Конспект логопедического занятия "Дифференциация написания разделительного и твердого знаков"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • учить дифференциации написания разделительно Ь и разделительного Ъ;
  • развивать фонематическое восприятие, память, мышление, воображение;
  • расширять словарный запас прилагательных по теме «Зима»;
  • воспитывать бережное отношение к лесу, животным, птицам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Садиться тот, кто назовет 2 слова с разделительным Ь и 1 слово с разделительным Ъ.
– Какое сегодня число? Какое время года? А вы знаете, что если сегодня утро красное – то быть февралю ясным; если у солнца «уши» выросли –  холодам; если солнце в кругу – к снегу.
– Ребята, кто из вас догадался, куда мы сегодня отправимся? Подсказка – стихотворение.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С. Есенин)

– Какой это лес?

 (Открывается доска, на которой изображен лес – все следы перепутаны, написаны неправильно, лиса сидит в дупле дерева, белка – в норе лисы, в берлоге – злой медведь).

– Давайте заглянем в лес. Что же в нем произошло?

2. Сообщение темы и целей занятия

– Вот перед нами лес. Вам нравится этот лес? Посмотрите внимательно, что не так в этом лесу?
– Только ли животные перепутались в лесу? Этот лес волшебный – в нем живут не только животные и птицы, но и слова. Это лес орфографический.
– Чтобы узнать, что произошло в лесу, прочитайте письмо сороки: «Всем! Всем! Всем! В зимнем лесу переполох, большое несчастье. Метель и вьюга всё заколдовали, перепутали, замели. Помогите!»
–  Поможем лесным жителям? Все вернется на свои места, если вы сможете исправить ошибки. Посмотрите внимательно, какие ошибки есть в лесу?  (правописание разделительного Ь и Ъ).
– Чтобы правильно писать разделительный Ь и разделительный Ъ – нужно повторить правила.
(На доске схема написания разделительного Ь и Ъ знаков).
– Что общего в написании? В чем отличия?

3. Игра «Фотоохотники» (развитие памяти) – работа на уровне слова

– В лесу, прежде всего, нужно разобраться, чьи следы видны на следу. Сейчас вы будете фотоохотниками.
– Правильно ли написаны названия следов? Почему? (исправление ошибок в написании слов)
– Запомните, чьи следы вы видите на снегу. Запишите в тетради.
– Какая орфограмма в этих словах. Обозначьте орфограммы.

4. Игра-тренажер

– Посмотрите внимательно, навели ли мы порядок в лесу? Что еще в беспорядке? (Лису и белку посадить на места).
– Какой медведь изображен в берлоге? (Разъяренный). Как понимаете слово «разъяренный», какими словами можно заменить это слово? Почему он разъярен? (Его разбудили). Кто его разбудил? Составьте предложение с этим словосочетанием. (Запись предложения в тетрадь).
– Ну вот медведь подобрел и предлагает поиграть с ним. (работа за компьютерамиПриложение 1).
– Как нужно вести себя в зимнем лесу? Почему?

5. Дифференциация написания разделительного Ь и Ъ в тексте

– Все ли ошибки исправили? Навели порядок в лесу? В благодарность за помощь сказочный зимний лес дарит вам подарки – рассказы о лесе. Но здесь тоже успели побывать метель и вьюга – некоторые слова написаны неправильно. Исправьте ошибки.

Проъбушевала мьетел. Стоит заъвороженный чарами зимы молчаливый вьтязь в хвойной кольчугье. Деревъя оцепенели в зимнем сне. Съверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимньем уъборе!

6. Итог занятия

Игра «Хочу получить 5»

Каждому ребенку предлагается выбрать карточку со словом и исправить ошибки (слова: льиси следы, вороне гньездо, обьедки и др.). Кроме того, на одной из карточек написана цифра 5, ребенок, выбравший данную карточку, 5 получает автоматически.

«Лесенка успеха»