Цель: способствовать развитию познавательного интереса в области покорения космоса.
Задачи:
- развитие творческих способностей учащихся, внимания, памяти, любознательности, находчивости;
- расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;
- воспитание патриотических чувств, чувства товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
ХОД ИГРЫ
Зал оформлен в виде космического
пространства: звёзды, созвездия, планеты, фото
космонавтов и космических кораблей.
Ведущий сообщает, что играющие – инопланетяне,
прилетевшие на двух космических кораблях. Их
задача внедриться в ряды людей, но для этого надо
пройти космическое тестирование. Выбирается
Галактическая комиссия для оценки экзаменуемых.
Все вопросы, задания разделены на несколько
разделов:
- Земля – планета Солнечной системы.
- Из истории космонавтики
- Оболочки Земли. Рельеф.
- «Что за числа?»
- Растительный мир Земли.
- Животный мир Земли.
- Исследования Земли.
- Изображение явления Солнечной системы.
В каждом разделе вопросы и задания трёх уровней
сложности. Экипажи выбирают их произвольно и
получают соответствующие баллы (звёздочки)
Степень сложности III – 10 звёздочек.
Степень сложности II – 5 звёздочек.
Степень сложности I – 3 звездочки.
Тот экипаж, чья очередь выбирает уровень и делает
попытку ответа. Если попытка удалась, то другой
команде остаётся выбирать из двух. Если не
удалась, то вторая отвечает на выбранный первой
командой вопрос.
– Галактическая комиссия экспертов готова? Экипажи готовы? Начинаем! В иллюминаторе Земля.
1. Земля – планета Солнечной системы.
Сложность I.
* В каком случае высота светит над горизонтом не
меняется в течение суток? (Когда наблюдатель
находится на одном из полюсов Земли).
Сложность II.
*Можно ли находясь на Луне, наблюдать лунные
полярные сияния? (Нет, так как на Луне нет
атмосферы).
Сложность III. Если…, то…
*Если бы Солнца не было, то… (На Земле был бы лютый
холод, Земля не вращалась вокруг Солнца);
*Если бы Земля находилась от Солнца на расстоянии
149 млн. км, то… (Она и находится на расстоянии
примерно 149 млн. км.).
2. Из истории космонавтики.
Сложность I.
*Кто из учёных нашей страны является
основоположником космонавтики? (Константин
Эдуардович Циолковский, выдающийся
исследователь, крупнейший учёный в области
воздухоплавания, авиации и космонавтики)
Сложность II.
*Выдающийся конструктор ракетно – космических
систем. (Сергей Павлович Королёв).
Сложность III
* Почему Г.Титов был занесён в Книгу рекордов
Гиннеса? (Самый молодой космонавт планеты: когда
он полетел в космос, ему ещё не исполнилось и 26
лет.)
*Первая высадка человека в открытое космическое
пространство (18 марта 1965 года, А. Леонов)
*Первый запуск искусственного спутника Земли?
(4 октября 1957 года)
3. Оболочки земли. Рельеф
Сложность I.
*Какую форму имеет Земля? (Форму сфероида
вращения или эллипсоида с небольшим сжатием).
Сложность II.
*Почему вулканы называют так? (В Древнем Риме
почитали бога огня, которого называли Вулкан и
который жил под землёй).
Сложность III. Кто?
*…предположил, что Земля круглая. А не плоская?
(Пифагор и Аристотель);
*…доказал, что Земля не идеальный шар? (И. Ньютон);
*…доказал, что Земля движется вокруг Солнца?
(Н.Коперник);
*… американский астронавтв 1969 голу 21 июля
становится первым человеком, ступившим на Луну
(Нейл Армстронг).
4. «Что за числа?» Экипажи пытается догадаться, что означают эти числа. Затем ведущий поясняет записанные числа, называет единицы измерения.
Сложность I.
5500 (градусов). (Температура на
поверхности Солнца)
Сложность II.
25-36 (дней). (Период вращения
Солнца вокруг собственной оси)
Сложность III.
*149 597 893 (км). (Расстояние от Земли
до Солнца)
*9460 (млрд. км). (Расстояние, проходимое
светом за год)
* 384400 (км.). (Расстояние от Земли до Луны)
5. Растительный мир Земли
Сложность I.
*Моё русское название происходит от
древнерусского слова коприна – шёлк. Из многих
стеблей получали волокно для выработки тканей.
Даже в сказках об этом говорится. Из чего Эльза
плела рубашки для своих братьев – диких лебедей?
(Крапива)
Сложность II.
*У этого растения прямой стебель, несущий
цветок. Название дано за сходство плода – ягоды
– с глазом вороны. (Вороний глаз)
Сложность III.
*Корневище этого растения живёт самое большое
двадцать один год. Первый раз это растение цветёт
в возрасте семи лет, а к десяти – двенадцати
годам растение утрачивает эту способность.
Корневища образуют ежегодно новые листья, а
цветоносы только через два-три года. Вот и
получается, что за свою длинную жизнь это
растение цветёт всего 2-3 раза. А цветы этого
растения превращаются в красные ягоды. Только их
нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! (Ландыш)
*У меня есть одна удивительная способность. Я
могу предсказывать погоду. В сырую погоду мои
корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую
погоду я раскрываю корзиночки между пятью и
шестью часами утра и закрываю около трёх часов
дня. В народе это моё свойство заметили давно, обо
мне говорят:
Глазок золотой на солнце глядит.
Так солнце нахмурится.
Глазок прищурится (Одуванчик)
*Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если его поискать – найдёшь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришёл он в сады и парки. (Анютины глазки).
6. Животный мир Земли
Сложность I.
*Как называют летних зайчат? («Настовиками»).
Информация: «травниками» называют
летних зайчат, а осенних называют
«листопадниками».
Сложность II.
*Зачем зайцу большие уши? (Чтобы не перегреться)
Сложность III.
*Зачем страус голову в песок прячет? (Освобождается
от паразитов)
*Сколько перьев у птиц? (Более десяти тысяч)
*Кто самый маленький среди млекопитающих. (Летучая
мышь)
7. Исследования Земли
Сложность I.
*Что произошло 12 апреля 1961 года? (Впервые в мире на
космическом корабле “Восток” совершил полет
первый космонавт планеты. Им был наш гражданин
Юрий Алексеевич Гагарин)
Сложность II.
*В 1768-1771 гг. и в 1772-1775 гг. один великий
путешественник совершил два кругосветных
путешествия. Его имя и сейчас на слуху у многих.
Кто он? (Дж. Кук).
Сложность III.
*Кто и когда открыл Южный полюс? (Р. Амундсен в 1911
году)
*Кто из учёных нашей страны является
основоположником космонавтики? (Константин
Эдуардович Циолковский, выдающийся
исследователь, крупнейший учёный в области
воздухоплавания, авиации и космонавтики.)
*Первая из женщин в мире совершила свой
исторический полёт в космос. Продолжительность 2
суток 22 часа 50 минут. (16 июня 1963 года Валентина
Терешкова)
8. Изображение явления Солнечной системы.
Задача команд изобразить то, что написано на карточках, остальные должны угадать что это. После выступления каждой группы ведущий говорит пару слов об этом явлении.
Сложность I.
Падение метеорита. (Слово ведущего,
после показа – Звезды с массой в 120 раз больше
нашего Солнца просто не могут существовать. Они
бы взорвались под воздействием собственного
излучения.)
В нашей Галактике около 200 млрд. звезд. Каждый
день на поверхность Земли падает около 1 тонны
метеоритов.
Сложность II.
Вращение земли вокруг Солнца. (Слово
ведущего, после показа – Скорость вращения Земли
вокруг своей оси 1674 км/ч, а скорость вращения
Земли вокруг Солнца – 107180 км/ч.)
Сложность III.
Солнце и Сатурн (Слово ведущего, после
показа – Возраст Солнца 4,6 млрд. лет.
Продолжительность “жизни” Солнца – 13 млрд. лет.
Температура ядра Солнца – 15.000.000 С.)
Итог
Подведение итогов игры-соревнования галактической комиссии экспертов, награждение экипажей.