жизни в природе. Обитатели почвы. (Диск “Мир природы” наглядное пособие по окружающему миру)

Задание: Найдите информацию, о которой на уроке речи не было, она пригодится для выполнения следующего задания.

11. Работа в парах. Рабочая тетрадь стр. 22 № 5.

12. Итог урока.

Рефлексия.

“Украсим почву цветами”.

Оранжевый цветок берут те, кто оценивает свою работу так: “Я отлично поработал и узнал много нового”.

Жёлтый - “Я хорошо работал, мне было интересно”.

Зелёный - “Я старался работать, но у меня не всё получилось”.

Дети выбирают по своему желанию цветок и наклеивают на лист бумаги.