Книга - это сосуд, который нас
наполняет, но сам не пустеет.
А. Декурсель
Содержание
I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
I. Актуальность проекта
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.
К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.
Важную роль по привитию интереса и любви к чтению младших школьников мы отводим работе школьной библиотеки и учителя начальных классов. Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах младших школьников, обеспечить переход работы школьной библиотеки на еще более высокий уровень предоставления информационных услуг, их оперативность, востребованность и актуальность. На наш взгляд, это должно способствовать реализации государственной программы .
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества знаний по предметам.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.
В ходе работы над проектом надо решать следующие задачи:
- показать привлекательность и пользу чтения учащимся начальных классов и их родителям;
- улучшить работу учителя начальной школы совместно с библиотекарем по данному направлению
- создать условия для формирования и совершенствования информационной компетенции учащихся начальных классов;
- систематически повышать информационную грамотность учащихся на библиотечных занятиях;
- содействовать успешному усвоению учебных программ;
- активизировать работу родителей с детьми во внеклассном и семейном чтении.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальной школы.
III.Содержание проекта
1. Подготовительный этап - август-сентябрь 2009 г.
2. Экспериментальный этап - октябрь 2009 г. – май 2010 г.
3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.
1. Подготовительный этап.
1. Создание проекта “Планета книголюбов”.
Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.
2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.
Правильно организованная работа учителя начальных классов и библиотекаря -залог успешной реализации проекта. Основная задача библиотекаря и учителя начальных классов – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, вовлечение его в активную творческую деятельность. Библиотекарь и учитель также призваны выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.
Дата проведения |
Мероприятия | Ответственные |
Октябрь | 1. Урок-экскурсия в парке
“Природа и вдохновение” 2. Библиотечный час .Ознакомление читателя с библиотекой и запись в школьную библиотеку. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Ноябрь | 1. КВН по сказкам “Что за
прелесть эти сказки!” (инсценирование сказок) 2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой. 3. Встреча с писателем А. Л. Барто. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Декабрь | 1. Кокурс стихов “Моя Россия”. 2. Библиотечный час. Навыки выбора книги. 3. Встреча с писателем К.И. Чуковским. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Январь | 1. Бал любимых литературных
героев. 2. Библиотечный час. Как читать книгу. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Февраль | 1. Литературная игра “Что? Где?
Когда?” 2. Библиотечный час. Отзывы о книгах. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Март | 1. Утренник “Папа,мама
,я-читающая семья”. 2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке” 3. Библиотечный час. Книжные выставки. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Апрель | 1. Стихи поэтов о весне. 2 .Библиотечный час. Наглядные формы пропаганды книги. Библиотечные плакаты. 3. Встреча с писателем С.Я. Маршаком. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
Май | 1. Семейное ток-шоу “Любимые
книги детства”. 2. Библиотечный час. Рекомендательные списки. Использование в работе компьютера. |
Учащиеся 1А, 2А Авраменко Н.И., Кларк Л.Е. Библиотекарь Вельц Н.В. |
2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.
1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.
Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.
а) Ознакомление читателя с книгой.
В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.
б) Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.
в) Навыки выбора книги.
С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.
г) Как читать книгу.
Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
д) Отзывы о книгах.
Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.
е) Наглядные формы пропаганды книги.
В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.
Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.
ж) Книжные выставки.
Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.
з) Библиотечные плакаты.
Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.
и) Рекомендательные списки.
В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано
к) Использование в работе компьютера.
При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.
2) Массовые мероприятия.
Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.
1. Громкое чтение и художественное рассказывание.
Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.
Хорошее, выразительное чтение эмоционально затрагивает ребенка, помогает ему лучше воспринять книгу, способствует более глубокому пониманию её содержания, пробуждает интерес к литературному произведению. Чтение вслух помогает школе в разрешении одной из важных воспитательных задач - развитию литературной речи детей, обогащению и расширению их словаря.
Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.
В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.
2. Обзоры литературы.
Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).
Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
3. Обсуждение книг.
Обсуждение книги - это коллективная беседа, в которой читатели делятся своими мнениями о прочитанном, оценивают поступки героев книги. Воспитательное значение такой беседы очень велико. Обсуждение книги - хорошая целевая установка для внимательного, вдумчивого чтения; оно заставляет с интересом читать книгу. Дети учатся последовательно и убедительно выражать свои мысли. Коллективная беседа часто вызывает споры, заставляет искать и находить самые необходимые доводы.
4. Литературные утренники и вечера.
Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.
5. Встречи с писателями.
Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.
6. Литературные игры.
Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.
Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.
8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.
Надо, чтобы ребенок явился пропагандистом книги, чтобы, прочитав книгу, он шел к другим ребятам, рассказывал о прочитанном, пробуждая интерес к чтению, желание записываться в библиотеку -вот важная цель актива библиотеки.
Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.
3) Работа с родителями.
а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:
1. Что ты больше любишь?
- Читать сам;
- слушать чтение взрослых.
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Хвалят тебя;
- ругают тебя.
3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
- Читают;
- не читают.
4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
- Да;
- нет.
II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:
1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- Любит читать сам;
- слушать чтение взрослых.
2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- Хвалите его;
- ругаете.
3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
- Конечно, да;
- нет.
4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- Безусловно, да;
- наверное, нет.
б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.
Памятка 1 для родителей
- Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- Хвалите ребенка за чтение.
Памятка 2 для детей
- Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
- Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
- Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
Памятка 3 для детей
- Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
- Те места, которые легко читать, читай быстрее.
- Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
Памятка 4 для детей и родителей
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
- Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
Памятка 5 для родителей
- До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов
- Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Чему учит эта книга?
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть
в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).
3. Обобщающе-аналитический этап - май 2010 г.
Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
Август 2009 г. - май 2010 г.
V. Перспективы дальнейшего развития.
1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2. Составление плана работы на 2010–2011 учебный год.