Тип урока:
- комбинированный (с этапами изучения нового материала и его закрепления).
Цель:
- Формировать знания о свойствах живых организмов и неживых предметов;
- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Материалы и оборудование:
- презентация к уроку,
- учебник «Окружающий мир» 1-й класс и рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский,
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Используемые ЦОР:
- видеофрагменты из авторского видеофильма «Верба»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
У: У вас на столах лежат карточки с рисунками, разбейте их на группы. Объясните, по какому признаку проводили разбиение.
Д: работают в парах.
У: Посмотрите на «дерево природы» (Приложение 1. Схема. Слайд 2) расскажите на какую «веточку» можно поместить каждый рисунок.
Д: определяют место группам на схеме.
Проверка по образцу. (Приложение 1. Слайд2. Каждая группа открывается щелчком ) Сигналом показывают правильно или с ошибкой выполнено задание.
Итог этапа: Назовите группы, составляющие понятие «природа»
(Приложение 1. Слайд 2. Названия групп возвращаются одним щелчком)
3. Постановка проблемы.
У: Почему стол, вертолёт, шуруп, велосипед – вещи?
Д: Эти предметы сделаны людьми.
У: Почему собака, стрекоза, гриб, василёк – живые природные богатства?
Д: Это растения и животные.
У: Почему камень, гора, сосулька, облако – неживая природа?
- Как точно отличить живое от неживого?
Д: Высказывают предположения.
У: Давайте проверим ваши предположения. Откроем книгу и прочитаем правило на с. 46
У: Что относится к неживым предметам? Что относится к живым организмам?
Д: Отвечают на вопросы, используя правило.
У: Чем же отличаются живые от неживых?
Д: высказываются предположения.
У: заполняет таблицу «Живые организмы / Неживые предметы»
Итог этапа: Какой главный вопрос нашего урока?
Д: Дети высказывают свои предположения.
У: Повторяет наиболее правильный ответ: Чем отличаются живые организмы от неживых предметов?
4. Совместное «открытие» новых знаний.
У: Рассмотрите рисунки на с. 47. Какие свойства живых организмов изобразил художник?
Д: рассматривают рисунки, делают вывод.
У: вносит изменения и дополнения в таблице «Живые организмы/ неживые предметы»
Приложение 1. На слайде 2 щелчком меняется таблица «Живые природные богатства природы» на «Живые организмы», щелчком дополняется основными признаками живого.
У: чтобы убедиться в правильности своего вывода, прочитайте правило на с.47
У: Что можно сказать о силах природы и неживых природных богатствах?
Д: Не дышат, не растут и т.д.
У: Вносит изменения в таблицу «Живые организмы/ неживые предметы», (на слайде 2. Приложение 1, щелчком объединяет их в одну таблицу: неживая природа.)
Итог этапа: Назовите основные отличительные признаки живого от неживого.
5. Физминутка
6. Первичное закрепление изученного.
У: В учебнике на с.48 попробуем найти общие черты и различия у живых организмов и неживых предметов.
Д: Называют сходство и различия.
Итог этапа: Какие признаки отличают живые организмы от неживых?
7. Самостоятельное применение знаний и контроль над их усвоением.
У: Предлагаю разгадать кроссворд в рабочей тетради на с.56.
Д: Разгадывают кроссворд. Взаимопроверка образцу. (Переход к слайду 4 Приложение 1, по управляющей кнопке – «Вперед», обратно кнопка «Домой»). Оценивание работы товарища.
8. Подведение итогов.
У: Ребята, как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? Назовите причины.
Д: Да, они могут умереть. От старости, от плохого ухода.
У: Что мы должны делать, чтобы продлить живым организмам? Посмотрите на с. 57 в рабочей тетради.
Д: Кормить, поливать, бережно к ним относится.
Итог этапа: Кого мы относим к живым организмам? Как точно отличить живые организмы от неживых предметов?
9. Предъявление домашнего задания.
У: Чтобы увидеть, как растёт и развивается растение, дома посадите семечку фасоли или овса, поставьте на свет и поливайте. Все изменения записывайте в тетрадь.