Открытый урок по окружающему миру. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

Познакомить учащихся с историей освоения Сибири.

Развивать:

  • навыки поискового чтения с целью извлечения интересующей информации;
  • мыслительные операции (проводить анализ, систематизировать, обобщать);
  • внимание и память;
  • речь учащихся;
  • умение работать с различными историческими источниками.

Воспитывать:

  • навыки коммуникативной культуры;
  • интерес к истории родного края.

Тип урока: урок анализа и решения учебной задачи.

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесные, наглядно-информационные.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность.
  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, объяснение, закрепление, обобщение материала.
  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный, частично-поисковый.
  5. Методы контроля и самоконтроля: контроль учителя, самоконтроль 1 уровень

Педагогические приемы: “Восстанови текст”.

Форма учебно-познавательной познавательной деятельности учащихся: коллективная.

Оборудование и оснащение урока:

Информационные учебно-наглядные пособия:

  • презентация к уроку по теме: “Освоение Сибири”, составленная в программе Power Point.

Учебно-наглядные пособия для выполнения практических заданий:

Технические средства информации:

  • мультимедийная установка;
  • проектор;
  • компьютер;
  • программа Microsoft Office-Power Point.

Атрибуты:

  • бейджики для учащихся;
  • шапочки.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • готовность класса к уроку;
  • психологический настрой учащихся на урок.

Добрый день, ребята.
Что за чудо - чудеса.
Раз рука и два рука!
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

Возьмитесь за руки, ощутите тепло рук ваших друзей. Я надеюсь, что дружба и взаимовыручка помогут справиться вам со всеми заданиями. Успехов вам на уроке, ребята.

2. Постановка учебной задачи.

2.1. Начать сегодняшний урок я хотела с такого простого, на первый взгляд, вопроса.

Где мы живем? (Россия, ХМАО, Тюменская область, Сургутский район, город Лянтор. Мы живем в Сибири).

2.2. Посмотрите на физическую карту России. Сибирь - огромная территория, занимающая большую часть Азии от Урала на западе до Тихого океана на востоке; от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей на юге. Как давно люди узнали об этом прекрасном крае?

2.3. Сообщение учащихся.

Сибирь

Точное этимологическое значение слова “Сибирь” не найдено. Сибирь, находясь на одном материке с Европой, отгороженная от неё лишь Уральскими горами, была открыта для цивилизованного человечества почти на 100 лет позже, чем Америка. Площадь около 10 млн. км2. Некогда Сибирским царством называлось небольшое татарское владение, столица которого Искер или Кашлык находилась на реке Иртыше.

Смутные слухи о Сибири бродили по миру издревле. Русский человек и торговал, и промышлял в её владениях, проникая туда и по суше, и по северным морям, но, считая это дело обычным, отчётов о своих самоотверженных проникновениях никому не давал, а опыт передавал сыновьям.

Новгородцы знали Югру (так назывались северные земли к востоку от Уральских гор) ещё в XI столетии, а может и раньше. Впервые же слово “Сибирь” появилось в русских летописях в начале XV века. Как свидетельствуют предания сибирских народов, дорусская Сибирь являла собой арену почти бесконечных войн. Они были длительными, жестокими и кровопролитными.

Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой.

Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь, среди этого приволья,
Остановившись, время спит.

2.4. На уроках окружающего мира мы с вами изучаем историю России. А всегда ли Сибирь входила в состав Российского государства? Сравните территорию России на картах № 1 и № 2. Что интересного вам удалось заметить? (№1 - Территория России в 16 веке; № 2 - Территория России к концу 17 века)

Вывод: Территория России к концу 17 века значительно выросла и стала более близка к той территории, которую мы имеет сейчас. Но в 16 веке Сибирь не принадлежала России.

На основании вашего вывода постарайтесь сформулировать проблему сегодняшнего урока.

Проблема урока: выяснить в результате каких событий территория Сибири стала частью России.

  Почему сегодняшний урок будет для вас особенно интересен?

3. Постановка темы и целей урока.

3.1. Тема урока: “ Освоение Сибири”.

3.2. Цель урока: Выяснить какие события стали причиной присоединения Сибири к России

4. Изучение нового материала по теме: “Освоение Сибири”.

4.1. Решать данную проблему мы с вами будем в группах. Хочу напомнить вам самые важные правила:

  • прислушивайтесь к мнению одноклассников;
  • четко, быстро излагайте свою точку зрения;
  • вместе, дружно выполняйте задания;
  • не отвлекайтесь.

4.2. Успех решения проблемы во многом зависит от того, насколько точно мы сумеем ответить на следующие вопросы:

  • кто правил Россией в середине 16 века?
  • кому принадлежала Сибирь?
  • чем занимались коренные жители Сибири? Чем привлекал этот край жителей России?
  • кто положил начало присоединению Сибири к русским владениям?
  • кто из землепроходцев продолжил освоение Сибири в 17 веке?
  • какие города появились в Сибири в 16-17 веках?

4.3. В каких источниках можем найти ответы на данные вопросы?

  • Учебник “Окружающий мир”.
  • Книги по истории.
  • Тексты летописей.
  • Энциклопедии.
  • Карты.

В случае затруднений я готова прийти к вам на помощь. Успехов.

4.4. Работа в группах (5 минут).

4.5. Заслушивание ответов на поставленные вопросы.

Ответы сопровождаются демонстрацией слайдов.

Кто правил Россией в середине 16 века?

В XVI столетии правил в России внук Ивана Третьего. Звали его, как и деда, Иваном Васильевичем. Да только недобрую память оставил он о себе! Лют и скор на расправу был Иван Четвёртый. Оттого и заслужил прозвище Грозного. Иван Четвертый был первым в истории России царём. Это важное событие – произошло в Успенском соборе Московского Кремля. С этого времени правителей России стали называть царями. Грозный царь Иван Васильевич находился на троне 50 лет. При нём Россия стала царством, расширила свою территорию. Но его правление принесло стране и неисчислимые бедствия. Спасаясь от лютого царя, люди бежали в леса или на окраины государства. Деревни пустели, пашни зарастали лесом.

Кому принадлежала Сибирь?

Сибирь входила в состав Сибирского ханства, которым сначала правил князь Эдигер. Он признал русского царя и платил ему ясак. После смерти Эдигера править сибирской землей стал князь Кучум. Сначала он признал над собой верховную власть русского царя. Но, утвердившись в своих владениях, не только не хотел платить назначенной дани, но даже часто совершал набеги на границы наши, и особенно на землю Пермскую, лежавшую ближе всего к его владениям. Иван Грозный, занятый в это время беспрестанными войнами не мог послать ни одного отряда войск для усмирения дерзкого князя Татарского. В 1573 году Кучум начал войну против России.

Чем занимались коренные жители Сибири? Чем привлекал этот край жителей России?

На территории Сибири проживали разные народы: якуты, чукчи, ханты, манси, буряты, ненцы, эвенки. Численность их была невелика. Малые народности, говорящие на разных языках, жили, объединившись в племена (от 100 до 1000 человек). Из оленьих шкур они делали себе жилища – юрты. Религия у них была языческая. Своими покровителями оно считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов. Коренное население Сибири было исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знало природу. Низкорослые, одетые в меховую одежду, внешне они, казалось, были похожи друг на друга, но каждая, даже самая малочисленная народность имела особенности, традиции, таланты. Коренные жители Сибири говорили на разных языках и занимались кто скотоводством, кто земледелием, кто кузнечным промыслом, охотой и рыболовством. Ненцы кочевали по тундре. Основным их занятием было оленеводство. Ханты и манси занимались охотой и рыболовством. Якуты, эвены и эвенки разводили мохнатых лошадок и коров. Якуты осваивали рыбную ловлю, оленеводство, охоту. Чукчи и коряки разводили оленей, охотились на моржей, тюленей, китов. Буряты - самый многочисленный народ за Уралом были скотоводами, земледельцами. Они умели выплавлять железо и хорошо его обрабатывали. Сибирь славилась своими пушными богатствами. Меха ценились дорого. На берегах северных морей добывался “рыбий зуб”- моржовый клык.

Кто положил начало присоединению Сибири к русским владениям?

С похода казачьего атамана Ермака в 1582 году начинается освоение Сибири. Этот поход стал границей, которая разделяет историю открытия и познания нашего края на две части, до похода – это неизведанный край, чем меньше о нем знали, тем больше сообщали фантастических сведений. После похода – реальное знакомство с нашим краем, о котором остались документы, написанные как донесения властям: отчеты, или “скаски”, т.е. устные рассказы о реках, природе и народах Сибири, записанные дьяками воеводских канцелярий, челобитные на имя царя. Начался новый этап удивительной эпопеи открытия нашей земли.

Кто из землепроходцев продолжил освоение Сибири в 17 веке?

Только со смертью Кучума (предположительно в 1598 году) в присоединенной к России Сибири наступил окончательный мир. Освоение Сибири в 17 веке продолжили такие землепроходцы как: Василий Поярков, Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. К концу 17 века ими была пройдена вся Сибирь. И этот факт закреплен образованием в 1706 году Сибирской губернии. Губернским городом сначала был Тобольск, но потом стал Иркутск.

Какие города появились в Сибири в 16-17 веках?

Землепроходцы, продвигаясь в глубь Сибири, ставят укрепленные остроги, усиливают гарнизоны. Основывают Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), ставший надолго столицей русской Сибири, другие города. Смотри карту № 2.

Итог.

Спасибо, ребята. Молодцы. Вы, верно, сказали, что именно с похода казачьего атамана Ермака в 1582 году начинается освоение Сибири. Эта фигура является самой главной и самой значимой. Кто он атаман Ермак?

5. Пресс-конференция по теме: “Атаман Ермак”.

5.1. Организация работы.

Группа ребят нашего класса занималась исследовательской деятельностью по теме: “Атаман Ермак”. Ребята проводили исследование по следующему плану.

  • Кто он, атаман Ермак?
  • Организация похода в Сибирь.
  • Сражения казаков.
  • Гибель Ермака.
  • Пора Легенд.
  • В память о легендарном атамане.

Группа готова ответить на все ваши вопросы. Вы, уважаемые гости, можете так принять участие в нашей работе. Время пресс-конференции ограничено. Поэтому ждем от вас самых интересных вопросов.

Группа интеллектуалов: Ядрышников Станислав, Прокипчук Татьяна, Серебренников Матвей, Крысенко Дарья.

5.2. Проведение пресс-конференции.

Наша пресс-конференция прошла на хорошем уровне. Я думаю, что обе стороны остались довольны работой.

6. Игра-задание “Восстанови текст”.

Давайте проверим, ребята, насколько вы были внимательны сегодня на уроке. Найдите на парте тексты “Освоение Сибири”. Постарайтесь заполнить в них все пропуски. Какая группа справится быстрее и качественнее выполнит работу? Проверим.

“Освоение Сибири”

В середине 16 века Русское государство граничило на западе с Сибирским ханством. Хан Кучум отказался платить русскому царю дань – ясак и стал совершать набеги на землю Пермскую. Для защиты от врагов купцы Строгановы пригласили вольных казаков во главе с Ермаком. Ермак был храбрым и умным атаманом. Решающее сражение с кучумлянами состоялось в октябре 1582 года на Чувашском мысу. Дружине Ермака удалось в трудном бою одержать победу и занять столицу Сибирского ханства город Кашлык. После похода Ермака присоединение Сибири проходило мирно. Дело Ермака продолжили землепроходцы: Е.Хабаров, В.Поярков, В.Атласов, С. Дежнёв. В 16-17 веках в Сибири были основаны многие города: Тюмень, Тобольск, Сургут, Иркутск, Якутск и т.д. В 1706 году была образована Сибирская губерния, которая прочно вошла в состав России.

7. Итог урока. Рефлексия.

А теперь предлагаю вернуться к той проблеме, которая прозвучала в начале урока. Удалось ли нам её решить?

Вывод (дети): События, о которых мы вели речь на сегодняшнем уроке, имели для России важное государственное значение. К концу 17 века территория Сибири становится территорией Российского государства. Конечно, много белых пятен в истории того времени. Возможно, какие-то из них предстоит исследовать вам.

Кого вы хотели бы поблагодарить за хорошую работу?

8. Домашнее задание.

Учебник с.50-53, краткий пересказ, сообщения о Дежневе, Пояркове, Атласове, Хабарове, городах Сибири – дополнительная оценка