Цели и задачи:
- Познакомить с особенностями фольклорного жанра «небылица».
- Развивать умение воспринимать небылицы, отличать их от других фольклорных жанров.
- Формировать познавательный интерес и творческие способности. Развивать у учащихся фантазию и воображение.
- Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный, расширять кругозор учащихся.
Оборудование :
- Т. М.Андрианова «Букварь» 1-й класс ( программа «Планета знаний»)
- набор карточек со словами,
- диск К.И. Чуковский «Путаница»
Ход урока
1. Организационный момент
В одной стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне.
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране, в чудной стране…
Ты, почему не веришь мне?
- Интересная и весёлая страна. Кому захотелось побывать в этой чудной стране?
- Каким надо быть чтобы попасть в такую страну?
- Умеете выдумывать и фантазировать? (да)
- Умеете шутить и понимать добрые шутки? (да)
Тогда отправляемся в путь.
2. Введение в тему
На доске буквы: У П Ц Т А И Н
Прочитайте.
- Что можно сделать с этими буквами? (разделить на две группы: гласные и согласные)
- Разделите гласные буквы на 2-й группы (а, у – показывают твёрдость согласного, и - показывает мягкость согласного)
- Что можно рассказать о согласных буквах? (п, т, ц – обозначают глухие согласные звуки, н - обозначает звонкий согласный звук)
- Какую из букв называют особенной? (ц – обозначает только всегда 1 согласный твёрдый глухой согласный звук)
- Где нам могут пригодится эти знания?
- Какое задание можно ещё выполнить? (собрать слово)
- Что вызвало сомнение? (не хватает буквы)
- Добавьте букву, с которой начинается алфавит?
- Что получится? (путаница)
- Что можно рассказать о путанице, как о слове?
- Сколько букв? (8)
- Сколько звуков? (8)
- Сколько гласных звуков? (4)
- Сколько слогов? (4)
- Разделите, поставьте ударение.
- А что может обозначать слово «путаница», ваше мнение, объясните своими словами.
- В словаре Ожегова «Путаница - это нечто запутанное, неясное, бестолковое»
3. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром – путаницей.
- Какие задачи вы поставите перед собой? (карточки-помощники, где записаны цели уроков)
- Узнать, что такое путаница.
- Попробовать придумать свою путаницу.
- Внимательно слушать друг друга.
Моя цель, как учителя: помочь вам получить новые знания.
4. Работа по теме урока.
Работа по букварю с.95 (Приложение 1)
- Чтение учителем произведения про птиц
- Какое настроение вызвало это стихотворение? (весёлое)
- Бывает ли такое на самом деле? (нет)
- О ком говорится в этом произведении? (о птицах)
- Для чего оно написано? (для того, чтобы развеселить)
- Как можно назвать такое произведение? Почему? (путаницей)
Повторное чтение (хорошо читающий ученик)
- Какие слова нас запутали? Давайте выясним. Один читает, а остальные внимательно следите и хлопните тогда, когда услышите название какого- либо предмета, а не птицы.
В старину такие запутанные стихи очень любили, потому что они были весёлыми и очень добрыми. Называли такие стихи - небылицами.
Слово «небылица» - произошло от слова «быль», что означает, это было на самом деле. Когда к слову «быль» приставили «не», то получилось, что оно стало обозначать, чего на самом деле не было.
Слова «небылица» и «путаница» - близкие по значению слова. Их называют синонимами. Этим понятием учащиеся пользуются в старших классах.
Выделение особенностей литературного жанра «небылица»:
- Посмотрите на текст небылицы. Как он записан? (в форме стихотворения)
- Докажите (есть рифма)
- Что такое рифма? (рифма, это когда 2 слова, оканчиваются одинаково)
- Подберите рифмы из небылицы:
- Птицы - куницы
- Стрижи - чижи
- Вороны - макароны
- Кукушки - ватрушки
- А ещё у небылиц есть ритм, т.е мы можем её простучать в ладоши.
Простукивание в ладоши
Подводим итог.
- Что есть у небылицы? (на доске карточки-помощницы, в процессе называния признаков небылицы)
- Рифма
- Ритм
- То, чего нет
Коллективное составление небылицы
Сейчас попробуем придумать свою небылицу, используя текст в учебнике, для этого работаем в паре
1-е задание:
Подберите рифмы:
- Синицы - лисицы
- Ежи - моржи
- Талоны - патроны
- Подушки - хлопушки
Коллективная проверка обязательна
2-е задание: замените старые рифмы новыми, которые сейчас подобрали в паре.
- Что получилось?
Чтение получившегося текста
- Бывает ли такое на самом деле? (нет)
- Есть рифма? (Да)
- Проверьте, есть ли ритм? (да)
- Сделайте вывод: Получилась ли у нас небылица? Почему?
Слушание отрывка произведения К.И. Чуковского «Путаница»(аудиозапись)
- Послушайте путаницу современного автора. Угадайте, кто автор и как она называется?
Слушание произведения
- Какое настроение? Кто автор? Как называется?
Корней Иванович Чуковский так и назвал это произведение просто и понятно «Путаница»
5. Закрепление знаний о небылицах.
Предполагается работа по группам
Путешествие по чудной стране подходит к концу. Посмотрим, кто из вас был самым внимательным, поработаем по группам.
Каждой группе будет дан текст. Ваша задача, ответить на вопрос: Можно ли данный текст назвать путаницей? И попробовать доказать свой ответ.
- Вспомните, что есть у небылиц? (называем вместе)
- Рифма
- Ритм
- То, чего нет
- Как надо работать в группе? (Не шуметь, стараться услышать мнение каждого. Выбрать одного выступающего ученика)
На работу отводиться 3-4 минуты, всего работали 6 групп.
1-2 группы.
Что растёт на грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправ и проб.
Есть редиска и салат-
Наша грядка – просто клад!
Ответ: Этот текст нельзя назвать «небылицей», потому, что есть рифма, есть ритм, но текст, о том, что на самом деле бывает.
3-4 группы.
Что растёт на грядке?
Колбаса и шоколадка,
Башмаки, носки, компот
Для приправ и проб.
Есть сосиска, самокат.
Наша грядка – просто клад!
Ответ: Это небылица, есть рифма, ритм, и написано о том, чего не бывает.
5-6 группы
На нашей грядке растёт колбаса и шоколад. Они нужны нам для приправы к супу, а ещё мы посадили велосипеды и звонки. Всё, что желаете, есть на нашей грядке.
Ответ: это не «небылица», потому что, написано, о том, чего не бывает, но нет рифмы и ритма.
6. Итог урока
- Вспомните цели, которые вы ставили в начале урока
- Узнать, что такое путаница. Что такое? Чем особенны небылицы?
- Попробовать придумать свою небылицу. Получилось?
- Для чего сочиняют небылицы?
- Каким человеком нужно быть , чтобы выдумывать небылицы?
- Нарисуйте эпизод из небылицы, который очень понравился
Если желаете, дома с родителями попробуйте придумать свою небылицу, не забудьте об особенностях небылиц, можно её проиллюстрировать.