В наше время приходится нередко слышать сетования учителей физики на то, что этим предметом почти никто сейчас не интересуется и всё меньше желающих поступать на некогда престижный физмат или физтех.
Хочу поделиться своим опытом в развитии интереса к этому предмету. В своей работе я сделала акцент на прикладное значение физики, и, поверьте, ребята были удивлены, что физика буквально окружает нас. Приведу некоторые примеры.
Тему “Атмосферное давление” в 7 классе мы изучаем в горах в окрестностях нашего города-курорта Кисловодска (Приложение 1). Поднимаясь с барометром-анероидом на Олимпийский комплекс в горах, измеряем давление атмосферы на различных высотах. Опытным путём делаем вывод, что при небольших подъёмах, в среднем на каждые 12м подъёма, давление уменьшается на 1мм.рт.ст.
Или другой момент. Казалось бы, Кисловодск находится далеко от всемирно известного космодрома Байконур, но их связывают прочные связи. Ведь Кисловодск, многие российские (да и зарубежные космонавты), избрали базой для подкрепления своего здоровья. Так уж повелось со времён Цандера и Королёва. В нашей школе популярны экскурсии в музей космонавтики, встречи с космонавтами и конструкторами Байконура.
А как важно показать связь физики с медициной в нашем городе-курорте! Мои ученики уже не удивляются, когда на уроке появляется школьная медсестра с прибором для измерения кровяного давления. (Рисунок 1.) Изучив устройство тонометра, ребята с удовольствием измеряют давление друг у друга, проводя физические эксперименты. Самостоятельно составляют презентации о видах и использовании медтехники в санаториях и больницах города.
Вот ещё один пример того, что физика живёт вокруг нас!
Дружим мы и с коллективом Кисловодской ТЭС, дающей электроэнергию и тепло городу. Проводя уроки-экскурсии на ТЭС, я замечаю, что появляется у ребят и интерес к профессии теплоэнергетика.
Вообще, примеров прикладного значения физики можно найти множество. Даже прогулка в парк или по улицам города может быть ненавязчивым экскурсом в мир физики. Я рассказываю ребятам об использовании явлений диффузии и электролиза, законов оптики и электричества в архитектуре зданий и опорах моста, в скульптурах и памятниках из бронзы, “кружевах” мостика “Дамский каприз”, чугунных ограждений балконов и ворот, освещении улиц города и подсветке зданий.
…Когда-то в обществе шёл спор “физиков и “лириков”. Первые отстаивали приоритеты точных наук, а вторые утверждали главенство гуманитарных знаний. На мой взгляд, эти споры не нужны. Главное, чтобы подрастающее поколение смогло открыть и понять для себя всю необходимость изучения и применение физических явлений.
Чтобы каждый ученик мог сказать: “Физика живёт вокруг нас и для нас!”
См. приложение 2.