Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Весёлые путаницы"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Познакомить с особенностями фольклорного жанра «небылица».
  2. Развивать умение воспринимать небылицы, отличать их от других фольклорных жанров.
  3. Формировать познавательный интерес и творческие способности. Развивать у учащихся фантазию и воображение.
  4. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный, расширять кругозор учащихся.

Оборудование :

  • Т. М.Андрианова «Букварь» 1-й класс ( программа «Планета знаний»)
  • набор карточек со словами,
  • диск К.И. Чуковский «Путаница»

Ход урока

1. Организационный момент

В одной стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне.
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране, в чудной стране…
Ты, почему не веришь мне?

- Интересная и весёлая страна. Кому захотелось побывать в этой чудной стране?

- Каким надо быть чтобы попасть в такую страну?

- Умеете выдумывать и фантазировать? (да)

- Умеете шутить и понимать добрые шутки? (да)

Тогда отправляемся в путь.

2. Введение в тему

На доске буквы: У П Ц Т А И Н

Прочитайте.

- Что можно сделать с этими буквами? (разделить на две группы: гласные и согласные)

- Разделите гласные буквы на 2-й группы (а, у – показывают твёрдость согласного, и - показывает мягкость согласного)

- Что можно рассказать о согласных буквах? (п, т, ц – обозначают глухие согласные звуки, н - обозначает звонкий согласный звук)

- Какую из букв называют особенной? (ц – обозначает только всегда 1 согласный твёрдый глухой согласный звук)

- Где нам могут пригодится эти знания?

- Какое задание можно ещё выполнить? (собрать слово)

- Что вызвало сомнение? (не хватает буквы)

- Добавьте букву, с которой начинается алфавит?

- Что получится? (путаница)

- Что можно рассказать о путанице, как о слове?

- Сколько букв? (8)

- Сколько звуков? (8)

- Сколько гласных звуков? (4)

- Сколько слогов? (4)

- Разделите, поставьте ударение.

- А что может обозначать слово «путаница», ваше мнение, объясните своими словами.

- В словаре Ожегова «Путаница - это нечто запутанное, неясное, бестолковое»

3. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром – путаницей.

- Какие задачи вы поставите перед собой? (карточки-помощники, где записаны цели уроков)

  • Узнать, что такое путаница.
  • Попробовать придумать свою путаницу.
  • Внимательно слушать друг друга.

Моя цель, как учителя: помочь вам получить новые знания.

4. Работа по теме урока.

Работа по букварю с.95 (Приложение 1)

- Чтение учителем произведения про птиц

- Какое настроение вызвало это стихотворение? (весёлое)

- Бывает ли такое на самом деле? (нет)

- О ком говорится в этом произведении? (о птицах)

- Для чего оно написано? (для того, чтобы развеселить)

- Как можно назвать такое произведение? Почему? (путаницей)

Повторное чтение (хорошо читающий ученик)

- Какие слова нас запутали? Давайте выясним. Один читает, а остальные внимательно следите и хлопните тогда, когда услышите название какого- либо предмета, а не птицы.

В старину такие запутанные стихи очень любили, потому что они были весёлыми и очень добрыми. Называли такие стихи - небылицами.

Слово «небылица» - произошло от слова «быль», что означает, это было на самом деле. Когда к слову «быль» приставили «не», то получилось, что оно стало обозначать, чего на самом деле не было.

Слова «небылица» и «путаница» - близкие по значению слова. Их называют синонимами. Этим понятием учащиеся пользуются в старших классах.

Выделение особенностей литературного жанра «небылица»:

- Посмотрите на текст небылицы. Как он записан? (в форме стихотворения)

- Докажите (есть рифма)

- Что такое рифма? (рифма, это когда 2 слова, оканчиваются одинаково)

- Подберите рифмы из небылицы:

  • Птицы - куницы
  • Стрижи - чижи
  • Вороны - макароны
  • Кукушки - ватрушки

- А ещё у небылиц есть ритм, т.е мы можем её простучать в ладоши.

Простукивание в ладоши

Подводим итог.

- Что есть у небылицы? (на доске карточки-помощницы, в процессе называния признаков небылицы)

  1. Рифма
  2. Ритм
  3. То, чего нет

Коллективное составление небылицы

Сейчас попробуем придумать свою небылицу, используя текст в учебнике, для этого работаем в паре

1-е задание:

Подберите рифмы:

  • Синицы - лисицы
  • Ежи - моржи
  • Талоны - патроны
  • Подушки - хлопушки

Коллективная проверка обязательна

2-е задание: замените старые рифмы новыми, которые сейчас подобрали в паре.

- Что получилось?

Чтение получившегося текста

- Бывает ли такое на самом деле? (нет)

- Есть рифма? (Да)

- Проверьте, есть ли ритм? (да)

- Сделайте вывод: Получилась ли у нас небылица? Почему?

Слушание отрывка произведения К.И. Чуковского «Путаница»(аудиозапись)

- Послушайте путаницу современного автора. Угадайте, кто автор и как она называется?

Слушание произведения

- Какое настроение? Кто автор? Как называется?

Корней Иванович Чуковский так и назвал это произведение просто и понятно «Путаница»

5. Закрепление знаний о небылицах.

Предполагается работа по группам

Путешествие по чудной стране подходит к концу. Посмотрим, кто из вас был самым внимательным, поработаем по группам.

Каждой группе будет дан текст. Ваша задача, ответить на вопрос: Можно ли данный текст назвать путаницей? И попробовать доказать свой ответ.

- Вспомните, что есть у небылиц? (называем вместе)

  1. Рифма
  2. Ритм
  3. То, чего нет

- Как надо работать в группе? (Не шуметь, стараться услышать мнение каждого. Выбрать одного выступающего ученика)

На работу отводиться 3-4 минуты, всего работали 6 групп.

1-2 группы.

Что растёт на грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправ и проб.
Есть редиска и салат-
Наша грядка – просто клад!

Ответ: Этот текст нельзя назвать «небылицей», потому, что есть рифма, есть ритм, но текст, о том, что на самом деле бывает.

3-4 группы.

Что растёт на грядке?
Колбаса и шоколадка,
Башмаки, носки, компот
Для приправ и проб.
Есть сосиска, самокат.
Наша грядка – просто клад!

Ответ: Это небылица, есть рифма, ритм, и написано о том, чего не бывает.

5-6 группы

На нашей грядке растёт колбаса и шоколад. Они нужны нам для приправы к супу, а ещё мы посадили велосипеды и звонки. Всё, что желаете, есть на нашей грядке.

Ответ: это не «небылица», потому что, написано, о том, чего не бывает, но нет рифмы и ритма.

6. Итог урока

- Вспомните цели, которые вы ставили в начале урока

  1. Узнать, что такое путаница. Что такое? Чем особенны небылицы?
  2. Попробовать придумать свою небылицу. Получилось?

- Для чего сочиняют небылицы?

- Каким человеком нужно быть , чтобы выдумывать небылицы?

- Нарисуйте эпизод из небылицы, который очень понравился

Если желаете, дома с родителями попробуйте придумать свою небылицу, не забудьте об особенностях небылиц, можно её проиллюстрировать.