1. Организационный момент.
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это
Дело только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
В.Берестов
2. Актуализация опорных знаний.
а) Устный счет
У. Давайте посчитаем:
- от 10 до 15
- от 15 до 20
- от 20 до 10
б) Возьмите на столах карточки с изображением цветка (приложение 1).
У. Повторяем состав чисел 7, 8, 9 (приложение 2).
- У кого получился цветок с числом 8?
- Кто выполнил без ошибки, тот поставит “+” в правом нижнем углу.
- У кого получился цветок с числом 9?
- Кто выполнил без ошибки, тот поставит “+” в правом нижнем углу.
- У кого получился цветок с числом 7?
- Кто выполнил без ошибки, тот поставит “+” в правом нижнем углу.
- Отложите карточки.
- Назовите число, которое больше 7, но меньше 9. (8)
- Назовите число, которое меньше 7, но больше 5. (6)
- Назовите числа, которые меньше 4. (3, 2, 1)
- назовите число, которое идёт за числом 8? 6? 4? (9, 7, 5 )
- Назовите число, которое стоит перед числом 5? 9? 7? (4, 8, 6)
- А теперь послушайте и решите весёлую задачу.
- Ёжик по лесу шел,
На обед грибы нашел;
Два под берёзой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине? (3)
- Запишите решение на доске.
- Какие вы молодцы!
- Быстро и правильно решили задачу.
- А вспомните, из каких частей состоит задача (приложение 3)?
- Условие
- Вопрос
- Решение
- Ответ
- Соедините парами.
- Быстро можно выполнить это задание?
- Почему? (Cлишком много звёздочек и можно запутаться)
- Если числа большие, то известный способ сравнения (соединять пары) не подходит. Поэтому надо придумать такой способ, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисление.
- Давайте вернёмся к нашей задаче об огурцах и помидорах. Вспомните условие, вопрос.
- Каким действием мы узнали, на сколько помидоров больше, чем огурцов? (Вычитанием)
- Так как узнать, на сколько одно число больше другого?
- А к задаче о звёздах можно применить это правило? (Можно)
- А как? Кто знает? (Из большего вычесть меньшее)
- А теперь возьмите ещё одну карточку.
- Внимательно прочитайте задачу и выполните задание.
Для успешного решения этой задачи внизу карточки дана подсказка (приложение 4).
- Проверка.
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Решение примеров.
- Возьмите следующую карточку, решив эти примеры, вы сможете прочитать, каким действием решаются задачи на сравнение.
- А что такое условие? (То о чём говорится в задаче)
- А что такое вопрос? (То что надо найти в задаче)
- Что такое решение?
- Что такое ответ?
- Мы сегодня продолжаем работать над задачами (приложение 3).
- Посмотрите на экран.
- Найдите такую карточку на парте.
- Придумайте условие по карточке. (На тарелке 4 огурца и 6 помидоров)
- Чего больше помидоров или огурцов? (Помидоров)
- Чего меньше помидоров или огурцов? (Огурцов)
- Давайте, сравним, на сколько огурцов меньше и на сколько помидоров больше?
- Соедините пары.
- Сколько помидоров осталось? (2)
- Значит на сколько больше помидоров? (На 2)
- А огурцов, на сколько меньше? (На 2)
- А каким действием надо решить задачу, чтобы узнать, на сколько больше помидоров или на сколько меньше огурцов? (Вычитаем)
Физ. Минутка
Светофор
Красный – сидим
Жёлтый – вставать
Зелёный – бег на месте.
- Возьмите следующую карточку
- В каком мешочке звёздочек больше? (В правом или левом)
- В каком меньше?
- Можем мы сразу сказать, на сколько их больше или меньше?
- Кто решит правильно, поставьте в правом нижнем углу “+”.
- Алёна любила собирать открытки. У неё было много разных открыток. Но больше всего ей нравились новогодние открытки, их было 6.
- Это задача? (Нет)
- Почему? (Не хватает данных в условии, нет вопроса)
- Итог урока.
- Оцените свою работу:
- Кому на уроке понравилось?
- Кто не испытывал затруднений?
- Хорошо отвечал?
- А кто испытывал трудности и чувствовал себя неуверенно.