Проект урока по теме "Полезные ископаемые. Металлы". 5-й класс, курс "Природоведение"

Разделы: География

Класс: 5


Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  • Образовательные:
    продолжить формирование представлений и знаний о полезных ископаемых, практическим путем определить свойства металлов, познакомить учащихся с понятиями: “руда”, “рудные и “нерудные” полезные ископаемые, “цветные, черные металлы”.
  • Развивающие:
    продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, способствовать формированию информационной культуры учащихся при работе с различными источниками информации, компьютерными программами: Smart Notebook; Power Point; стимулировать любознательность и познавательный интерес.
  • Воспитательные:
    формирование коммуникативной культуры.

Учебно-наглядный комплекс: Smart – доска, учебник 5 класса “Природа. Неживая и Живая.”, автор Пакулова В.М., Иванова Н.В. “Природа. Неживая и Живая”, М.: Дрофа, 2000г. – 208 с., магниты, металлические пластины из меди, железа, алюминия; денежные монеты; металлическая проволока, кусочки мела; Smart – доска. Приложение со слайдами.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в учебных парах.

План урока

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Практическая работа.
  4. Итоги урока.

Ход урока

1 этап. Актуализация знаний

Цель этапа:

а) организация повторения учащимися ранее изученного материала; Тема: “Строение земной коры”;
б) включить школьников в совместную деятельность по определению темы, целей учебного занятия, способов деятельности.

Учитель: Курс Природоведения 5 класса посвящен изучению оболочек Земли.

– Какие оболочки вы знаете? (Гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера).

– С помощью интерактивной доски, вспомним какое внутреннее строение, имеет литосфера. (Один ученик работает по заданию слайда 2).

Учитель: Согласны ли вы с утверждением?

Горные породы – составная часть земной коры.

Предполагаемый ход рассуждений учащихся:

– формулируют понятие “горные породы”

– какая взаимосвязь существует между горными породами и минералами?

– вспоминают виды горных пород: магматические, осадочные, метаморфические.

– проверяют задание слайда 2.


Слайд 2.

(Ответ: 1 – земная кора – 5–80 км ; 2 – мантия – 2900 км.; 3 – внешнее ядро – 5500км.; 4 – внутреннее ядро – 6371км)

Работа со слайдом 3 (все объекты перемещаются маркером)

– один ученик выполняет практическое задание у доски, находит соответствующее изображение пород;

– учащиеся в тетрадях составляют схемы образования осадочных и магматических пород, работая с содержанием слайда.


Слайд 3.

Ответ:

Осадочные породы – обломки пород – формирование слоев – процесс накопления– уплотнение отложений – примеры: известняк, мел, гипс;

Учитель и учащиеся проверяют схемы образования осадочных горных пород.

Для проверки схемы образования магматических пород, к доске приглашается ученик (работа со слайдом 4)

Учащиеся в тетрадях записывают цифры, соответствующие схеме образования магматических пород. Магматические породы – извержение вулкана – образование потоков лавы – магма – примеры: гранит, базальт


Слайд 4.

Ответ: 5-4-3-6-1-2

Учитель: С какой цель человек изучает внутреннее строение Земли, горные породы?

(При работе с данным слайдом 5 возможно 2 варианта):

  1. учитель открывает “невидимую” шторку с ответами;
  2. учитель записывает ответы учащихся, не показывая текст.


Слайд 5.

2 этап урока – Изучение нового материала

При обсуждении вопроса, учитель подводит учащихся к теме урока: “Полезные ископаемые. Металлы”– Слайд 6.

Учитель: Как вы понимаете тему урока? Что вам известно о полезных ископаемых? Давайте, составим план изучения темы, какие вопросы необходимо рассмотреть сегодня на уроке?

Предполагаемый ответ:

– Определить: что такое полезные ископаемые? Чем они отличаются друг от друга?

– Выявить свойства полезных ископаемых, металлов.

– Узнать, как человек использует полезные ископаемые?

– Какие полезные ископаемые есть на территории Алтайского края?

– другое….


Слайд 6.


Слайд 7.

При работе со слайдом:

1 шаг – учащиеся самостоятельно формулируют и записывают определение в тетрадях.

2 шаг – учитель с учащимися обсуждают результаты работы.

3 шаг – учитель открывает “шторку”, уточняет определение, дает возможность ученикам, испытывающим затруднение в решении данного вопроса получить подсказку.


Слайд 7.

После обсуждения данного вопроса, учитель проводит валеологическую минутку.

Валеологическая минутка (гимнастика для глаз)

Рисуй глазами треугольник
Теперь его переверни
Вершиной вниз
И вновь глазами
Ты по периметру веди
Рисуй 8 вертикально
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись!
Глаза открываем мы, наконец!
Зарядка окончилась
Ты молодец!

Учитель: Рассмотреть свойства полезных ископаемых нам поможет учебник. Работа организуется по вариантам.


Слайд 8.

Для работы у доски поочередно вызываются 2 ученика. Вместе с классом проверяют результаты работы, делают вывод о том, что все полезные ископаемые, в зависимости от происхождения делятся, на рудные – металлы и нерудные – неметаллы. Обладают разными свойствами.

Ответ:

1 вариант:

– руда – природное образование…
– из рудных п/иск. получают металлы;
– выделяют руды черных и цветных металлов;
– магматическое происхождение;
– медь, алюминий, цинк и др.

2 вариант

– не содержат руды металлов (неметаллы);
– осадочное происхождение;
– широкий спектр использования (многообразие свойств);
– “соли плодородия”;

Учитель предлагает учащимся распределить полезные ископаемые по группам.

(Слайд 9). Учащиеся с помощью маркера переносят изображения рудных и нерудных полезных ископаемых в соответствующие колонки в схеме слайда.


Слайд 9.

Ответ:

Рудные полезные ископаемые: бурый железняк, ртутная руда, ртуть, золото, боксит;

Нерудные полезные ископаемые: торф, сера, каменная соль, уголь.

Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, которые были сформулированы в процессе целеполагания. Акцентирует внимание на изучении полезных ископаемых Алтайского края.

В рамках данного урока, учитель ставит цель: познакомить учащихся с историей освоения полезных ископаемых, более подробное изучение данного вопроса предполагается в курсе “География Алтайского края”

Сообщение ученика по теме: “История освоения полезных ископаемых на территории Алтайского края”. (При прослушивании доклада учащиеся фиксирую в тетради названия полезных ископаемых, характерных для Алтайского края)

3 этап урока – Практическая работа (Слайд 10)

Цель: Определить свойства металлов, выявить различия между черными и цветными металлами.

Учитель: Объясняет особенности выполнения практической работы “в парах”, знакомит с необходимым оборудованием, которое есть у каждой пары на столе.

Определяет цель практической работы: используя методы: описания, сравнения, исследования, наблюдения, определите свойства черных и цветных металлов, выводы оформите в тетрадь.


Слайд 10.

Ход работы:

1 шаг – Рассмотрите металлические пластины, металлическую проволоку. Опишите их свойства.

(твердые тела; имеют: разный цвет, характерный блеск, деформируются при силовом воздействии)

Учитель: по тексту учебника (страница 111, параграф №28), найдите недостающие свойства металлов.

Учащиеся дополняют свойства: ковкость, тягучесть, теплопроводность, способность плавиться при изменении температуры

2 шаг – Сравните кусочек мела с изделием из металла.

Какие выводы можно сделать? По чему у них разные свойства?

а) мел крошится, растворяется в воде, образуя взвесь, не обладает блеском;
б) разные свойства объясняются, тем, что мел относится к осадочным породам, а металлы к магматическим.

3 шаг – Возьмите монеты по 10 копеек разных годов выпуска, металлические пластины из разных металлов. Используя магнит, проделайте опыт. Расскажите о своих наблюдениях.

Примечание: Монеты достоинством 10 копеек в зависимости от года выпуска либо притягиваются магнитом, либо нет. Это объясняется свойствами металла, из которого они произведены.

Вывод: Черные металлы (чугун) притягиваются магнитом, цветные (медь, алюминий) этим свойством не обладают.

4 этап. Подведение итогов урока.

Вопросы для обсуждения:

– Почему человек использует разные металлы?

– Какое биологическое значение имеют металлы?

(Содержание железа в организме человека влияет на его физическое состояние.)

– Учитель проверяет конспекты учащихся, выставляет оценки за урок.

Домашнее задание (Слайд 11): подготовить информацию о драгоценных и поделочных камнях, параграф № 28