Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Живое и неживое"

Разделы: Начальная школа


Тип урока:

  • комбинированный (с этапами изучения нового материала и его закрепления).

Цель:

  1. Формировать знания о свойствах живых организмов и неживых предметов;
  2. Развивать умения наблюдать, логически и  творчески мыслить;
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование:

  • презентация к уроку,
  • учебник «Окружающий мир» 1-й класс и рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский,
  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Используемые ЦОР:

  • видеофрагменты из авторского видеофильма «Верба»

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

У: У вас на столах лежат карточки с рисунками, разбейте их на группы. Объясните, по какому признаку проводили разбиение.

Д: работают в парах.

У: Посмотрите на «дерево природы» (Приложение 1. Схема. Слайд 2) расскажите на какую «веточку» можно поместить каждый рисунок.

Д: определяют место группам на схеме.

Проверка по образцу. (Приложение 1. Слайд2. Каждая группа открывается щелчком ) Сигналом показывают правильно или с ошибкой выполнено задание.

Итог этапа: Назовите группы, составляющие понятие «природа»

(Приложение 1. Слайд 2. Названия групп возвращаются одним щелчком)

3. Постановка проблемы.

У: Почему стол, вертолёт, шуруп, велосипед – вещи?

Д: Эти предметы сделаны людьми.

У: Почему собака, стрекоза, гриб, василёк – живые природные богатства?

Д: Это растения и животные.

У: Почему камень, гора, сосулька, облако – неживая природа?

- Как точно отличить живое от неживого?

Д: Высказывают предположения.

У: Давайте проверим ваши предположения. Откроем книгу и прочитаем правило на с. 46

У: Что относится к неживым предметам? Что относится к живым организмам?

Д: Отвечают на вопросы, используя правило.

У: Чем же отличаются живые от неживых?

Д: высказываются предположения.

У: заполняет таблицу «Живые организмы / Неживые предметы»

Итог этапа: Какой главный вопрос нашего урока?

Д: Дети высказывают свои предположения.

У: Повторяет наиболее правильный ответ: Чем отличаются живые организмы от неживых предметов?

4. Совместное «открытие» новых знаний.

У: Рассмотрите рисунки на с. 47. Какие свойства живых организмов изобразил художник?

Д: рассматривают рисунки, делают вывод.

У: вносит изменения и дополнения в таблице «Живые организмы/ неживые предметы»

Приложение 1. На слайде 2 щелчком меняется таблица «Живые природные богатства природы» на «Живые организмы», щелчком дополняется основными признаками живого.

У: чтобы убедиться в правильности своего вывода, прочитайте правило на с.47

У: Что можно сказать о силах природы и неживых природных богатствах?

Д: Не дышат, не растут и т.д.

У: Вносит изменения в таблицу «Живые организмы/ неживые предметы», (на слайде 2. Приложение 1, щелчком объединяет их в одну таблицу: неживая природа.)

Итог этапа: Назовите основные отличительные признаки живого от неживого.

5. Физминутка

6. Первичное закрепление изученного.

У: В учебнике на с.48 попробуем найти общие черты и различия у живых организмов и неживых предметов.

Д: Называют сходство и различия.

Итог этапа: Какие признаки отличают живые организмы от неживых?

7. Самостоятельное применение знаний и контроль над их усвоением.

У: Предлагаю разгадать кроссворд в рабочей тетради на с.56.

Д: Разгадывают кроссворд. Взаимопроверка образцу. (Переход к слайду 4 Приложение 1, по управляющей кнопке – «Вперед», обратно кнопка «Домой»). Оценивание работы товарища.

8. Подведение итогов.

У: Ребята, как вы думаете, живые организмы могут превратиться в неживые? Назовите причины.

Д: Да, они могут умереть. От старости, от плохого ухода.

У: Что мы должны делать, чтобы продлить живым организмам? Посмотрите на с. 57 в рабочей тетради.

Д: Кормить, поливать, бережно к ним относится.

Итог этапа: Кого мы относим к живым организмам? Как точно отличить живые организмы от неживых предметов?

9. Предъявление домашнего задания.

У: Чтобы увидеть, как растёт и развивается растение, дома посадите семечку фасоли или овса, поставьте на свет и поливайте. Все изменения записывайте в тетрадь.