Урок математики. 1-й класс. Тема: "Решение задач на сравнение"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1. Организационный момент.

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это
Дело только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!

В.Берестов

2. Актуализация опорных знаний.

а) Устный счет

У. Давайте посчитаем:

- от 10 до 15

- от 15 до 20

- от 20 до 10

б) Возьмите на столах карточки с изображением цветка (приложение 1).

У. Повторяем состав чисел 7, 8, 9 (приложение 2).

- У кого получился цветок с числом 8?

- Кто выполнил без ошибки, тот поставит “+” в правом нижнем углу.

- У кого получился цветок с числом 9?

- Кто выполнил без ошибки, тот поставит “+” в правом нижнем углу.

- У кого получился цветок с числом 7?

- Кто выполнил без ошибки, тот поставит “+” в правом нижнем углу.

- Отложите карточки.

- Назовите число, которое больше 7, но меньше 9. (8)

- Назовите число, которое меньше 7, но больше 5. (6)

- Назовите числа, которые меньше 4. (3, 2, 1)

- назовите число, которое идёт за числом 8? 6? 4? (9, 7, 5 )

- Назовите число, которое стоит перед числом 5? 9? 7? (4, 8, 6)

- А теперь послушайте и решите весёлую задачу.

- Ёжик по лесу шел,
На обед грибы нашел;
Два под берёзой,
Один у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине? (3)

- Запишите решение на доске.

- Какие вы молодцы!

- Быстро и правильно решили задачу.

- А вспомните, из каких частей состоит задача (приложение 3)?

  • Условие
  • Вопрос
  • Решение
  • Ответ

- Соедините парами.

- Быстро можно выполнить это задание?

- Почему? (Cлишком много звёздочек и можно запутаться)

- Если числа большие, то известный способ сравнения (соединять пары) не подходит. Поэтому надо придумать такой способ, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисление.

- Давайте вернёмся к нашей задаче об огурцах и помидорах. Вспомните условие, вопрос.

- Каким действием мы узнали, на сколько помидоров больше, чем огурцов? (Вычитанием)

- Так как узнать, на сколько одно число больше другого?

- А к задаче о звёздах можно применить это правило? (Можно)

- А как? Кто знает? (Из большего вычесть меньшее)

- А теперь возьмите ещё одну карточку.

- Внимательно прочитайте задачу и выполните задание.

Для успешного решения этой задачи внизу карточки дана подсказка (приложение 4).

- Проверка.

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Решение примеров.

- Возьмите следующую карточку, решив эти примеры, вы сможете прочитать, каким действием решаются задачи на сравнение.

- А что такое условие? (То о чём говорится в задаче)

- А что такое вопрос? (То что надо найти в задаче)

- Что такое решение?

- Что такое ответ?

- Мы сегодня продолжаем работать над задачами (приложение 3).

- Посмотрите на экран.

- Найдите такую карточку на парте.

- Придумайте условие по карточке. (На тарелке 4 огурца и 6 помидоров)

- Чего больше помидоров или огурцов? (Помидоров)

- Чего меньше помидоров или огурцов? (Огурцов)

- Давайте, сравним, на сколько огурцов меньше и на сколько помидоров больше?

- Соедините пары.

- Сколько помидоров осталось? (2)

- Значит на сколько больше помидоров? (На 2)

- А огурцов, на сколько меньше? (На 2)

- А каким действием надо решить задачу, чтобы узнать, на сколько больше помидоров или на сколько меньше огурцов? (Вычитаем)

Физ. Минутка

Светофор

Красный – сидим

Жёлтый – вставать

Зелёный – бег на месте.

- Возьмите следующую карточку

- В каком мешочке звёздочек больше? (В правом или левом)

- В каком меньше?

- Можем мы сразу сказать, на сколько их больше или меньше?

- Кто решит правильно, поставьте в правом нижнем углу “+”.

 - Алёна любила собирать открытки. У неё было много разных открыток. Но больше всего ей нравились новогодние открытки, их было 6.

- Это задача? (Нет)

- Почему? (Не хватает данных в условии, нет вопроса)

- Итог урока.

- Оцените свою работу:

- Кому на уроке понравилось?

- Кто не испытывал затруднений?

- Хорошо отвечал?

- А кто испытывал трудности и чувствовал себя неуверенно.