Темы «Деление десятичной дроби на натуральное число», «Деление десятичных дробей» вызывают затруднение у пятиклассников. Хочу представить вашему вниманию конспект и самоанализ урока по теме: «Деление десятичной дроби на натуральное число» - это урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обучения. Основной целью урока является формирования у школьников умения применять правило деления десятичной дроби на натуральное число. На уроке наряду с традиционными заданиями были даны задания творческого характера. В уроке использованы приемы, которые побуждают обучающихся к учению и создают ситуацию успеха.
Цели урока:
Образовательная:
- провести актуализацию знаний по темам: «Натуральные числа», «Десятичные дроби»,
- помочь сформулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число,
- научить применять данное правило при выполнении заданий.
Развивающая:
- создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитывающая:
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.
Тип урока:
- урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь, а вы любите путешествовать?
Любите загадки и шарады?
Молодцы, я думаю, что вы мне сегодня поможете на уроке.
2. Актуализация знаний.
Три соседа мужика
(Федор, Яков и Лука),
Чтоб всегда красиво жить
Стали дом свой мастерить!
Но Лука вдруг говорит:
Надо полки смастерить!
Вот доска у нас такая
И длина ведь небольшая!
Полочки всего четыре,
Сделать равными друзья!
Допускать обид нельзя.
Можно ль это сделать им?
И смекни путем каким?
(на доске – рисунок доски)
Учитель. Ребята. Давайте поможем Федору, Якову и Луке.
Доски у нас нет, а вот веревку такой же длины на урок я принесла.
Длина доски равна длине веревки 1,356 м .
Как сделать четыре равные полочки?
(Ребята выполнили практическую работу, сложив веревку на четыре равные части.)
Учитель. А теперь давайте опишем математическим действием.
Вопросы учителя:
- Какова длина веревки?
- А в виде чего записано это число?
- Из чего состоит это число?
- А на какое число нужно поделить?
- А как называется это число?
(работа происходит в форме – диалога).
Учитель. Ребята, а мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число?
Как думаете, какова тема нашего урока?
(ребята самостоятельно формулируют тему урока).
Какова цель урока? (ребята самостоятельно формулируют цель урока).
3. Объяснение нового материала.
На доске записи.
- 1,356=
- 1,356=
- 1,356=
Учитель.
- Длина одной полки будет меньше или больше одного метра?
- В каких единицах длины мы можем измерить длину доски, кроме метров?
- Давайте перейдем к этим единицам измерения.
(ребята выполняют переход к единицам измерения: дециметры, сантиметры, миллиметры.)
- А какое число из трех полученных можно поделить на 4 без остатка?
- Поделите, пожалуйста.
(ребята выполняют деление числа 1356 на 4).
Учитель.
- Чему равна длина одной полки?
- Какую часть миллиметры составляют метра?
- Запишем иначе 339 мм = 0,339 м.
- Мы разделили натуральное число на натуральное, а тема нашего урока?
- Давайте попробуем записать деление столбиком.
(на доске записано деление столбиком – подробно.)
Учитель.
- Как вы думаете, почему в частном в разряде целых, получили ноль?
- Почему в разряде десятых, получили 3?
(ребята обговаривают и делают выводы)
Учитель. Давайте, еще раз обговорим.
- Сначала делим целую или дробную часть числа?
- Разделим целую часть, что в частном поставим?
(форма работы – диалог)
Учитель раздает памятки каждому ребенку, на доске памятка записана. Учитель озвучивает.
Солнце всходит,
Скрылась ночь,
Запятая встать не прочь,
Целую разделишь часть-
Запятой не дай пропасть.
Ставь ее и часть потом
Дробную дели с трудом.
Потому что без труда
Не разделишь никогда!
4. Закрепление.
Задание 1. Выполните деление.
а) 105.624 : 8 =
б) 3320,2 : 8 =
(комментирование у доски)
Задание 2. Продолжите деление.
а) 0,444∟6
(индивидуальная работа с самопроверкой за доской).
Физкультминутка.
А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.
Задание 3. Выполните деление устно.
- 7,6 : 2 =
- 6,3 : 3 =
- 0,8 : 4 =
- 1,4 : 7 =
- 3,9 : 3 =
- 1,8 : 4 =
Задание 4. Используя нули и запятые, запишите правильный ответ.
(индивидуальная работа с последующей проверкой.)
а) 12,24 : 4 = 306
б) 37,1 : 53 = 7
в) 992,8 :8 = 1241
Задание 5. Рассмотрите примеры деления на 8. Поставь запятую, отбрось лишние нули.
а) 3208 : 8 = 04010
б) 32,08 : 8 = 04010
в) 3,208 : 8 = 0040100
Задание 6. Оцените свою работу.
Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово.
- 2,45 : 5 =
- 36,12 : 8 =
- 2,8 : 8 =
- 17,78 : 7 =
- 321,6 :12 =
- 16,5 : 22 =
0,75 |
2,54 |
4,515 |
0,49 |
26,8 |
0,35 |
3,5 |
0,075 |
а |
и |
м |
у |
ц |
н |
о |
р |
Ребята поднимают карточки с написанным словом.
Учитель. Ребята, изменится ли правило деления десятичной дроби на многозначное число? (обговаривают и делают вывод)
5. Итого урока.
Учитель. Давайте подведем итог нашей работы.
- Что нового сегодня изучили на уроке?
- Какая часть урока вам понравилась?
- Комфортно вам было на уроке?
6. Домашнее задание.
П.35 стр. 212
№ 1375 ( а-д)
№ 1362 (а-в)
Самоанализ урока по теме:
«Деление десятичной дроби на натуральное число».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и парная работа.
Цель урока:
Образовательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений, формированием научного мировоззрения учащихся. Этот аспект был представлен следующим образом:
Формирование специальных умений:
- умение переходить к более мелким единицам измерения длины при актуализации знаний;
- умение выполнять деление столбиком, отделяя запятой целую часть от дробной в частном;
- умение преобразовывать равенства, требующих перехода в измененную ситуацию.
Развитие общеучебных умений:
учебно-организационные умения:
- создать положительный настрой на работу;
- умение ставить учебную задачу (деление десятичной на натуральное число);
- умение планировать и контролировать ход своих действий при выполнении заданий.
учебно-интеллектуальные умения:
- умение проводить аналогии между делением натуральных чисел и делением десятичной дроби на натуральное число;
- умение определять и решать проблемы.
учебно-информационные умения:
- умение работать с реальными объектами как с источниками информации;
- умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи заданий с переносом знаний в новую ситуацию.
учебно-коммуникативные умения:
- умение говорить на математическом языке при формулировании правила деления десятичной дроби на натуральное число.
Развивающий аспект связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем. На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
Развитие речи:
- развитие речи в ходе устных ответов и объяснений решения примеров;
- коррекция речи учащихся в ходе взаимообучения.
Развитие двигательной сферы:
- овладение моторикой мелких мышц;
- развитие двигательной сноровки.
Развитие сенсорной сферы:
- ориентация во времени;
- восприятие устной речи.
Развитие эмоциональной сферы:
- результаты самостоятельной деятельности.
Воспитывающий аспект связан с формированием системы нравственных отношений к труду, коллективу, себе. На уроке этот аспект представлен следующим образом: в ходе парной работы формируется умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения, культурно общаться с одноклассниками, сопереживать, стремление добиваться наилучших результатов.
Содержание этапов урока.
1. Оганизационный момент включает в себя предварительную организацию класса, мобилизирующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Актуализация опорных знаний. Задачей этого урока является возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через создание проблемной ситуации.
3. Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала.
Работая в диалоге, обучающиеся видят проблему, школьники поняли какая тема урока и цель работы. На этом же этапе ученики занимаются исследованием.
4. Этап первичного закрепления.
На данном этапе создаю условия, которые бы обеспечили бы процесс самостоятельного применения знаний и способов действий. Они состоят:
- практики под руководством учителя, коррекции;
- самопроверки, самооценки с помощью готовых решений на запасной доске;
- индивидуальной работы, результаты проверки афишируются поднятием карточки с надписью.
Обучающиеся на этом этапе работают практически самостоятельно. Роль учителя заключается в координации и консультации, учитель занимает позицию: «Я рядом. Я с вами».
5. Подведение итогов.
Проявление заинтересованности обучающихся в работе, стимулирование к личным достижениям.
6. Домашнее задание.
Согласно уровню учебных достижений, одно из заданий направлено на формулировку правила деления на 10,100,1000…
7. Завершающий этап- рефлексия.
- определение удачного момента на уроке;
- выявление неудачного момента на уроке, причина;
- определение уровня комфортности на уроке.