Пояснительная записка к элективному курсу «Учимся играя»
Элективный курс “Учимся играя” предназначен
для учащихся 7-8 класса, который
компенсируетнедостатки обучения по математике,
дополняет и углубляет базовое предметное
образование.
Математику многие любят за ее вечные истины:
дважды два всегда четыре, сумма четных чисел
чётна, а площадь прямоугольника равна
произведению его смежных сторон. В любой задаче,
которую вы решали на уроках математики, у всех
получался один и тот же ответ – нужно было только
не делать ошибок в решении.
Реальная жизнь не так проста и однозначна. Исходы
многих явлений заранее предсказать невозможно,
какой бы полной информацией о них мы ни
располагали. Нельзя, например, сказать наверняка,
какой стороной упадет подброшенная вверх монета,
когда в следующем году выпадет первый снег или
сколько человек в городе захотят в течение
ближайшего часа позвонить по телефону. Такие
непредсказуемые явления называются случайными
и изучаются в специальном разделе математики – теория
вероятностей. С ее помощью можно с большей
степенью уверенности (но все равно не наверняка!)
предсказать и дату выпадения первого снега, и
количество телефонных звонков.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы,
банковские кредиты и страховые полисы, таблицы
занятости и диаграммы социальных опросов, и даже
сводки погоды в газетах сообщают о том, что
«завтра ожидается дождь с вероятностью 40%»,
оставляя нас в полной растерянности: брать ли
зонтик? Все это требует от нас минимальных знаний
теории вероятностей.
Цель: формирование вероятностного мышления у школьников посредством игровых форм.
Задачи:
- Разработать содержание курса, включающего статистические исследования.
- Разработать учебный процесс, включающий интеграцию математики с другими предметами.
- Создать условия для формирования вероятностного мышления и целостной картины мира у школьников.
- Сформировать у школьников представление о статистическом исследовании.
- Сформировать умение планировать собственную деятельность при решении жизненных задач.
- Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их.
Объект: учебный процесс элективного курса “Учимся играя”.
Предмет: умения и навыки учащихся при прохождении курса.
Данный курс изучает вопросы, связанные с
осознанием соотношения понятий вероятностей и
достоверностей, проблемой выбора наилучшего из
нескольких вариантов решения, оценкой степени
риска и шансов на успех, представлением о
справедливости и не справедливости в играх и в
реальных жизненных коллизиях.
Современная физика, химия, биология, демография,
социология, лингвистика, философия, весь
комплекс социально-экономических наук
развиваются на вероятно-статистической базе. И,
наконец, роль комбинаторики коренным образом
изменилась с появлением компьютеров: она
превратилась в область находящуюся на
магистральном пути развития науки.
Календарно-тематический план курса (полная версия – 34 часа.)
№ | Тема | Часы |
1 | Введение | 1 |
2 | Случайные события | 2 |
3 | Что вероятнее? | 1 |
4 | Как сравнивать события?* | 2 |
5 | Эксперименты со случаем | 2 |
6 | Куда стремятся частоты? | 4 |
7 | Всегда ли нужно бросать монету? | 1 |
8 | События элементарные и не очень | 2 |
9 | Вероятность и комбинаторика | 5 |
10 | Урок – зачет “Счастливый случай” | 1 |
11 | Случайные числа и компьютер | 3 |
12 | Точка тоже бывает случайной | 2 |
13 | Вероятностное пространство* | 3 |
14 | Сколько изюма в булке и сколько рыб в пруду? | 2 |
15 | Исследовательская работа (проект) | 3 |
Итого: 34 часа
Основное содержание курса:
- Реклама курса и информационная подготовка.
- Случайные события. Невозможные события. Достоверные события. Исход.
- Вероятностная шкала. Сравнение шансов.
- Разбор задач с помощью вероятностной шкалы.
- Абсолютная и относительная частота. Гистограмма.
- Статистическое определение вероятности. Построение диаграмм, графиков. Проведение экспериментов.
- Классическое определение вероятности. Равновозможные исходы. Благоприятные исходы. Вероятность случайного события. Определение Лапласа.
- Исходы случайного эксперимента. Элементарные события.
- Подсчет шансов в многоэтапных экспериментах. “Выбор без возвращения”. “Выбор с возвращением”. Сочетания. Размещение.
- Урок – зачет “Счастливый случай”.
- Моделирование случайных экспериментов. Таблица случайных чисел. Датчик случайных чисел. Перестановка.
- Геометрическое определение вероятности.
- Аксиоматическое определение вероятности: статистическое, классическое, геометрическое. Вероятностное пространство.
- Статистическое оценивание и прогноз. Прогноз частоты повторения событий. Предсказание вероятностного исхода. Проверка статистических гипотез.
- Исследовательская работа (групповой проект – защита).
Формы проведения занятий:
- Мини-лекция
- Семинары
- Лабораторно-практические работы с использованием компьютера
- Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой информационных источников
- Предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.
Методы обучения:
- Междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения
- Обучение на основе опыта и сотрудничества
- Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный)
- Интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов)
- Личностно - деятельностный , личностно-ориентированный и субъект – субъектный подходы (большое внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие)
Ожидаемые результаты изучения курса:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве(в форме монолога и диалога)
- распознавания логически некорректных рассуждений
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц
- записи математических утверждений, доказательств
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин.
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов
- сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией
- понимания статистических утверждений.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
- Наблюдение активности на занятии
- Беседа с учащимися
- Экспертные оценки педагогов по другим предметам
- Анализ исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Оценка выставляется в форме «зачтено / не зачтено». Итоговая аттестация проводится по результатам изучения курса с помощью зачетной работы-проекта.
Основной список литературы:
- Арлей Н., Бух К. Введение в теорию вероятности и математическую статистику. – М. Наука, 1951.
- Бернштейн С.Н. Теория вероятности. – М. Гостехиздат, 1947.
- Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.
- Бунимович Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики. – Донецк, 1997.
- Бунимович Е.А. Статистика и вероятность. М., «Дрофа», 2002.
- Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003
- Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.
- Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.
- Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября», № 15, 16, 17 – 2004
- Стандарт основного общего образования по математике. // Математика в школе № 4 – 2004.
Дополнительный список литературы:
- Бунимович Е.А. Статистика и вероятность. Электронный учебник. М., 2003.
- Мищенко Т.М., Рослова Л.О. Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики», // Математика в школе, № 4 – 2004.
- Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. – М. Наука, 1975.
Разработка урока-зачета, проектная работа к
элективному курсу «Учимся играя» (см. Приложении 1).
Проводимые внеклассные мероприятия по предмету:
игра «Математический следопыт», «Математический
поезд», психологический тренинг, позволяют
развить интерес к математике (см. Приложение
2).