Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- Образовательные:
продолжить формирование представлений и знаний о полезных ископаемых, практическим путем определить свойства металлов, познакомить учащихся с понятиями: “руда”, “рудные и “нерудные” полезные ископаемые, “цветные, черные металлы”. - Развивающие:
- Воспитательные:
продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, способствовать формированию информационной культуры учащихся при работе с различными источниками информации, компьютерными программами: Smart Notebook; Power Point; стимулировать любознательность и познавательный интерес.
формирование коммуникативной культуры.
Учебно-наглядный комплекс: Smart – доска, учебник 5 класса “Природа. Неживая и Живая.”, автор Пакулова В.М., Иванова Н.В. “Природа. Неживая и Живая”, М.: Дрофа, 2000г. – 208 с., магниты, металлические пластины из меди, железа, алюминия; денежные монеты; металлическая проволока, кусочки мела; Smart – доска. Приложение со слайдами.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в учебных парах.
План урока
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа.
- Итоги урока.
Ход урока
1 этап. Актуализация знаний
Цель этапа:
а) организация повторения учащимися ранее изученного материала; Тема:
“Строение земной коры”;
б) включить школьников в совместную деятельность по определению темы,
целей учебного занятия, способов деятельности.
Учитель: Курс Природоведения 5 класса посвящен изучению оболочек Земли.
– Какие оболочки вы знаете? (Гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера).
– С помощью интерактивной доски, вспомним какое внутреннее строение, имеет литосфера. (Один ученик работает по заданию слайда 2).
Учитель: Согласны ли вы с утверждением?
– Горные породы – составная часть земной коры.
Предполагаемый ход рассуждений учащихся:
– формулируют понятие “горные породы”
– какая взаимосвязь существует между горными породами и минералами?
– вспоминают виды горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.
– проверяют задание слайда 2.
Слайд 2.
(Ответ: 1 – земная кора – 5–80 км ; 2 – мантия – 2900 км.; 3 – внешнее ядро – 5500км.; 4 – внутреннее ядро – 6371км)
Работа со слайдом 3 (все объекты перемещаются маркером)
– один ученик выполняет практическое задание у доски, находит соответствующее изображение пород;
– учащиеся в тетрадях составляют схемы образования осадочных и магматических пород, работая с содержанием слайда.
Слайд 3.
Ответ:
Осадочные породы – обломки пород – формирование слоев – процесс накопления– уплотнение отложений – примеры: известняк, мел, гипс;
Учитель и учащиеся проверяют схемы образования осадочных горных пород.
Для проверки схемы образования магматических пород, к доске приглашается ученик (работа со слайдом 4)
Учащиеся в тетрадях записывают цифры, соответствующие схеме образования магматических пород. Магматические породы – извержение вулкана – образование потоков лавы – магма – примеры: гранит, базальт
Слайд 4.
Ответ: 5-4-3-6-1-2
Учитель: С какой цель человек изучает внутреннее строение Земли, горные породы?
(При работе с данным слайдом 5 возможно 2 варианта):
- учитель открывает “невидимую” шторку с ответами;
- учитель записывает ответы учащихся, не показывая текст.
Слайд 5.
2 этап урока – Изучение нового материала
При обсуждении вопроса, учитель подводит учащихся к теме урока: “Полезные ископаемые. Металлы”– Слайд 6.
Учитель: Как вы понимаете тему урока? Что вам известно о полезных ископаемых? Давайте, составим план изучения темы, какие вопросы необходимо рассмотреть сегодня на уроке?
Предполагаемый ответ:
– Определить: что такое полезные ископаемые? Чем они отличаются друг от друга?
– Выявить свойства полезных ископаемых, металлов.
– Узнать, как человек использует полезные ископаемые?
– Какие полезные ископаемые есть на территории Алтайского края?
– другое….
Слайд 6.
Слайд 7.
При работе со слайдом:
1 шаг – учащиеся самостоятельно формулируют и записывают определение в тетрадях.
2 шаг – учитель с учащимися обсуждают результаты работы.
3 шаг – учитель открывает “шторку”, уточняет определение, дает возможность ученикам, испытывающим затруднение в решении данного вопроса получить подсказку.
Слайд 7.
После обсуждения данного вопроса, учитель проводит валеологическую минутку.
Валеологическая минутка (гимнастика для глаз)
Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась
Ты молодец!
Учитель: Рассмотреть свойства полезных ископаемых нам поможет учебник. Работа организуется по вариантам.
Слайд 8.
Для работы у доски поочередно вызываются 2 ученика. Вместе с классом проверяют результаты работы, делают вывод о том, что все полезные ископаемые, в зависимости от происхождения делятся, на рудные – металлы и нерудные – неметаллы. Обладают разными свойствами.
Ответ:
1 вариант:
– руда – природное образование…
– из рудных п/иск. получают металлы;
– выделяют руды черных и цветных металлов;
– магматическое происхождение;
– медь, алюминий, цинк и др.
2 вариант
– не содержат руды металлов (неметаллы);
– осадочное происхождение;
– широкий спектр использования (многообразие свойств);
– “соли плодородия”;
Учитель предлагает учащимся распределить полезные ископаемые по группам.
(Слайд 9). Учащиеся с помощью маркера переносят изображения рудных и нерудных полезных ископаемых в соответствующие колонки в схеме слайда.
Слайд 9.
Ответ:
Рудные полезные ископаемые: бурый железняк, ртутная руда, ртуть, золото, боксит;
Нерудные полезные ископаемые: торф, сера, каменная соль, уголь.
Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, которые были сформулированы в процессе целеполагания. Акцентирует внимание на изучении полезных ископаемых Алтайского края.
В рамках данного урока, учитель ставит цель: познакомить учащихся с историей освоения полезных ископаемых, более подробное изучение данного вопроса предполагается в курсе “География Алтайского края”
Сообщение ученика по теме: “История освоения полезных ископаемых на территории Алтайского края”. (При прослушивании доклада учащиеся фиксирую в тетради названия полезных ископаемых, характерных для Алтайского края)
3 этап урока – Практическая работа (Слайд 10)
Цель: Определить свойства металлов, выявить различия между черными и цветными металлами.
Учитель: Объясняет особенности выполнения практической работы “в парах”, знакомит с необходимым оборудованием, которое есть у каждой пары на столе.
Определяет цель практической работы: используя методы: описания, сравнения, исследования, наблюдения, определите свойства черных и цветных металлов, выводы оформите в тетрадь.
Слайд 10.
Ход работы:
1 шаг – Рассмотрите металлические пластины, металлическую проволоку. Опишите их свойства.
(твердые тела; имеют: разный цвет, характерный блеск, деформируются при силовом воздействии)
Учитель: по тексту учебника (страница 111, параграф №28), найдите недостающие свойства металлов.
Учащиеся дополняют свойства: ковкость, тягучесть, теплопроводность, способность плавиться при изменении температуры
2 шаг – Сравните кусочек мела с изделием из металла.
Какие выводы можно сделать? По чему у них разные свойства?
а) мел крошится, растворяется в воде, образуя взвесь, не обладает блеском;
б) разные свойства объясняются, тем, что мел относится к осадочным породам, а
металлы к магматическим.
3 шаг – Возьмите монеты по 10 копеек разных годов выпуска, металлические пластины из разных металлов. Используя магнит, проделайте опыт. Расскажите о своих наблюдениях.
Примечание: Монеты достоинством 10 копеек в зависимости от года выпуска либо притягиваются магнитом, либо нет. Это объясняется свойствами металла, из которого они произведены.
Вывод: Черные металлы (чугун) притягиваются магнитом, цветные (медь, алюминий) этим свойством не обладают.
4 этап. Подведение итогов урока.
Вопросы для обсуждения:
– Почему человек использует разные металлы?
– Какое биологическое значение имеют металлы?
(Содержание железа в организме человека влияет на его физическое состояние.)
– Учитель проверяет конспекты учащихся, выставляет оценки за урок.
Домашнее задание (Слайд 11): подготовить информацию о драгоценных и поделочных камнях, параграф № 28