Применение информационных коммуникационных технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Мы, учителя начальной школы, уже не первый год работаем над темой преемственности.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. В Обращении президента РФ к Федеральному собранию 2009 года говорится: «Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, в готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Обучая детей подготовительного класса, мы стараемся использовать в полном объеме то оборудование, которое у нас имеется.

Дети подготовительного класса занимаются по программе «Преемственность», которую нам рекомендует Министерство образования РФ. Это рабочая тетрадь-учебник по развитию речи.

Если учитель будет только работать по тетради, это быстро надоест ребенку. Поэтому я в своей работе совмещаю работу с тетрадью-учебником, программу презентаций, интерактивную доску. Для чего так много использовать ресурсов, если у детей подготовительного класса одно занятие длится 25 минут? Мы не должны забывать о физиологических особенностях каждой возрастной категории. У детей 6-и лет ведущая познавательная деятельность – игра. Играть можно по-разному. Мы играем, используя компьютерные технологии. Во-первых, это интересно, во-вторых, эстетично, в-третьих, дети не успевают устать, т.к. идет смена видов деятельности и они находятся в постоянном поиске.

Сегодня мы в начальной школе обучаем детей не только работать, с учебником и ручкой, но чтобы они не боялись выполнять работы на компьютере. А это и тесты, которые дети решают регулярно по русскому языку и по математике.

Среди предметов, изучаемых в начальной школе, сохраняются и специально выделяются такие, которые предполагают отсутствие средств ИКТ, например, письмо без использования компьютера, знание отрывков литературных произведений наизусть, навыки устного счета. Вместе с тем формируемый образовательный стандарт предполагает во многих случаях возможность, а в ряде случаев – и явно выраженную необходимость использования средств ИКТ при формулировании, формировании и проверке достижения результатов.

В совершенной школе встали актуальные вопросы, связанные с рациональным применением компьютера и оптимальными способами организации урока. Компьютер является и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом решения учебных задач. Учителя, применяющие ИКТ, понимают, что применение компьютера должно вписываться в учебный процесс.

Организуя урок с использованием ИКТ, надо планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетать работу на компьютере с обсуждением и общением с учителем, который может оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

На уроках русского языка и литературного чтения ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформление титульного листа сказки, которую сочинили сами с использованием технологий обработки информации, исследовательского характера, создают проекты, составляют и выступают в различных ролях (фотографа, режиссера), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

  • создавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты;
  • пользоваться экранной справочной системой;
  • строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики);
  • создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках гуманитарного профиля.

Уроки русского языка и литературного чтения с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

На уроках русского языка и литературного чтения выделяют такие приемы компьютерных технологий:

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку "Фраза"). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог ученик - компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и управление ходом обучения осуществляет компьютер.

Плектронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом) (некоторые ученики "скачивают" на свой домашний компьютер толстые тома художественной литературы из библиотеки Мошкова и приносят на уроки на дискете). Художественные тексты применяются на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по следующим разделам:

    1. Словарно-орфографическая работа;
    2. Работа с литературоведческой статьей;
    3. Обзор творчества поэта, писателя;
    4. Подготовка доклада о писателе, поэте;
    5. Изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

Активно используются на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы ученика по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела "лексика" учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В предложенном тексте находят слова, входящие в активный словарь, и слова, входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы - диаграмма, которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в данном тексте. Или ученики проводят опрос, в ходе которого задают вопросы, связанные с лингвистикой или филологией, обрабатывают полученную информацию, наглядно представляют в виде диаграммы.

Использование учителем при объяснении учебного материала информации, заимствованной из сети Интернет. Так же можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Выполнение творческих (сочинить сказку или сочинить стихотворение на заданную тему) и научно-исследовательских работ (презентация работ учащихся по следующим темам: «Что означает твоё имя») на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

      • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
      • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
      • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
      • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
      • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
      • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
      • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
      • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.