Урок-исследование по теме "Закон Ома". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель:

  • Раскрыть особенности зависимости силы тока на участке цепи от напряжения на концах этого участка и его сопротивления. Вывести формулу закона Ома.
  • Продолжить развитие экспериментальных умений и навыков, умений грамотно оценивать результаты эксперимента, закрепить практические навыки работы с электроизмерительными приборами.
  • Развивать коммуникативные навыки, творческий потенциал и познавательную активность, учить самостоятельно приобретать знания.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения: Частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

  1. ЦОР – Электронные уроки и тесты. Физика. “Электричество”.
  2. Отдельно на столе – компьютер, проектор., цифровая лаборатория “Архимед”
  3. На столах учеников – батарейка, выключатель, амперметр, 2 резистора (1, 2 Ом), соединительные провода.
  4. У каждого ученика лист самооценки, инструкция к экспериментальному заданию, тест.

Ход урока

I. Орг. момент. (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности уч-ся к уроку.

II. Актуализация знаний. (5–7 мин)

Разгадайте анаграммы и найдите лишнее понятие в каждом столбце

При выполнении заданий вы будете оценивать каждое выполненное задание и в конце урока сами себя оцените.

(Задание на развитие мышления уч-ся, неоднозначные ответы приводят к повторению пройденного материала.)

1. пинжяренае
тольтеврм
тюньон
львот
2. илса отак
мерапермт
кроссоть
памер
3. просоитлевнеи
меморт
самса
мо

 Ответы:

  1. Напряжение, вольтметр, ньютон, вольт Лишнее слово Ньютон, остальные понятия относятся к напряжению. Дайте определение напряжения. Какой буквой обозначается напряжение, единицы измерения напряжения. Как и чем измеряют эту величину.
  2. Сила тока, амперметр, время, ампер. Лишнее слово время, остальные величины связаны с определением силы тока. Дайте определение силы тока. Какой буквой обозначается сила тока, единицы измерения силы тока. Как и чем измеряют эту величину?
  3. Сопротивление, омметр, масса, Ом. Лишнее слово масса, остальные понятия относятся к сопротивлению. Какой буквой обозначается сопротивление, единицы измерения сопротивления.

III. Изучение нового материала. (25 мин)

Что общего в анаграммах? (В них даны термины, относящиеся к электрическому току.) Знаете ли вы, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи, от сопротивления этого участка. (Уч-ся предполагают). Давайте вместе сформулируем цели урока.

(Установить зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Научиться применять полученные знания к решению задач.)

Впервые в 1827 году, эту зависимость установил немецкий ученый Георг Ом.

Тема урока. Закон Ома для участка цепи.

Наша дальнейшая работа будет проходить под девизом:

Знания, не рожденные опытом,
бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи.

Выполнение экспериментального задания.

1-е экспериментальное задание. (Все уч-ся выполняют самостоятельно)

Цель: Установить на опыте зависимость силы тока от сопротивления.

Из предложенного оборудования зарисуйте схему цепи. Проверьте правильность составленной схемы. (1 балл)

Соберите по схеме эл. цепь. (правильность собранной цепи проверит учитель).

Заполните таблицу, меняя в ходе опыта резисторы.

Сопротивление участка, Ом 1 Ом 2 Ом
Сила тока, А ? ?

(2 балла.)

По результатам эксперимента сделайте вывод.

Увеличивая сопротивление участка цепи сила тока ….

(всего 3 б.)

2-е экспериментальное задание, выполняют те уч-ся, которые выполнили 1-е эксп. задание. (Один уч-ся на компьютере, 3 уч-ся с цифровой лабораторией “Архимед”).

ППС 1-го уровня усвоения: демонстрационные и иллюстративные материал “Физика в школе. Электронные уроки и тесты” Электрическое поле.

Урок 5, стр.2

Цель: Установить на опыте зависимость силы тока от напряжения.

(Проведение анимационной интерактивной модели физ. опыта.)

(2 балла.)

По результатам эксперимента сделайте вывод.

Увеличивая напряжение в цепи, сила тока….

Цифровая лаборатория “Архимед”.

Цель: Установить на опыте зависимость напряжения от силы тока.

(2 балла.)

По результатам опыта сделайте вывод.

Уменьшая (увеличивая) силу тока в цепи, напряжение на концах этого участка (уменьшается, увеличивается)

По окончании работы результаты опытов обсуждаются.

Какие выводы вы сделали по результатам опытов?

Впервые к такому выводу пришел немецкий ученый, школьный учитель Георг Ом в 1827 году. И закон носит его имя.

Формула и формулировка закона Ома.

(Фронтальная работа с формулой закона.) Как выразить из формулы закона Ома напряжение, сопротивление? Уч-ся выполняют задание. (За каждую верно выраженную формулу 1 балл, всего 2 балла.)

Задание: по данным опыта постройте график зависимости I(U)

Урок 5, стр. 3

IV. Первичное закрепление и коррекция знаний. (5 мин)

Заполните таблицу.(На экране выведен слайд с таблицей, уч-ся заполняют пропуски, один уч-ся на компьютере.) Проверка на экране.

(За каждый верный ответ в таблице – 1 балл, всего 3 балла.)

Если уч-ся допустили ошибки в заполнении таблицы разобрать их.

Коррекция знаний.

Работа с формулой закона Ома. Из закона Ома следует, что R = U/I

Можно ли утверждать, что сопротивление участка цепи прямо пропорционально напряжению на концах этого участка, и обратно пропорционально силе тока? (уч-ся высказывают свое мнение)

V. Проверка уровня усвоения нового материала. (5 мин)

Итоговый тест. (За каждый верный ответ 1 балл, всего 3 балла.)

VI. Итог урока.(1 мин)

Подсчитайте количество баллов за урок. Оцените свою деятельность на уроке.

Если вы набрали:

14–17 баллов – оценка “5”
10–13 баллов – оценка “4”
7–9 баллов – оценка “3”

VII. Д/З (2 мин) 44, стр. 100–102, упр. 19 (1–3) Желающие –

  1. Сообщение с презентацией “Как Ом открыл свой закон”.
  2. Сочинение на тему “Почему необходимо изучать закон Ома”

VIII Рефлексия. (1 мин)

Если была бы возможность, то я выполнял бы экспериментальное задание:

  • С обычным физическим оборудованием
  • С использованием цифровой лаборатории “Архимед”
  • С интерактивными моделями на компьютере.

В Приложении: лист самооценки, примеры заданий, тест.