Эпиграф:
“Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. (В.Сухомлинский)
Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.
И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.
Философский словарь дает такое толкование категории качества: “Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество”.
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.
Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако, образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия “технология” к сфере образования, к педагогическим процессам.
Наиболее общая трактовка этого понятия: (Слайд 2).
Технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.
В настоящее время в понимании и употреблении термина “педагогическая технология” существует несколько различных позиций:
“Педагогическая технология”: (Слайд 3).
Разработка и применение средств,
инструментария, аппаратуры, учебного
оборудования и ТСО для учебного процесса (Т.Б.
Лихачев, С.А. Смирнов, М. Мейер, Р. де Киффер)
Базовое определение (Слайд 4).
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных целей.
Критерии технологичности педагогического процесса: (Слайд 5).
- Системность (комплексность, целостность)
- Научность (концептуальность, развивающий характер)
- Структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность и гибкость)
- Управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость)
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Существуют различные подходы к классификации педагогических технологий.
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) (Слайд 6).
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технология современного проектного обучения
- Развивающее обучение
- Интерактивные технологии (технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, технология проведения дискуссий, технология “Дебаты”, тренинговые технологии)
- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (Слайд 7).
- Технология программированного обучения
- Технология уровневой дифференциации
- Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
- Технология индивидуализации обучения
- Коллективный способ обучения (КСО)
- Технология групповой деятельности
- Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…
Вспомним, что говорил король с одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом….
Таким образом, основной задачей становится поиск такой технологии, которая бы в наибольшей степени отвечала принципам соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимся.
В своей работе учителем химии я широко применяю технологию развивающего обучения. Теория развивающего обучения, основанная Л.С. Выготским еще в 1930-х годах, в настоящее время складывается из различных подходов, в основании которых лежат оригинальные, экспериментально проверенные идеи их создателей.
По мнению ученых основная задача развивающего обучения состоит в формировании у учащихся приемов умственной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский). Кроме того, развивающее – это такое обучение, которое формирует творческое мышление (З.И. Калмыкова), это развитие памяти, речи, внимания, воображения, мышления детей в процессе обучения (Л.В. Занков). (Слайд №8).
Для того, чтобы планомерно управлять учебными действиями, учителю необходимо научиться составлять учебные задания так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и планируемым результатам обучения. Так, например, я использую пять типов заданий, в которых каждая последующая группа включает в себя операционный состав предыдущих групп: (Слайд 9)
- Задания, требующие воспроизведения данных
- Задания, требующие применения мыслительных операций
- Задания, требующие применения мыслительных действий
- Задания, требующие сообщения данных
- Задания, требующие творческой мыслительной деятельности
Вот некоторые из них. (Слайды 10,11,12)
Задания на развитие внимания учащихся:
Задания на развитие воображения учащихся (химические сочинения , сказки, конструирование и моделирование некоторых химических объектов)
Страшная история о том, как химическая реакция не хотела идти и как был нарушен один из законов математики
Два ученика – Коля и Толя – получили гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (III).
Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (III). Он очень удивился, увидев абсолютно прозрачный раствор без малейших признаков осадка.
Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавлял к ней по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что все равно ничего не получится (ведь от перемены слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (III).
Пришла Оля и добавила в пробирку Коли немного соляной кислоты: в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля и Толя. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело и написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения реакций, которые провели Коля, Толя и Оля.
Большое место в процессе в преподавании занимает использование проблемного обучения.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. (Слайд 13)
Использую: проблемное изложение, поисковую (эвристическую) беседу, самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность. (Слайд 14, 15, 16)